Лифт в мешке

В конце прошлого года депутаты Рыбинского муниципального совета обсуждали прогнозный план приватизации на 2011 год. Директор департамента недвижимости Елена Федорович похвалилась: поступления в казну от продажи объектов недвижимости идут полным ходом с опережением планов и графиков. Не отстает от продажи объектов недвижимости и приватизация МУПов. Из семи запланированных к приватизации муниципальных предприятий четыре зарегистрированы уже как акционерные общества.

В конце прошлого года депутаты Рыбинского муниципального совета обсуждали прогнозный план приватизации на 2011 год. Директор департамента недвижимости Елена Федорович похвалилась: поступления в казну от продажи объектов недвижимости идут полным ходом с опережением планов и графиков. Не отстает от продажи объектов недвижимости и приватизация МУПов. Из семи запланированных к приватизации муниципальных предприятий четыре зарегистрированы уже как акционерные общества. Среди них два предприятия жилищно-коммунального комплекса. В 2001 году, сообщила Елена Федорович, начнется акционирование еще шести МУПов, пять из них тоже из жилищно-коммунального комплекса. Все 100 процентов акций будут принадлежать муниципалитету, но потом их выставят на продажу. 

ХИТРЫЕ АКЦИИ

Ничего в этом нет предосудительного, все делается в рамках закона. Государственная политика ведет нас к тому, что все предприятия жилищно-коммунального комплекса в скором времени станут частными. Ведь ни для кого не секрет, что содержание муниципальных предприятий обходится во много раз дороже, чем частных с аналогичными видами деятельности. Другое дело, что иногда целесообразно не торопиться, ведь зачастую акционируются предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города, имеющие инфраструктурное значение, иногда при акционировании создаются условия для монополии.

Когда депутатам предоставляют для обсуждения прогнозный план приватизации, там все шито-крыто. Но любой из приватизированных бывших МУПов, акции которого выставляются на продажу, может оказаться самым обыкновенным котом в мешке, как это случилось с муниципальным предприятием «Рыбинсклифт». Узнав о том, что на предприятии работают всего два человека, я задалась справедливым вопросом: а что же тогда продается? Чтобы ответить на этот вопрос, я и начала свое журналистское расследование. Скажу сразу: директор ОАО «Рыбинсклифт» мне никакой информации не дал, на вопросы не ответил и сразу куда-то спешно уехал. Но об этом чуть позже…

Сначала поговорим о хорошем. Собственно, на мысль провести расследование по продаже ОАО «Рыбинсклифт» меня навел сайт департамента недвижимости. В декабре выставлялись на продажу акции бывшей муниципальной аптеки, ставшей ОАО «Аптека N 27». Начальная цена торгов была около 20 миллионов рублей. И это понятно: аптечное дело есть торговля товарами первой необходимости, то есть всегда востребованный бизнес. Коллектив — 82 человека, большинство из которых фармацевты-профессионалы с опытом работы. Кроме того, в собственности аптеки пять прекрасных зданий, в том числе в центре города. Площадь самого маленького из них — 229 квадратных метров. Площадь самого большого — свыше шестисот квадратных метров.

Такие акции, разумеется, хорошо обеспечены и будут пользоваться огромным спросом. Плюс ко  всему совсем небольшие задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ, а также перед государственными внебюджетными фондами. Но самое главное и положительное — это, конечно, востребованность.  На сегодняшний день аптека имеет не только стабильных поставщиков, но и постоянных стабильных покупателей, то есть так называемый стабильный портфель заказов, или объем продаж. И это главное в стоимости акций акционированной аптеки.

А что стоит за ценой ОАО «Рыбинсклифт», преобразовавшегося недавно из МУПа «Рыбинсклифт»? 12 октября прошлого года вступил в силу технический регламент «О безопасности лифтов», который привел чиновников и должностных лиц, отвечающих за лифтовое хозяйство, в дурное расположение духа. Оказывается, как минимум половина лифтов Рыбинска не соответствует новым нормам, они выработали ресурс и должны быть выведены из эксплуатации.

ЛОХОТРОНЫ

НЕ ПРОХОДЯТ

Об этом директор ОАО «Рыбинсклифт» Сергей Маслов дал в «Рыбинских известиях» пространное пояснение и указал, в частности, что в ближайшие 2 — 3 года есть реальная перспектива остановки 30 — 40 процентов имеющихся лифтов. Как выйти из этой ситуации, он не сказал, сообщил лишь, что нужны специальные федеральные программы модернизации лифтового хозяйства. Еще сказал, что за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ по программе капремонта жилья государство дало возможность отремонтировать 15 тысяч лифтов, но это всего лишь 6 процентов от всего устаревшего парка. «В Рыбинске такие счастливые дома можно по пальцам пересчитать»,  — прокомментировал Сергей Юрьевич. Мне он сказал в коротком интервью, которое я пыталась у него взять 18 февраля в его рабочем кабинете, что люди в Рыбинске довольны, потому что впервые за многие годы лифты отремонтированы.

Впрочем, он был так недоволен появлением журналиста, что эту информацию, пожалуй, не следует принимать серьезно. Вернемся лучше к его интервью в «Рыбинских известиях». В нем подробно перечисляется, что и сколько стоит в лифтовом хозяйстве. Замена кабины — 100 тысяч рублей. Замена лебедки — 200 тысяч рублей. Стоимость всего подъемника — 1,5 миллиона рублей. Дальше Маслов намекает на то, что эти суммы могут в дальнейшем лечь на плечи собственников. И ни слова не говорит о том, что в прошлом году (том самом, когда вступил в действие государственный технический регламент «О безопасности лифтов») ОАО «Рыбинсклифт» приобрело для поездок начальства не кабины, лебедки или подъемник, а легковой автомобиль «Ниссан», который стоит столько же, сколько один подъемник, или пятнадцать новых кабин, или семь-восемь лебедок. 

