Много славных имен

ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ в нынешнем году отмечает свое 95-летие. Мы продолжаем листать страницы биографии этого предприятия — одного из первенцев отечественного автопрома. Первый государственный «Боевой восемнадцатый год» поставил точку в истории Акционерного общества механических передвижений и производств В. А. Лебедева. В начале 1918 года судьбой предприятия занялось Особое совещание по обороне. И это не случайно.

ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ в нынешнем году отмечает свое 95-летие. Мы продолжаем листать страницы биографии этого предприятия — одного из первенцев отечественного автопрома.

Первый государственный

«Боевой восемнадцатый год» поставил точку в истории Акционерного общества механических передвижений и производств В. А. Лебедева. В начале 1918 года судьбой предприятия занялось Особое совещание по обороне. И это не случайно. Для победы в гражданской войне рабоче-крестьянской Красной армии кроме оружия нужны были еще и исправные автомобили. Одна за другой вступали в строй новые мастерские: механическая, литейная, рессорная, моторная, жестяницкая, слесарная, кузнечная, сборочная.  С этим арсеналом уже можно было начинать серьезное производство. И вот в августе 1918-го из сборочной мастерской выехал первый капитально отремонтированный автомобиль — это был настоящий праздник! А предприятие получило новое наименование — Ярославский государственный авторемонтный завод (ЯГАРЗ).

Коллектив завода приступил к ремонту автотехники. Но людям жилось трудно: денег на заводе не было, зарплату платили нерегулярно. И работалось нелегко: не хватало специально обученных кадров, не было контрольного оборудования. Рабочие проявляли настоящие чудеса смекалки и выдумки, работая на глазок, на ощупь, многие детали доводились вручную. Заведующий отделом организации производства Дмитрий Катков был единственным инженером на заводе. Большинство руководителей были практиками, получившими навыки в авторемонтных мастерских Западного фронта.

Особо важный

Только в 1919 году произошло укрепление предприятия специалистами — в Ярославль прибыли высококвалифицированные инженеры, организаторы производства. В 1920 году на заводе было введено единоначалие — первым руководителем предприятия стал Григорий Ильич Темчин. Завод был отнесен к особо важным предприятиям оборонной промышленности. В 1920 году ЯГАРЗ отремонтировал больше сотни автомашин. Успехи коллектива были замечены: в 1921 году центральный комитет профсоюза металлистов занес Ярославский авторемонтный на Красную доску почета, а 45 его работникам объявил благодарность. 

От мотовоза до трехтонки

Мечта сделать свой автомобиль не оставляла заводских конструкторов. Молодой инженер-изобретатель Владимир Данилов в 1924 году вывел с заводских путей первый построенный здесь мотовоз. Именно он руководил его проектированием и производством. Из газеты «Северный рабочий» от 20.04.1924 г.: «16 апреля 1924 г. в 9 часов утра с грузом на платформе в 30 человек мотовоз под управлением конструктора — главного инженера В. В. Данилова — важно вышел на первое испытание по линии железнодорожной станции Приволжье. Здесь случайно оказались в наличности 30 порожних вагонов, которые мотовоз брал передним и задним ходом, что составляет вес около 13 тысяч пудов»… Несмотря на то что к тому времени Владимир Васильевич отработал в Ярославле всего два года, авторитет на предприятии у него был очень серьезный. Не случайно его назначают главным инженером, затем — главным конструктором. Под его руководством осваивается производство радиаторов, налаживается изготовление кузовов. Это были первые решительные шаги к производству собственных автомобилей. В 1924 году Госплан СССР и Совет труда и обороны приняли решение о производстве в Ярославле  советских грузовых автомобилей. Владимир Васильевич Данилов и стал главным конструктором первого отечественного 3-тонного грузовика, получившего название Я-3. Задача была не из легких, ведь это был первый опыт создания отечественного грузовика. Первые грузовики Я-3 были выпущены к октябрьским праздникам 1925 г., а уже в 1926 г. завод был переименован в автомобильный (ЯГАЗ). Грузовик Я-3 получился прочным и мог перевозить не только три, а и все пять тонн. Проведенные на трассе Ярославль — Ростов Великий испытания доказали, что грузовику не страшны ни неукатанный рыхлый снег глубиной до 15 сантиметров, ни снежные переметы, ни ухабы. К сожалению, отсутствие собственного производства двигателей и коробок передач вынуждало завод вплоть до 1947 года ставить на свои грузовики, автобусные шасси и гусеничные тягачи чужие силовые агрегаты: «Мерседес», «Геркулес», «Континенталь» и другие. И все-таки эти первые, примитивные по сегодняшним меркам машины дали толчок к дальнейшему развитию отечественных большегрузных автомобилей.

