Страна золотых песков

Нас, русских, и болгар роднят схожесть языков и православная вера, объединяют историческое прошлое и культурная общность. Да и просто по-человечески мы прекрасно понимаем друг друга. И могу сказать: я другой такой страны не знаю, кроме Болгарии, где так вольно дышит русский человек.

ДОБРЕ ДОШЛИ

«Боинг-737» российской авиакомпании «Трансаэро» приземлился в аэропорту Варны.

Звонкоголосые московские школьники с чуть охрипшими педагогами, озабоченные бабушки с вертлявыми внуками и внучками, сосредоточенные папы и мамы с приструненными детьми, готовые прямо с воздушного корабля на пляж молодые люди, пенсионеры, чьи седины и смелость путешествовать в одиночку внушали уважение, запрудили пространство зала прилета перед стойками паспортного контроля. Капля по капле, человек за человеком, в порядке живой очереди рассасывалась русскоязычная запруда.

Дошел черед и до меня переступить желтую линию на полу. Расплывшись в улыбке, я поприветствовал хмурого пограничника:

— Здравейте!

Он сравнил мое счастливое лицо с грустным фотопортретом в заграничном паспорте и, поставив штамп, улыбнулся в ответ:

— Добро пожаловать!

Ну, здравствуй, Болгария — страна роз и золотых песков!

Золотые пески — это не метафора, не гипербола. Так называется черноморский курорт в Болгарии, в 15 км от Варны, куда я и жена моя прибыли на отдых на недельку. Право слово, неправы мои земляки, которые спят и видят себя в шезлонгах на турецких и египетских пляжах. Мы для себя решили: не нужен нам берег турецкий, Анталья нам не нужна. А берег египетский, на котором расположены курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх, в марте, когда мы загодя, за три месяца до поездки, оформляли тур с 10-процентной скидкой, был недоступен для россиян. Из-за беспорядков в Каире туроператорам под страхом санкций запретили продажу туров в мятежный Египет.

ПРАЗДНИК ЖИВОТА И ЖИЗНИ

По древней легенде, пираты зарыли в здешних местах несметные сокровища. А когда они вернулись за кладом, обнаружили, что добытое морским разбоем золото превратилось в золотистый песок, покрывший берег на протяжении почти четырех километров. Это и есть пляжная зона курорта, получившего свое название по цвету песка.

Золотые пески — это свыше сотни отелей плюс два кемпинга. Отели на любой вкус, цвет и кошелек: от двухзвездных гостиниц эконом-класса типа «Варшавы» (в ней-то мы и поселились, оформив ночлег и завтрак) до пятизвездных отелей типа «Интернационала» (он является символом курорта вот уже 30 лет) и поражающих роскошью «Адмирала» и «Эрмитажа».

Золотые пески — это праздник живота (кстати, по-болгарски «живот» — это «жизнь»), который вам обеспечат три десятка ресторанов, множество кафе, бистро и снек-баров. Там предлагают всевозможные блюда, в том числе и русской кухни. Отведать яства болгарской кухни, запивая гювеч, пържоли, сирене по-шопски, агнешко печено, говежко задушено, свински сач, манастирски шиш болгарскими винами, коньяками и виноградной ракией, при этом получая удовольствие от национальных песен и танцев, можно в ресторанах «Кошарата», «Воденицата», «Стария дыб», «Атлас», «Преслав». Русские песни под хорошую выпивку и закуску исполняют в кафе «Избата», «Магура», «Кривата липа». В любой забегаловке (так по-нашему, по-русски можно назвать снек-бар) можно выпить пива. Лично я рекомендую «Шуменское», «Загорку» и «Болярку» — светлое пиво с замечательным вкусом. Мучает бессонница? Айда на дискотеку или в ночной клуб! А уж ночной клуб сами себе выберете из множества развлекательных заведений. Вы авантюрист по натуре? Тогда вам в казино, где зеленое сукно, рулетка, игровые автоматы, блэк-джек и прочие игры на удачу. Главное, вовремя остановиться, чтобы в кармане не металась блоха на аркане. Вокальный дар в себе ощутили — вам в ночной клуб Muppet, где поют караоке. Стриптиза захотелось? К вашим услугам нескромные ночные заведения типа Go Go Girls. Кстати, возле этого заведения порхают ночные бабочки. Одна «бабочка» ко мне крылышками бяк-бяк-бяк-бяк. А я ей: «Леди, синьора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет… Руссо туристо, облико морале! Ферштейн?!»

