А где гарантия

Началось все  31 декабря. Решила я купить магнитолу и направилась в ТЦ «Эльдорадо» за Волгой. Но «Глобус», можно сказать, перехватил рекламой — у них-де гарантия два года. Выбрала магнитолу, пробила чек… БУКЛЕТ С ПЕЧАТЬЮ В техническом отделе все проверили, подают мне купленное. Я недоуменно спрашиваю: «А где гарантия?» В ответ: «Чек — это и есть гарантия». Но я за свое: «Оформляйте гарантию. Чек — только доказательство оплаты, но не обязательство по гарантии».

Началось все  31 декабря. Решила я купить магнитолу и направилась в ТЦ «Эльдорадо» за Волгой. Но «Глобус», можно сказать, перехватил рекламой — у них-де гарантия два года. Выбрала магнитолу, пробила чек…

БУКЛЕТ С ПЕЧАТЬЮ

В техническом отделе все проверили, подают мне купленное. Я недоуменно спрашиваю: «А где гарантия?» В ответ: «Чек — это и есть гарантия». Но я за свое: «Оформляйте гарантию. Чек — только доказательство оплаты, но не обязательство по гарантии».

После долгих препирательств открывают техпаспорт на магнитолу и штампуют, меня просят расписаться. Читаю: «Гарантия — 12 месяцев». Опять пытаюсь возразить: «Должно быть два года, как вы обещаете на рекламных щитах». Опять ссылаются на чек. Я за свое: рекламу через год снимут, у меня не будет доказательств, что я покупала магнитолу именно во время акции с гарантией  два года.

Требую  вызвать старшего администратора. Приходит администратор, протягивает мне буклетик, извещающий о рекламной акции с гарантией  два года: вот это, мол, и будет доказательством. Верчу буклет, недоуменно спрашиваю: «А где тут сведения,  что гарантия  действует с такого-то по такое-то число? И где доказательство, что буклет выпущен именно вашим магазином?»

Старший администратор начинает напыщенно рассказывать про фирму «Глобус» с немецким капиталом, находящимся уже много лет в руках одной семьи, и что такая респектабельная фирма никогда не пойдет на обман покупателей и т. п. Прерываю монолог, вооружившись терминологией гражданского законодательства: «Гарантийное обязательство — это сделка между юридическим лицом и гражданином, оформляется письменно, заверяется печатью». После чего старший администратор берет буклет и записывает, что гарантия — 2 года, заверяет штампом «Глобуса». Вообще-то филькина грамота, но на безрыбье и рак рыба. Ситуация, когда то ли Роспотребнадзору, то ли антимонопольному комитету следует в интересах потребителей-покупателей дать предписание о надлежащем оформлении гарантийных обязательств  со стороны магазина «Глобус» именно на срок два года, как обещано в рекламе.

О ТАКИХ МИЛЫХ ЧЕКАХ

Знакомая как-то в ТЦ «Фараон» покупала утюг. Чек пробили, она тоже спросила про гарантию. Ей, мило улыбаясь, посоветовали проверить утюг недели две в работе и прийти: если все нормально — дадут гарантию, если плохо работает — обещали обменять товар. В чем состояла фишка такого поведения, знакомая поняла только тогда, когда потеряла чек — он ведь такой маленький! Когда чек пришпилен к техпаспорту на изделие с оформленной гарантией — вряд ли потеряется. А в одиночку такой малыш точно в течение года никак не уцелеет. Хорошо, что утюг не сломался. Кстати, эту фишку — мол, оформим потом — применяют частенько. Так что бди, покупатель: все гарантийные обязательства оформляй сразу на месте с печатью магазина и подписью продавца.

ЦЕНА СОВЕСТИ —

ДВЕ КОПЕЙКИ

Главный мой бой состоялся 5 января на кустовом собрании пайщиков потребительского общества «Лесная Поляна». Я уже писала по поводу нашей потребкооперации в прошлом году. Речь шла о том, что в книжках паевых вместо 20 рублей, уплаченных 20 — 30 лет назад, пайщики увидели 2 копейки, то есть с учетом инфляции за

20 — 30 лет наши паи должны быть увеличены раз в 200, а их, наоборот, уменьшили в 1000. И при этом  у руководства значатся паи в 300 рублей. Я сразу же заподозрила попытку руководства со временем захватить собственность потребкооперации. А что еще можно подумать, учитывая тот факт, что вопрос о сниженных паях, об их необходимой индексации был поднят в 2008 году и не решен до сих пор!

Перед собранием подала заявление о выдаче мне копии устава, даже принесла бумагу для копии, чтобы не вводить контору общества в разор. Отказали. Даже не дали ознакомиться. Сдала заявление в прокуратуру района.

И вот собрание. Докладчик рассказал о том, как много покупается недвижимости, что там-то и там-то выкуплена даже земля под магазинами. А это уже вдвойне настораживает. Выгода от приватизации земли даже за 2,5 процента ее кадастровой стоимости не всегда оправданна. Во-первых, разница между налогом на землю и арендной платой невелика. Эта разница окупается за 5 — 6 лет. Но ведь деньги на выкуп земли надо выложить сразу. А откуда взялись средства на выкуп? Понятно, что за счет высоких наценок в магазинах потребкооперации. На селе же таких магазинов большинство. Пенсионерам податься некуда, в сетевые магазины не наездишься. И получается, что выкуп зданий магазинов и земли идет в конечном итоге за счет малоимущих. Упор на выкуп земли настораживает вдвойне: так действует именно тот, кто хочет обзавестись наиболее ликвидной недвижимостью, да еще и с землей.