Большая реконструкция

1929 год, первый пятилетний план, где большое место отводилось созданию в стране автомобильной отрасли. Количество трехтонных грузовиков Я-3 предполагалось увеличить до тысячи, а уже в 1930-м Совет труда и обороны утвердил план расширения Ярославского автозавода на выпуск 2500 грузовиков в год. Расширялись производственные помещения, вводились дополнительные площади. Умные головы, технари, засиживались в своем бюро, на антресолях механического цеха, до ночи. Прибывший на завод с большой группой инженеров Иван Тарнавский, первый главный технолог завода, вместе со старыми заводчанами с энтузиазмом работал над проектом расширения предприятия, над новыми техническими решениями. За границей были закуплены высокопроизводительные станки, для освоения которых были выбраны лучшие, технически грамотные рабочие. На заводе появились новые рабочие профессии: наладчик станков-автоматов и рабочий-автоматчик.

Движение ударников, профессиональное обучение в учкомбинате, техническая учеба, рационализаторское движение — все это увеличивало коэффициент полезного действия руководства по реконструкции производства.

Такое стремление к новому, своему, неповторимому привлекало на завод лучших специалистов в области автомобилестроения. Так, почти все машины, выпускавшиеся на заводе в 1929 — 1937 годах, троллейбусы, 100-местный автобус проектировались под руководством главного конструктора, ставшего впоследствии главным инженером предприятия,  Алексея Литвинова. Выписка из его партийной характеристики: «Политическое развитие удовлетворительное, участвует в общественной работе. Расхождений с генеральной линией партии не было… Имеет много заслуженных работ по усовершенствованию конструкций автомашин. Среди особо отличившихся на фронте соцстроительства в 1932 г. награжден орденом Ленина. Решением Совета труда и обороны от 15.05.1935 г. премирован автообязательствами (купил машину)».

Троллейбусы и многоместные автобусы — это еще одна славная страница истории Ярославского автозавода.  Молодой инженер Виктор Осепчугов направлен в Великобританию для закупки двух серийных образцов троллейбусов. Однако репрессии 1937-го против интеллигенции не обошли ярославскую элиту машиностроения: и директор завода В. А. Еленин, и главный конструктор А. С. Литвинов были уволены и в 1938 году расстреляны по обвинению во вредительстве и низком качестве троллейбуса ЯТБ-1.

К счастью, мозговой центр завода возглавил не менее талантливый инженер-конструктор, ставший затем не только выдающимся организатором производства, но и крупным ученым в области автомобилестроения, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, — Виктор Васильевич Осепчугов.

Виктор Васильевич проработал на заводе до 1952 года. Помимо участия в создании большегрузных автомобилей он занимался организацией производства вооружения в годы Великой Отечественной войны и после нее  — артиллерийских тягачей Я-12, Я-13, Я-13Ф,  руководил работами по проектированию трехосного грузовика ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, коробок передач и сцеплений.

Первопроходцы

В 1933 году по проекту специального  конструкторского бюро НКВД на Ярославском автомобильном заводе под руководством главного инженера  А. С. Литвинова, директора В. А. Еленина и технического директора В. Ф. Гайдукевича создан первый отечественный двигатель «Коджу» (Коба Джугашвили). Летом 1934 года автомобили Я-5 с двигателем «Коджу» с успехом прошли дорожные испытания по маршруту Москва — Тифлис — Москва, тем самым ярославцы продемонстрировали свое первенство в отечественном дизелестроении.

Алла Хачатурян. 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page