Любительницы шопинга осуществят заветные мечты в супермаркетах и лавочках. Там можно купить все, что душеньке угодно: продукцию из розового масла и воды, керамическую посуду, разноцветные шерстяные скатерти, серебряные серьги, кольца и браслеты и даже открывалку с деревянной ручкой в форме мужского достоинства и кукольную ведьму, чей злобный хохот стимулирует хлопок в ладоши. Желающие иметь в здоровом теле здоровый дух посещают на Золотых песках спортивные и оздоровительные центры, боулинг-центр, бассейны, сауны, теннисные корты, площадки для баскетбола и гольфа, аквапарк «Акваполис», ездят на джипах на сафари, летают на парашютах на привязи за катерами, катаются на лошадях и погружаются в море с аквалангом под присмотром опытных инструкторов. Тот, кто в мире развлечений и страстей не забывает о Боге, может помолиться о спасении души в православном храме Рождества Иоанна Крестителя.

КУПАНИЕ ПОД ЗЕЛЕНЫМ ФЛАГОМ

— Ух ты! — выдохнул я, окинув взором покрытую Адамами и Евами стометровую песчаную полосу на всем протяжении пляжа, насколько хватало глаз. Курортники, заплатившие по 8 левов за пользование шезлонгами и зонтами и 3 лева за аренду матраса, возлежали в платной зоне, словно богдыханы и махараджи, королевы и принцессы, лениво потягивая пиво и коктейли. Экономные туристы лежали перед ними ниц на узкой прибрежной кромке. Мы нашли местечко в бесплатной муниципальной зоне и, расстелив на золотом песке покрывало, добавили свои белесые тела к тысячам загорелых и обгоревших под ярким солнцем тел.

В отеле нас предупредили, что вода в море еще холодная для купания. 6 июня вода прогрелась до двадцати градусов — для болгар холодно. Зато для нас, русских, в самый раз. Поэтому, глянув мельком на развевающийся на вышке спасательной службы зеленый флаг, я с разбега нырнул в Черное море.

Зеленые флаги на вышках не имели никакого отношения к исламу. И с символикой болгарского флага (он похож на российский флаг, только с зеленой полосой посредине) они никак не связаны. Это своего рода пляжный светофор. Зеленый цвет — купание разрешено. Желтый цвет флага призывает купальщиков к осмотрительности в неспокойном море. Красный цвет — купанию нет в бурном море. Для дальтоников, не различающих цвета, флажки на информационном щите сопровождаются текстом на болгарском, русском, английском и немецком языках.

Спасатели бдят за купальщиками с вышек, расположенных примерно через сто метров друг от друга, с девяти часов утра до пяти часов вечера. Но народ на свой страх и риск купается и до прихода, и после ухода спасателей.

Традиционно горячие русские парни открывают в черноморской Болгарии купальный сезон в мае, исполняя «Катюшу», они же его и закрывают ближе к 7 ноября с революционными песнями.

РУССКАЯ ВОЛНА

В рейсовом 409-м автобусе от Золотых песков до Варны ехала бабушка с внуком и внучкой. Ребятишки вытягивали тонкие шеи, чтобы рассмотреть вид за окном.

— Бабушка, а мы не проедем нашу остановку? — беспокоилась внучка.

— Не проедем. Кондуктор скажет, когда выходить.

Бабушка разговаривала с внучатами на чистейшем русском языке. И выглядела бабушка хрестоматийно по-русски. Такая женщина служила эталоном для Веры Мухиной, когда скульптор работала над образом колхозницы в дополнение к рабочему для монумента возле ВДНХ.

— Везу их в дельфинарий. Очень им хочется на живых дельфинов посмотреть, — охотно вступила бабушка в беседу со мной.

В разговоре выяснилось, что она местная, живет на Золотых песках в апарт-отеле «Джоя Парк». Как купили сын со снохой двухкомнатные апартаменты, так и стала она каждое лето приезжать сюда из Москвы с внучатами. Морской воздух и вода имеют целебную силу. Врачи-ухо-горло-носы тут без работы останутся. А пожилые люди тут забывают об артрозах и артритах.

