Раз собака, два собака…

В Переславле входят в моду туркменские пастушеские псы. Порода в Центральной России новая, малоизвестная. Даже с названием ее любители экзотики путаются: то туркменской овчаркой назовут, то алапаем, хотя туркменские пастухи именуют их алабаями, киргизские — кикпеками, казахские — таймазами, а таджикские — драхмарда. Официально признанное в России клубное название «пастуха» — среднеазиатский волкодав. Однако не в этом суть. СУТЬ в том, что алабаи входят в моду.

В Переславле входят в моду туркменские пастушеские псы. Порода в Центральной России новая, малоизвестная. Даже с названием ее любители экзотики путаются: то туркменской овчаркой назовут, то алапаем, хотя туркменские пастухи именуют их алабаями, киргизские — кикпеками, казахские — таймазами, а таджикские — драхмарда. Официально признанное в России клубное название «пастуха» — среднеазиатский волкодав. Однако не в этом суть.

СУТЬ в том, что алабаи входят в моду. Мода — капризная дама, и диктует она не только длину подола и высоту каблука, но и то, какое живое существо надо иметь в качестве игрушки.

В 1960-х годах с восторгом и восхищением смотрели школьники польский фильм о приключениях дружной четверки танкистов и обаятельной восточно-европейской овчарки по кличке Шарик. Щенят этой породы тогда можно было приобрести только в служебных питомниках, и далеко не каждому гражданину СССР. Однако ж правдами и неправдами щенков добывали, а спекулятивная цена на них доходила до 150 рублей (для сравнения: чистая зарплата учителя начальных классов в те времена не дотягивала до 60 рублей). Но вожделенные Шарики очень быстро превратились  в блохастых Барбосов на цепях при будках и на городских улицах.

В середине 1970-х прошел по телевизору американский фильм про умницу-красавицу Лесси. И в моду вошли шотландские овчарки. Добрые, умные, интеллигентные, требующие продолжительных прогулок и ежедневного тщательного расчесывания длинной бело-рыжей шерсти, с трудом переносящие заключение в тесных квартирах, скандальных хозяев и скудный пищевой рацион эпохи застоя. На улицах аристократки прогуливались недолго.

На смену им пришла мода на боксеров — сильных, упрямых, темпераментных, прыгучих, как резиновые мячики. И с очень-очень коротким, почти без теплого подшерстка шерстяным покровом. Капризные, своенравные, всюду разбрызгивающие слюну «мордашки» тоже немногим пришлись по вкусу. К весне бедных боксеров в городе не осталось, но бродячие дворняжки порадовали службу отстрела и отлова очень многочисленным потомством — курносым, брыластым, короткошерстным, с повышенной выживаемостью и агрессивностью.

Однако не каждый урок молодцам впрок. В 1990-х в моду вошли… доги. Черные тигровые, черно-бело-пятнистые. С годовалого телка ростом. А тут — дефолт, инфляция, талонные книжки. Самим бы выжить!.. Благо не приспособлены псы, спутники рыцарей аравийских крестовых походов, к русской зиме. Тем более на голодный желудок. Как говорится, Бог и их прибрал. Та же судьба постигла выброшенных за неуправляемостью питбулей  и стаффов.

В лихие 1990-е те, кому было что охранять, завели мохнатых кавказских овчарок. Суровый нрав и хороший аппетит пушистых мишек не позволили им прорваться в ряды модных игрушек, однако отдельные красавцы прочно возглавили песьи бандформирования и улучшили генетическую составляющую переславских бездомных псов. Этих снегом да морозом не проймешь. И еду они себе силой добудут. Попробуй не поделись с таким хлебушком в узком переулке!

И вот новое модное поветрие: алабаи, они же среднеазиатские волкодавы. Крупные, до 90 кг весом, сильные, самообучающиеся, с очень высоким уровнем интеллекта. Привыкшие жить в стае с определенной иерархической лестницей. Свято охраняющие подконтрольную территорию. Умеющие жестко отстаивать свое мнение и свои права. Страдающие от одиночества и отсутствия общения, задыхающиеся в тесной духоте квартир. Сходящие с ума на коротких цепях и в тесных вольерах. Легко устанавливающие контакты с другими псами. И вот уже тем или иным способом обретшие вожделенную свободу алабаи гуляют по улицам Переславля. Что дальше будет с ними и с нами?

…Каких только пород собак не выявили селекционеры в угоду людям! От 300-граммовой крошки до 150-килограммовых гигантов. От почти полностью голых до густомохнатых. От игрушки до грозного оружия. Каждый выбирает для себя… Вот только думает ли при этом, понимает ли, что в отличие от модной одежки собака, какой бы породы она ни была, — живое существо. Помним ли мы, что, выбирая в копошащейся куче забавных щенят самого-самого, мы принимаем на себя ответственность за  жизнь и свободу лет эдак на 15 — 20?..

Марина ДОРОФЕЕВА,

национальный парк «Плещеево озеро».

P. S. А вот и новый фильм появился — «Снежные псы». Купить, что ли, красавицу хаски? Тольку у нас  не Аляска. Просторы не те. Да и бегать с ней по шесть часов в день лень природная не позволит. А иначе помрет животинка — от гиподинамии. Но прежде соседей всех изведет.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page