С учетом того, что на выкуп берутся кредиты,  цена на продукты повышается и за счет кредитов, и за счет процентов по кредитам. Так что помимо традиционного роста цен с нового года за счет хапуг-монополистов цены вырастают и за счет действий руководства потребкооперации. 

С другой стороны, что-то уж слишком шустро администрацией Ярославского района распродается муниципальная собственность. А кур, несущих золотые яйца, в муниципальной собственности маловато. Сегодня все продадут, а денежки проедят. А что потом? Налогов с бывших колхозов и совхозов нежирный слой в бюджете. Арендные платежи за муниципальную собственность — большое подспорье для финансирования медицины, дошкольных учреждений.

После доклада правления потребкооперации я покритиковала его действия, потребовала поставить вопрос о размерах паев на голосование — не удалось. Представитель руководства, бухгалтер, спросила меня: «А где  записано в законе, что мы должны индексировать паевые взносы?» Я пыталась возразить, что и  уменьшение размера уже внесенных паевых взносов до 2 копеек  основано не на законе, к тому же собрание пайщиков — высший руководящий орган, как он решит, так и будет. Собрание  пайщиков купилось на то, что процитировали статью закона и устава: имущество общества разделу не подлежит. Так-то оно так. Но есть в постановлении Верховного Совета, вводившего в действие нынешний закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации», такие коварные слова: «Установить, что до закрепления имущества потребительской кооперации за пайщиками и работниками потребительской кооперации…» Что тут думать, и не знаешь, что за планы роились у законодателей в голове тогда, во что они выльются сейчас, когда у пайщиков такие мизерные паи.

Так что рано или поздно может случиться  и такая ситуация: примут новый закон о преобразовании кооперации в частную лавочку и будут определять долю каждого пайщика в соответствии с внесенными паями. А они у нас в 2 копейки, махать руками будет поздно.

Потом на собрании начались дебаты по поводу того, знакомить или не знакомить  пайщиков с уставом. Согласно закону именно пайщики принимают устав, а вот знакомиться с ним — проблема, словно это коммерческая тайна. Потребительские общества созданы не с целью извлечения прибыли, а с целью удовлетворения потребностей пайщиков в товарах… В этом принципиальное отличие потребкооперации от других организаций, в том числе и торговых.

Стали обсуждать высокие цены. Контора сетует, что трудно делать закупки без посредников, к воротам производителей их не пускают ввиду малости требуемых партий. Я пыталась возражать, что в Ярославской области несколько потребительских обществ, можно объединиться и закупать большие партии. А второй путь склочный — пригрозить таким производителям обращением в антимонопольные органы, потому что действия производителей по отказу в продаже малых партий являются незаконными.

Результат прений был нулевым. Несмотря на общее недовольство пайщиков высокими ценами, отчет председателя в конечном итоге  утвердили и работу признали удовлетворительной. По-видимому, большинство пайщиков боялось: а вдруг пайки, обещанные после собрания, не выдадут, если проголосуем иначе? Вообще, собрание иногда было даже смешным, подсчет голосов особенно. Большинство не  голосовало ни «за», ни «против», не было воздержавшихся — вообще не поднимали рук, но их приплюсовали к тем, кто «за».

И об уполномоченных представителях на местах. В нашей потребкооперации почему-то не принято давать отчеты уполномоченных. Как будто они представляют лично себя, а не 500 членов пайщиков из Лесной Поляны. Правление не дает никакой информации о принятых решениях, о выборах. Только на этом собрании большинство узнало, кто у нас председатель ревизионной комиссии. Оказывается, один из подчиненных председателя. Вот уж точно потеха, зато всегда предсказуем результат любой поверки, любого заключения ревизионной комиссии. Я, как пайщик, предложила вывесить на доску устав и списки уполномоченных, членов правления, ревизионной комиссии для обозрения. Из президиума замахали руками. Такая вот демократия по-леснополянски.

Я В «МАГНИТЕ»

Поехала я недавно в «Магнит» за  фруктами, потому что цены в Лесной Поляне именно на витаминную продукцию очень велики. Купила, дают мне чек, вес каждого из пяти наименований фруктов указан, а цена за 1 кг — нет, выведена лишь итоговая цена. Считай-де, покупатель, на калькуляторе, правильную цену или нет применил продавец. Стало навязшей на зубах у покупателей фишкой в магазинном зале указать цену маленькую, а на кассе вести  «душевный» разговор: забыли, мол, поменять ценник. Когда товаров всяких полна корзина, то после кассы редко кто проверяет указанную цену в чеке. И «душевные» разговоры возникают редко.

Увидев, что в чеке нет цены за килограмм, пошла в зал проверить. С ценами на фрукты было все в порядке, а вот за майонез в чеке указана более высокая цена, чем значилась на ценнике в магазинном зале. Я прикольнулась: потребовала выдать мне разницу, разъяснив продавцам, что ценник является публичной офертой продавца купить неопределенному кругу лиц товар именно по этой цене. Я взяла товар, следовательно согласилась с публичной офертой, и именно по предложенной в ценнике цене мне и должны продать товар. Они, продавцы, нам фишку — «ценник забыли поменять». Давайте же массово  применять свою покупательскую фишку про публичную оферту и  требовать после пробития чека на кассе выдачи разницы между ценой на ценнике и той, что на чеке. А еще жду ваших откликов. Расскажите, как вас обманывают, а я расскажу о противоядии.

Нелли ЦАПУРИНА,

юрист.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page