Пятый год бабушка так живет-поживает, ежегодно продлевая годовую болгарскую визу.

— Я не одна такая. В нашем отеле многие русские купили апартаменты. И в других отелях на Золотых песках много русских живет в апартаментах.

Поясню: апартаменты — это меблированные квартиры со всеми удобствами площадью не менее 50 кв. метров. Например, стандартные двухкомнатные апартаменты — это гостиная с кухонным боксом, спальня, ванная комната, просторный балкон. Стоимость такой квартиры от 34000 евро, трехкомнатная квартира стоит от 45000 евро. Россияне со скромным достатком могут купить студио (благоустроенная квартира, которая включает в себя гостиную с кухонным боксом, ванную комнату и балкон) по цене от 18800 евро. Богатые люди могут купить на черноморском побережье Болгарии, в курортной зоне, протянувшейся более чем на 300 км с севера от Балчика на юг — до Ахтопола, просторные дома с видом на море по цене 70000 — 135000 евро.

Российские олигархи на виллы и апартаменты не размениваются. Владелец сети бензоколонок Денис Ершов приобрел на крупнейшем болгарском курорте Солнечный Берег пятизвездный отель. На Золотых песках четырехзвездный отель «Аллегра» принадлежит российской компании «Норильский никель».

Цены на недвижимость в Болгарии примерно такие же, как в Подмосковье, и даже ниже. Из рекламных щитов, установленных вдоль федеральной трассы, ведущей от МКАДа в глубь России, я уяснил, что новые квартиры в подмосковном городке Ивантеевке стоят от 1,6 млн. рублей (40000 евро), а цена выставленного на продажу загородного дома в Подмосковье была указана в 4,5 млн. рублей (112500 евро).

Неудивительно, что на болгарский берег нахлынула волна наших соотечественников, желающих приобрести недвижимость. В переписи населения, проводившейся в Болгарии в 2001 году, фигурируют 16 тысяч граждан русской национальности. Но есть данные, что число русских собственников недвижимости превышает 40 тысяч человек. По неподтвержденным сведениям, в Варне проживают до 20 тысяч русских. Далеко не все русские регистрируются в консульстве и участвуют в переписи населения.

Помогает россиянам новой волны органично вписаться в болгарскую жизнь «Алеша» — ассоциация русскоязычных собственников недвижимости в Болгарии, зарегистрированная в апреле 2010 года. «Алеша» имеет представительства в Софии, Варне, Бургасе, Созополе, Пловдиве и Помории.

У ВИНА, ДА НЕ НАПИТЬСЯ!

— Вот выйду на пенсию и сразу же набухаюсь, — заявила миниатюрная черноволосая черноокая женщина, на груди которой на цепи висел сверкающий медный медальон со словами «Аня королевский нюхач».

Конечно, она пошутила. Но посочувствовать Анне Колевой можно. Она, винодел-купажист королевской винарни Queen’s Winery House, живет и трудится по принципу «у вина, да не напиться». Она обязана беречь свои вкусовые рецепторы. В винном погребке в парке-дворце королевы Марии, который находится на краю обрыва сразу за аллеей стройных кипарисов, хранятся коллекционные вина и бренди, произведенные до 1945 года, коньяк 50-летней выдержки, вино «Мавруд», произведенное в 1965 году. К ним Анна Колева добавила собственные винные шедевры, коим нет аналогов во всей винодельческой Болгарии.

Мне довелось их оценить.

В пластиковый стаканчик Аня щедрой рукой плеснула граммов двадцать-тридцать белого вина марки «Мисси». Вино изготовлено из винограда сорта Мускат, без сахара, с добавлением меда. На вкус некислое, с привкусом изюма, с ароматом цветов.

В моих руках второй стаканчик — с вином гранатового цвета «Еллеанна». Это вино из винограда сорта Мерло, немного терпкое, с привкусом черники, вишни и клубники. Оно мне понравилось больше, чем «Мисси». Потом была «Дюкесса» — вино густого коричневого цвета из винограда Мерло с добавлением меда и миндаля. За ней — оригинальное розовое вино.

