Завод и заводчане — строители города

Как мы уже писали, в нынешнем году ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ исполняется 95 лет. Сегодня мы открываем еще одну страницу славной истории Ярославского моторного.
Завод строился и рос, росли новые кадры руководителей, специалистов, рабочих.

В музее истории завода отдельная экспозиция посвящена  незаурядному человеку — Георгию Волкову. Родился он в селе Красном Ярославского района. На завод пришел в 1916 году еще подростком. Курьер, потом подручный слесаря, слесарь, мастер — так он двигался по карьерной лестнице. Сегодняшним подросткам это покажется смешным: ну и карьера — слесарь! Но тогда это требовало больших талантов. И он обладал ими. Трудолюбивый, общительный, он все делал с азартом, свойственным молодости и времени, — не только в производстве, осваивая одну профессию за другой, но и в организации молодежи. Увлекался сам и увлекал за собой сверстников. Не случайно, когда большинство старших товарищей- комсомольцев в 1919 году ушли на южный фронт бушевавшей тогда гражданской войны, Гоша Волков остался на заводе единственным комсомольцем. А разве мог он быть в одиночестве! Ну и закрутил вокруг себя таких же подростков, у которых руки сами рвались к работе, глаза горели  мечтой о строительстве новой жизни. Фактически заново Гоша Волков создал комсомольскую организацию.

Особенно ярко проявились организаторские способности Георгия Волкова в годы первых пятилеток, в 30-е годы. Он становится мастером, какое-то время работает заместителем начальника ремонтно-механического цеха, затем заместителем главного механика и главным механиком завода, учится  без отрыва от производства в ярославском филиале института повышения квалификации хозяйственников. На его плечи ложатся многие заботы по дальнейшему расширению предприятия, строительству новых цехов.

Первая пятилетка как большой жизненный экзамен, как большой бросок предприятия в будущее. «Завод рос не по дням, а по часам, — пишет в своих воспоминаниях Георгий Васильевич. — Вместе с ним росли и мы, рабочие: набирались мастерства, боролись за передовые приемы труда, соединялись в ударнические бригады». Эти «ударнические бригады» строили всю хозяйственную, да что говорить — всю идеологическую политику предприятия. А идеология была проста: работать как можно лучше, чтобы скорей пришло светлое завтра.

За годы первой пятилетки Георгий Волков награжден уникальными наградами — двумя серебряными с пурпурной эмалью значками ударника первой пятилетки. Тогда это было равно едва ли не трудовому ордену — так мало людей удостоено таких наград. Теперь они бережно хранятся в заводском музее.

В трудные военные годы под руководством Георгия Волкова в кратчайшие сроки строится тепломагистраль — в лютые морозы заводские цеха получили тепло. Эта работа в годы войны приравнивалась к боевой, потому что весь завод работал для фронта. За это и был Георгий Васильевич награжден высоким боевым орденом Красной Звезды. Словом, не было ни одного общего дела, в которое бы со всей горячностью не включался Георгий Васильевич. В том числе и в самое масштабное — строительство заводских цехов и жилья для работников.

Руководство завода с первых дней бережно относилось к своим кадрам, ценило специалистов и никогда не забывало о насущных нуждах своих работников. А главная потребность у людей была в жилье. Ведь поначалу завод арендовал жилье у города и жили в нем в основном специалисты, рабочие же селились в близлежащих деревнях. Были тогда на карте близ Ярославля деревни такие: Мордвиновка, Чебоксары, Иваньково, Брагино, Норское. Понятно, что долго так продолжаться не могло, и завод начал строительство. В 1928 году был построен первый трехэтажный кирпичный дом на 36 квартир, начал возводиться второй — на 18 квартир. Через год завод уже построил 2900 квадратных метров жилья, еще через десять лет жилой фонд предприятия вырос до 16 тысяч квадратных метров.

Мирное строительство прервала война. Только в 1947 году возобновилось активное строительство в поселке моторостроителей, известном ныне как район Пятерка. Первой началась застройка улицы Стахановцев — теперь это улица Автозаводская. Строились поначалу деревянные бараки, затем и двухэтажные кирпичные дома. Этих первых жилых домов уже нет и в помине — на их месте возведены более современные здания. В архиве музея есть данные о том, как планомерно шла застройка городских кварталов. Смотришь в архивные документы и понимаешь, что Ярославский моторный был настолько масштабным предприятием, что определял географию города. Вместе со строительством жилья создавалась и инфраструктура микрорайона: обустраивались детские площадки, строились детские сады и школы, в новом микрорайоне возникла сеть магазинов, прачечных и других предприятий соцкультбыта, был даже летний кинотеатр.

Строил завод городские улицы за собственные деньги и собственными силами. Все претенденты на жилье приложили к его строительству руки. После работы, в выходные люди шли на стройку и, не щадя сил, помогали строителям, работая разнорабочими. Энтузиазма хватало всем, в первых рядах активистов-строителей был и Георгий Васильевич Волков, который всей душой беззаветно любил свой завод. Георгий Васильевич более полувека отдал родному заводу. И после выхода на пенсию как будто и не покидал его. Его можно было видеть и в заводском музее, и в лицее среди учащихся, и во дворце культуры — словом, душа ветерана всегда была молодой, и своим долгом считал он как можно больше рассказать о заводе, который стал его биографией, его жизнью, домом родным, который он строил, создавал и которым гордился всю жизнь. Эту любовь он передал и своим детям и внукам. Неутомимый труженик, он умело организовывал работу товарищей, и сам, несмотря на высокую должность, работал вместе с другими не покладая рук.  

В начале 60-х годов завершается строительство основных корпусов завода и начинается благоустройство заводских территорий, наведение порядка внутри и снаружи цехов и корпусов. Душой этой работы, главным ее идеологом был Федор Михайлович Крупкин — начальник хозяйственного цеха. Придя на завод в 1933 году шофером, он прошел большой трудовой путь: работал механиком гаража, заведующим гаражом, начальником колонны, старшим мастером главной сборки, начальником автоколонны ЯАЗ на строительстве животноводческих ферм в Борисоглебском и Середском районах. Были в поле зрения его команды и пионерский лагерь, и детские дачи, и подсобный совхоз «Революция», и база отдыха «Лесное»,  а также территория вновь вводимых жилых домов.

В 50 — 60-х годах началось бурное строительство жилья в Северном жилом районе. В 1963 — 1965 годах Ярославский моторный построил 36,5 тысячи квадратных метров жилья. Развернулось в это же время кооперативное строительство, результат — еще 17 тысяч квадратных метров. И с каждым годом благоустроенного жилья вводилось все больше и больше.

Но не хлебом единым жили заводчане. На заводе работало много молодежи, да и люди постарше нуждались в полноценном отдыхе вне работы. С середины 60-х годов строятся дворец культуры на Юбилейной площади, который теперь носит имя прославленного директора ЯМЗ Анатолия Михайловича Добрынина,  хоккейный корт, медсанчасть, бассейн «Лазурный», кинотеатр «Волга». Особая забота о детях: детский сад на 75 мест завод открыл еще в 1933 году в здании учебного комбината, а в 60-х годах, особенно с приходом А. М. Добрынина, детские комбинаты возводились вместе с жилыми массивами.

На снимке: Георгий Васильевич Волков.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page