Может, таким образом директор ОАО «Рыбинсклифт» пытался увеличить стоимость акций своего предприятия, подготовленного к продаже? Продажа 100 процентов акций была назначена на 9 марта. Но аукцион не состоялся. Потому что лохотроны в Рыбинске давно не проходят.

Вот информационное сообщение о продаже, опубликованное на сайте департамента недвижимости Рыбинской администрации.  Размер уставного капитала ОАО «Рыбинсклифт» — более пяти миллионов рублей. Соответственно, пять с небольшим тысяч акций номинальной стоимостью одна тысяча рублей каждая. С недвижимостью все в порядке. Есть два нежилых помещения: одно площадью более 300 квадратных метров, другое — около тридцати квадратных метров. Плюс к этому легковой автомобиль «Ниссан», легковой ВАЗ и два грузовых фургона. Один фургон старый, а другой, как и «Ниссан» для начальства, приобретен в 2010 году. Начальная цена продажи — 7210000 рублей. Почти в 3 раза меньше, чем у аптеки.

СКОЛЬКО СТОИТ «РЫБИНСКЛИФТ»

Зато у ОАО «Рыбинсклифт» в три раза больше, чем у ОАО «Аптека

N 27», задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и перед государственными внебюджетными фондами. Но даже не это самое главное. Главная ценность акционерных обществ — это, конечно же, их взаимоотношения с потребителями или заказчикам, иначе говоря, с клиентами. Если с аптекой все более чем ясно — это огромный объем продаж и сложившийся с годами рынок сбыта,  то с ОАО «Ры-бинсклифт» все более чем подозрительно.

Наличие платежеспособного потребителя, заказчика или клиентуры можно назвать портфелем заказов. В любом современном учебнике по экономике мы найдем расшифровку этого понятия. Портфель заказов — это перечень договоров (заказов), которые заключены с предприятием на определенный период. Портфель заказов служит основой для планирования загрузки производственных мощностей. Именно на его основе делается вывод об экономическом положении и перспективах деятельности  предприятия на рынке.

Вопрос: есть ли такой портфель заказов у продающего акции ОАО «Рыбинсклифт»? Ответ: нет. Об этом можно судить хотя бы по тому, что число работников в ОАО «Рыбинсклифт»… всего два человека! Для примера: в ОАО «Аптека N 27», которое стоит всего в три раза больше, — 82 человека!

Куда же делись работники из ОАО «Рыбинсклифт» вместе с портфелем заказов, который и должен составлять основную часть стоимости акций? Ответ есть, правда, из неофициальных источников. Они все работают теперь в новом частном  ООО «Рыбинсклифт». Для чего оно создано, в принципе понятно. Чтобы ОАО «Рыбинсклифт» тихо и подороже продало свои акции, цена которых без портфеля заказов ничего не стоит. Но об этом мало кто знает! И покупатель акций, пожалуй, не сразу поймет, что купил… кота в мешке. Впрочем, покупатели могут и проверить. Наверняка численность работников — два человека — их насторожит. Да и любой покупатель, приобретающий акции для развития бизнеса, а значит, для получения прибыли, прекрасно знает, что акции должны быть подкреплены системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги. В данном случае должны быть договоры на обслуживание лифтов. А их практически нет.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Осталось выяснить, где же они. А они как раз незаметно перетекли в ООО «Рыбинсклифт». Но где это загадочное ООО «Рыбинсклифт», осчастливленное заказами и контрактами? За ответом на этот вопрос я отправилась к последнему из могикан, одному из двух оставшихся в ОАО «Рыбинсклифт»  работнику — директору Сергею Маслову.

Но на вопрос, есть ли в ОАО «Рыбинсклифт» какие-нибудь договоры на обслуживание лифтового хозяйства, из чего, собственно, и должно складываться получение предприятием прибыли, он отвечать не стал. И посоветовал мне обратиться за ответом к учредителю. И даже уточнил, к кому именно: к директору департамента недвижимости Рыбинска Елене Федорович.

Тогда я спросила, где находится ООО «Рыбинсклифт». На это он мне ответил: «Не знаю» — и порекомендовал обратиться опять же к учредителю — директору департамента недвижимости Елене Федорович. Каким образом департамент недвижимости может быть учредителем ООО, я не поняла, но больше вопросов задавать не стала.

Поскольку на площадях ОАО «Рыбинсклифт» я встретила трудящихся  намного больше, чем два  человека, которые согласно объявлению о торгах на сайте департамента недвижимости числятся в ОАО «Рыбинсклифт», то пришла к выводу о том, что ООО «Рыбинсклифт» находится на этих же площадях. Вскоре эту информацию подтвердили те, кто по долгу службы связан с ООО «Рыбинсклифт». Кстати, над входной дверью в эту контору висит надпись крупными буквами «Рыбинсклифт». ОАО или ООО — не  указано. Впрочем, все и так понятно.

Непонятно только, почему депутаты Рыбинского совета допустили, что акционерное общество, акции которого муниципалитет  выставляет на продажу, может оказаться не только котом в мешке, но и мыльным пузырем. Ведь среди них полно таких, кто в бизнесе далеко не новичок!

Наталья

ИЛЬЮШЕНКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page