И вот Аня напустила на себя подобострастный вид. Подобострастия требует ее величество «Регина» — лучшее достижение винодела, вершина купажа. Я не могу передать словами уникальный вкус этого красного вина, изготовленного из винограда сорта Каберне Совиньон. Его нужно пить по чуть-чуть, смакуя каждый глоток.

Цена бутылки эксклюзивного вина от Анны Колевой — около 15 евро. Лишь здесь, в Балчике, в королевской винарне в парке-дворце королевы Марии, и можно купить это вино. И еще в магазинах «duty free» в аэропортах Варны и Бургаса. И больше нигде.

На посошок мы дегустировали коньяк 30-летней выдержки. До чего же хорошо мне стало! Я протянул Ане опустевший стаканчик за добавкой. Анна ободряюще улыбнулась и взяла бутылку на изготовку. Но моя жена перехватила мою руку. И то верно. Вечером нас ожидал ужин в ресторане «Бивак» в Каварне с национальными танцами в исполнении ансамбля «Кукери» и хождением нестинаров босиком по раскаленным углям. Хлебосольные хозяева настойчиво просили захмелевших от виноградной ракии (болгарского самогона) русских туристов не разуваться и не прыгать на раскаленные угли во избежание ожогов. Наш гид Марьяна — истинная болгарка. Но она призналась, что никогда не пробовала и не будет пробовать ходить по углям. Это могут делать только избранные, сильные духом люди, которых в Болгарии называют нестинарами.

СКАЗОЧНЫЙ НЕСЕБР

Официант в приморском ресторане в старом Несебре обрадовался мне с супругой как родным, когда мы в третий раз вышли на его общепитовское заведение на набережной.

— Бог любит троицу. Заходите, хорошо угощу.

Несебр — сказочный город-музей под открытым небом — невелик по размерам. За два часа свободного времени мы два раза прошли его вдоль и три раза — поперек. Блуждая в хитросплетении узких средневековых улочек, глядя на двухэтажные дома-близнецы, похожие своей архитектурой базилики и своим товаром сувенирные лавки, мы неизбежно выходили к этому ресторанчику. Ушлый официант нас приметил и заранее полюбил.

Я был вынужден его разочаровать:

— Нас перехватил дядя Жора из КГБ.

Дядя Жора — владелец ресторанчика, расположенного в центре Несебра, выглядел очень колоритно в белом одеянии и колпаке с бэджиком «КГБ». Грешно было проигнорировать его приглашение выпить кружечку пива.

Мои земляки каждый день толпами приезжают в Старый Несебр из расположенного по ту сторону дамбы Нового Несебра и виднеющихся на другом берегу залива курортов Солнечный Берег и Святой Влас. До Золотых песков от Несебра полтора часа езды. Но, если экскурсовод эрудированный и разговорчивый, как наш Николай, то время в пути пролетит незаметно.

Турки овладели Несебром еще в середине XIV века. Удивительно, но за 500 лет турецкого господства над ним ни разу не возвышался минарет. Единственное, что оставили турки в память о себе, так это старый фонтан и турецкие бани. Зато в десятке церквей (до османского нашествия в городе было около 40 православных храмов) столетие за столетием воздавалась хвала Богу. Причем церкви строились даже во времена османского владычества. Веротерпимость турецких правителей зиждилась на коррупции. Турецкие вельможи охотно принимали деньги и дары от греческих купцов и монахов, благодаря которым Несебр процветал даже в лихую годину.

Дома, которые придают Несебру романтику прошлого, были построены в XVIII — XIX веках. Типичные несебрские дома имеют небольшие дворы, выходящие на улицу, которая очерчена стенами каменных цокольных этажей. Верхний этаж полностью обшит деревом и выступает над первым этажом, а подпирающие его балки еще сильнее сужают зрительно уличное пространство. Окна на верхних этажах широкие, в то время как в цокольном этаже узкие. В Несебре стараются использовать с выгодой каждый квадратный метр. В старинных домах на первом этаже расположены сувенирные лавки, кафе и рестораны. В городе, который признан мировым историко-культурным наследием и находится под опекой ЮНЕСКО, новые дома по этажности и внешним признакам мало чем отличаются от домов исторической застройки. В некоторых из них располагаются гостиницы.

