Усатова любит селедку, а шукшина не дает автографы

Тутаевские артисты народного театра «Левый берег» снялись уже в шестнадцати художественных фильмах. Светлана Асафьева, режиссер театра и организатор самодеятельных киноактеров, признается, что стали уже съемкозависимыми. Говорит, теперь все знают: и что такое звездная болезнь, редкие симптомы которой даже у себя улавливают, и какова тяжесть их доли, и как невыносимо хочется услышать слова «Мотор! Камера!», если долго не поступает приглашений на очередную картину.

Недавно они с нетерпением ждали результатов «Кинотавра», где номинировался режиссерский дебют Ивана Стебунова — фильм «Троллейбус», в котором недавно снялись. А Наталья Фавстова, эпизод с которой показывали даже по каналу «Культура», до сих пор переживает те мгновения счастья.

Впрочем, этих мгновений в жизни тутаевских артистов уже не перечесть. Скажем, этой зимой они снялись в фильме «Черные волки» (режиссер — Дмитрий Константинов), на котором познакомились с Сергеем Безруковым. Говорят, простой, талантливый и очень артистичный. Мог естественно плакать столько дублей, сколько понадобится. Еще больше им понравился Игорь Арташонов, который относился к ребятишкам из массовки как к собственным детям: шнурки завязывал, подбадривал.

Но, похоже, с тех пор ставки тутаевских артистов выросли. Это была последняя массовка.

Теперь провинциальные ак­-

теры снимаются в эпизодах. Правда, в фильм «Сделано в СССР» (режиссер — Вадим Остахов) их, как обычно, пригласили на массовые сцены, но в ходе работы оценили, что левобережные лицедеи способны на большее, и придумали для них эпизоды. Хотя лучше сказать, они сами для себя их придумали. Скажем, Андрей Асафьев случайно уронил бутылку. Оказалось, к месту, и пришлось делать еще несколько дублей. Евгения Фарунина спела частушку и была приглашена на озвучивание фильма.

Эта 16-серийная лента снималась в селе Угодичи Ростовского района. Главная сцена, в которой задействованы тутаевские артисты, — проводы в армию в сельском клубе — занимает на экране всего две-три минуты, но эта работа дала столько впечатлений, что кажется, прошли месяцы.

Светлана Асафьева говорит, что за годы съемок районные артисты очень изменились. Раньше для счастья хватало только видеть знаменитых и известных на съемочной площадке да мелькнуть в кадре плечом или рукой. Теперь приходится мучиться от мыслей, что тот или иной эпизод можно было бы отыграть динамичнее, органичнее, артистичнее. Короче, самые настоящие творческие муки.

И они, похоже, не единственные в области, кто бредит кино. Жительница села Угодичи, девяностолетняя баба Вера, так плясала и пела частушки на съемках, что унять было невозможно. Да и как унять, если Борис Галкин, снимавшийся в этом фильме, тоже с удовольствием пел частушки… С картинками.

А уж Нина Усатова и вовсе оставила неизгладимый след в сердце начинающих киношников. Вела себя на съемочной площадке как в жизни. То селедочки попросит на тарелку положить и вполне естественно ее съест, то о грибах с местными жителями разговорится.

Простоту и человечность знаменитой артистки особенно оценили на фоне поведения Марии Шукшиной, тоже имевшей роль в этом кино. Она, ничуть не стесняясь, в самом начале заявила своим телохранителям: «Никого ко мне не подпускать». И не то что автографа не дала, но даже и взгляда на сентиментальных провинциалов вне кино ни одного не бросила. А Андрей Ковалев (артист «Левого берега» и пожарный левобережного Тутаева), игравший председателя колхоза, даже смутился, когда в кадре поймал взгляд Шукшиной. Так он был неожидан, хотя в передаче «Жди меня» является обыкновением.

Не то чтобы они сильно на звезду обиделись, но ведь им, бессребреникам, получающим за день съемок одну-две тысячи, респект и уважение хотя бы за их преданность надо бы оказывать. А тут: «Не подпускать!» Кстати, режиссер фильма выразил тутаевцам особую благодарность за то, что те сцены, которые планировалось снимать два дня, ценой их работоспособности и энтузиазма ушли за один.  

Потом были съемки фильма «Земский доктор-2» в Угличе (режиссер — Александр Павловский, знаменитый по фильму «Зеленый фургон»). Семь наших артистов, в том числе трое детей из детского театра «Понедельник», снимались и в грустных, и в смешных эпизодах.

Светлана Асафьева и художественный руководитель МУ «РЦК и Д» Наталья Михеева достойно сыграли роль двух толстушек, которые занимаются зарядкой перед кабинетом врача, наглухо закрыв проход по коридору. Очень смешно.

Сейчас тутаевцы подтянулись к Андрею Звонареву на съемку «Островского» в Карабиху. Он приглашен раньше всех остальных. Короче, жизнь кипит. «Тутаевфильм» у нас тут да и только.

Но главной картиной последнего сезона тутаевские артисты считают фильм «Жена генерала» (режиссер — Иван Соловов, известный по фильму «Отец»), в котором они целый месяц снимались в Костроме. Тут-то все поняли, что один-два съемочных дня — экзотика, тридцать — тяжкий труд. Тем более что это не сериал, а  фильм из четырех серий, в каждой из которых играют артисты из Тутаева.

Здесь они встретились с Эдуардом Трухменевым, с которым в фильме «Победитель» и начался их осознанный творческий путь. Он, правда, прежних партнеров узнал не сразу, но, вспомнив, потребовал козьего молока, которым его обещали угостить несколько лет назад.

Это кино для артисток «Левого берега» действительно стало хорошим учебником. Весь фильм в кадре три известные актрисы — Ирина Чериченко, Людмила Полякова, Елена Коробейникова — и народный театр «Левый берег». В один день снимались и сев, и уборочная страда. Светлана Асафьева, Наталья Фавстова и Варвара Осипова, до того певшие только в домашнем кругу, открыли в себе вокальные таланты.

Светлана  вспоминает, что на этом фильме поняли, что кино не всегда праздник. Здесь случилось ЧП, когда неправильно подрубленное дерево упало не в сторону, а на девушку-оператора, только чудом ее не покалечив. Страху для всей группы хватило на весь день. И всех перестало удивлять, что каскадеры, причем мужчины, стали заменять в эпизодах знаменитых артисток, играющих роли сельских двужильных баб, выполняющих тяжелую физическую работу.

Однако наших прославившихся артистов не переслушаешь и всего о них не расскажешь. Остается только добавить, что ребята из детского театра «Понедельник», образно говоря, дочернего отделения «Левого берега», тоже начали сниматься в кино. Только в документальном. Оно называется «Имение в Понизовском». И, похоже, это только начало. Не случайно Асафьева признается:

— Нам хочется сниматься все больше и чаще. Мы надеемся, что к нам тоже придут слава, успех, признание. Ради этого мы способны на многое.

Фото Светланы АСАФЬЕВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page