Следы на белом ватмане полей

По случаю 40-летия выхода из цехов Рыбинского моторостроительного завода снегохода «Буран», первого отечественного снегохода, выпущен фотоальбом «Машинная тяга саней. История русского снегохода». Публикация подготовлена при поддержке ОАО «Русская механика», к настоящему времени единственного в России производителя снегоходной техники. В книге прослеживается весь путь от первых метров уникальных машин до стремительного скольжения их лыж по заснеженным просторам России.

ВЫПУСК иллюстрированного издания был идеей главы Рыбинска Юрия Ласточкина. Издание посвящено истории зимней внедорожной техники в России. Несмотря на кажущуюся специфичность тематики, знакомство с этой книгой, несомненно, доставит удовольствие широкому кругу читателей. Текст написан так, что этапы «жизни» русских снегоходов превращаются в сюжетное повествование, полное эмоций и заставляющее сопереживать. Даже технические подробности поданы настолько гармонично, что самому далекому от основ механики человеку они становятся понятны. К тому же в книге много любопытных иллюстраций: необычные фотографии, документы, проекты, рисунки и др.

ОАО «Русская механика» привлекло к написанию книги трех авторов: Г. П. Дерунова, И. В. Ксенофонтова, А. М. Кириндаса. Иллюстрирована и выпущена издательством «Медиарост». В книге использованы воспоминания и фотоархивы ветеранов-моторостроителей, а также тех, кто ныне трудится на НПО «Сатурн» и ОАО «Русская механика».

Кто лучше автора может рассказать о книге, выделив самое главное? Поэтому свои вопросы я адресовал Герману Павловичу Дерунову — талантливому конструктору, которого можно назвать творцом «Бурана», под чьим руководством были разработаны многие модели отечественных снегоходов.

— В одной замечательной песне есть слова: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». Думаю, они применимы по отношению к вам и вашим товарищам, вместе с которыми вы создавали снегоходную технику.

— Мы действительно были молоды. А молодость предполагает задор, стремление к вершинам. Я работал в другом заводском подразделении и специально попросился в КБ заниматься снегоходной тематикой — это было абсолютно незнакомое направление. У нас была возможность делать и испытывать изделие целиком, а не какой-то отдельный узел, как в авиа-ционном производстве. Все создавалось заново. Мы подыскивали специалистов, создали мощную исследовательскую базу, подключив массу НИИ. Результат коллективной работы стал зримым и слышным в 1971 году, когда из ворот 45-го цеха выехал первый снегоход «Буран» с ижевским двигателем. Гусеница была сделана кустарно, вариатора практически не было. Но снегоход ехал! И этот день стал днем рождения отечественного снегохода. Даже не верится, что минуло уже сорок лет…

— И сразу честь, и хвала, и всемерная поддержка новой техники?

— Новое далеко не всегда встречают аплодисментами. На первый снегоход был установлен мотоциклетный двигатель, который оказался маломощным для этой техники. Двигатели шли по линии Министерства автомобильной промышленности, а там не было интереса делать для нас специальную модификацию. Мы приняли решение освоить на заводе производство собственного двигателя. Учитывая специфику Рыбинска как крупного индустриального города, привлекли к работе местные предприятия в качестве смежников. Так, завод приборостроения разрабатывал для нас систему зажигания. Серийное производство «Буранов» началось спустя два года после выхода первой модели — в 1973 году.

— В книге есть описание первой экспедиции снегоходов «Буран» на Севере в 1974 году, и вы были ее участником. Но ведь в тех условиях это, наверное, был огромный риск и для людей, и для техники?

— В 1974 году еще не придумали мобильных телефонов, которые позволяют оперативно решать проблемы и благодаря которым можно рассчитывать на быструю помощь в экстремальной ситуации. Нам приходилось рассчитывать только на собственные силы. Но это был оправданный риск. Для участия в пробеге были приглашены известные по полярному туризму спортсмены во главе с Вадимом Шапиро. Маршрут был проложен так, чтобы показать достоинства наших снегоходов в суровых условиях Крайнего Севера. Об экспедиции писала главная газета страны «Правда». После этого пробега ни у кого не осталось сомнений, что в нашей стране появилась новая надежная техника для работы и службы в зимних условиях.

— Сегодня, спустя сорок лет, Рыбинск по-прежнему остается столицей российского снегоходостроения. Вы, наверное, испытываете чувство гордости от этого.

— Рыбинские снегоходы «Буран» и «Тайга» знает вся страна. Проходимость и неприхотливость первого отечественного снегохода вошла в историю. «Бурану» перевалил уже четвертый десяток лет, а он все еще в строю и своих позиций сдавать не собирается. Столько лет, как этот легендарный снегоход, не прожила ни одна модель в мире! Легенда российского снегоходостроения родом с волжских берегов. Осенью 2011 года с конвейера ОАО «Русская механика» сойдет четырехсоттысячный снегоход.

На снимке: новое издание «Машинная тяга саней. История русского снегохода».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page