Мы гуляли и купались, а болгарские археологи тем временем вели раскопки на набережной, не обращая внимания на суету вокруг. Старый Несебр еще способен преподнести открытия.

ПРОГУЛКИ ПО ВАРНЕ

— Я поведу тебя в музей, — сказала мне жена.

Вот через площадь мы идем и входим наконец в большой красивый белый дом, похожий на дворец. Я переиначил стихотворение Сергея Михалкова применительно к археологическому музею, который расположен в Варне в здании бывшей женской гимназии. По артефактам, добытым археологами, братьями Карелом и Хермином Шкорпилами, их сподвижниками и преемниками, можно судить об истории Болгарии в целом и города Варны в частности без идеологического налета.

Первоначально Варна была Одессосом — так назвали в VI веке до нашей эры основанное ими поселение греки, прибывшие сюда из Малой Азии из города Милета. Переводится это просто — «у моря». Историк Геродот сравнил греческих поселенцев с лягушками, сидящими на берегу пруда. «Прудом» было Черное море, на побережье которого древние греки основали множество городов-колоний. В случае явной угрозы они садились на корабли и отплывали в море. А враги, применительно к Одессосу —  фракийцы, у которых греки отвоевали этот кусок земли, стояли на берегу, в бессильной злобе размахивая копьями и мечами.

Город у моря оказался лакомым куском, который то и дело кто-то хотел откусить. Сначала его прибрал к рукам Александр Македонский, потом римляне, затем византийцы. В 681 году город возродил из разрухи хан Аспарух — основатель Болгарского государства. Правда, уже не как Одессос, а как Варну — так нарекли город обитавшие в его окрестностях славяне, появившиеся здесь на столетие раньше протоболгар.

Кто-то переводит название города с древнеславянского как «ворона». Наиболее убедительно звучит версия, связывающая название города со словом «вар» — «источник».

Но вернемся в музей. Лучшие экспонаты его коллекции — древнейший в мире золотой клад, поднятый из Варненского некрополя. Золотым изделиям 5000 или даже 6000 лет. Находка состояла из почти 2000 предметов (ожерелий, браслетов, нагрудных украшений и посуды) общим весом пять с половиной килограммов чистого золота. Всю огромную коллекцию музея я перечислять не буду. В принципе историю Одессоса-Варны можно проследить от фракийцев и греков до освобождения Болгарии от турок по богатой коллекции монет.

Ничто не заменит личных впечатлений. А набраться их можно, прогуливаясь не спеша по пешеходной зоне от Успенского собора до площади Независимости и далее по бульвару Князя Бориса I и бульвару Сливница до Приморского парка — удивительного по красоте уголка природы, который славится своими причудливыми деревьями, экзотическими цветами, тенистыми тропинками и уютными лавочками. В Приморском парке находятся единственный на Балканах дельфинарий, аквариум с обитателями Черного моря, Римские термы, планетарий, зоопарк и мост желаний, переходить который нужно с закрытыми глазами, иначе желание не исполнится.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, или Катедрала, как называют его болгары, был открыт в 1886 году в память освобождения Варны русскими войсками от османского владычества. Священник, узнав, что мы русские, похвалил:

— Достойно поступили, что зашли сюда. У нас с вами один Бог, одна вера.

Он провел кисточкой мне на лбу, изобразив миром крест, и показал верный путь к моему святому покровителю князю Александру Невскому — к северному приделу храма. Центральный придел посвящен Успению Богородицы, южный — Св. Николаю Чудотворцу.

Вот как получается: у нас одна православная вера, одни святые угодники, одна азбука. Ее создатели, братья Кирилл и Мефодий, изображены в витражах западной и восточной стен храма.

… Мы нагулялись, накупались и, пройдя весь Приморский парк насквозь на протяжении семи километров, вышли к автобусной остановке «Свети Николай» («Святой Николай»). Напротив, по ту сторону автотрассы, развевались самые большие в Европе флаги — болгарский и Евросоюза. А между ними на высоком холме возвышался памятник советско-болгарской дружбы. Получилась символичная картина. Болгары стремятся к европейскому единству, но, как и прежде, дружат с нами. Эту дружбу не задушишь, не убьешь! И это здорово, братушки!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page