Гордое имя — металлург

Немало памятных дат отмечает коллектив ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ. Но День металлурга, который отмечается в июле, заводчане празднуют особо — в литейном производстве в обеденный перерыв руководство завода награждает грамотами и подарками лучших работников. И это не случайно. Ведь металлургическое производство существует на предприятии чуть ли не со дня рождения Ярославского автозавода. И были времена, когда металлурги составляли  третью часть персонала.

ПРАВДА, начиналось литейное производство с одной вагранки для плавки чугуна производительностью 0,6 тонны в час, коксового горна для плавки бронзы, одного молота свободной ковки и двух мазутных нагревательных печей. А главным инструментом служила кувалда и ловкие рабочие руки.

В годы первых пятилеток, когда страна взяла курс на индустриализацию, началась глобальная реконструкция Ярославского автозавода — шутка ли, заданием правительства предприятию предписывалось выпускать по две с половиной тысячи грузовых автомобилей в год! Ни один ярославский завод стальным литьем не занимался, а металл для такой уймы автотранспорта был нужен позарез, и лучше свой. Вот тогда и решили развивать на автозаводе сталелитейное производство. В 1932 году под руководством инженера-металлурга Б. П. Шугаева начали строить литейный цех, а уже в 34-м в нем была проведена первая плавка стали, причем весьма качественной. Первый литейный и оборудован был по последнему для того времени слову техники: имел две электропечи, три мостовых крана, одну кран-балку над электропечами, сушила для сушки стержней, бегунные смесители, формовочные машины, две вагранки.

Спустя более семи десятков лет ярославские моторостроители перестроят и модернизируют литейное производство в соответствии с требованием времени и навсегда распрощаются с тяжело чадящей первой литейкой. На смену ей придет принципиально новое литейное производство. Но это будет потом. А тогда именно от первого литейного пошло мощное развитие завода. Не хватало многого, что греха таить, руководители не имели специального образования — все учились на рабочих местах. В 1937 — 1939 годах, почти накануне войны, в цех пришли молодые специалисты — выпускники Ярославского автомеханического техникума.

Появилось конструкторское бюро, лаборатория. В связи с началом подготовки к выпуску новых большегрузных автомобилей, а ассортимент выпускаемой продукции, как уже писала наша газета, на заводе постоянно расширялся, в составе отдела главного технолога были созданы бюро по видам производств. Специалистами этих бюро впервые на заводе на все детали, выпускаемые цехом, были разработаны и оформлены карты технологического процесса. А до этого все технологические процессы были в голове у начальника. Каким же башковитым надо было быть человеком, чтобы весь процесс в своем мозгу держать, осмысливать и переосмысливать, изобретать, улучшать, совершенствовать, добиваться и еще учить своих молодых подчиненных…

Это лишь маленький отрывок истории. Можно назвать много славных имен тех людей, чьим умом и трудом развивалось металлургическое производство «Автодизеля». И заводчане по праву отдают им дань уважения и благодарности.

Недавно по инициативе администрации предприятия, литейного управления, профсоюзной и ветеранской организаций на фасаде здания литейного цеха была установлена мемориальная доска Герою социалистического труда, ветерану Ярославского моторного Павлу Ивановичу Теркину. Павел Иванович двадцать лет проработал в этом цехе формовщиком. За высокие производственные показатели бригаде формовщиков, возглавляемой Теркиным, было присвоено звание «Бригада коммунистического труда».

Помнят на «Автодизеле» и своего знаменитого инженера-металлурга Виктора Васильевича Скотникова, который более трех десятков лет бессменно руководил центральной заводской лабораторией, был заместителем главного металлурга Ярославского моторного, защитил кандидатскую диссертацию по своему любимому делу — металловедению. Полвека Виктор Васильевич посвятил разгадке тайн металлов, созданию новых полноценных малолегированных сталей взамен известных, с высоким содержанием вольфрама, способам их обработки и упрочнения.

Прежде чем попасть на «Автодизель» Виктор Скотников успел поработать на знаменитом ЗИЛе под руководством известного профессора-металловеда Н. Ф. Болховитинова, заимел там солидный исследовательский багаж, дорос до начальника ЦЗЛ, побывал в командировке в США для закупки оборудования и ознакомления с технологией производства дизельных двигателей.

Именно дизельные двигатели предстояло выпускать Ярославскому автозаводу. Скотникова направили в Ярославль по приказу наркома. В мае 1946 года Виктор Васильевич был назначен начальником ЦЗЛ Ярославского автозавода. Небольшой в то время лаборатории поставили большие задачи: в кратчайший срок дать рекомендации по структурному составу материала и термообработке всех деталей будущего ярославского дизеля.

И они справились. Были освоены новые технологические процессы, освоено производство ряда деталей двигателей с поверхностной закалкой, налажена отливка поршня из перлитного ковкого чугуна, внедрена новая газовая цементация. За короткий срок были созданы двигатель ЯАЗ-204 и его усиленная модификация ЯАЗ-206, которые  заслужили высокую оценку правительства. Группе ярославских автозаводцев, в том числе и Виктору Скотникову, была присуждена Государственная премия СССР 1948 года. Виктор Васильевич удостоен ордена «Знак Почета» и медали «За трудовую доблесть».

Спустя несколько лет Ярославский, уже моторный, завод начал работы по созданию и освоению производства четырехтактных дизельных двигателей, затем двигателя ЯМЗ-240 и его усовершенствованных модификаций. И большая заслуга в том Виктора Скотникова. И это только одна краткая биография увлеченного, преданного своему делу человека.

Немало труда в металлургическое производство ЯМЗ вложил Борис Иванович Елизаров, начавший свою трудовую биографию на заводе лаборантом, затем работавший инженером-металлургом, начальником термического цеха и в конце концов ставший первым главным металлургом предприятия. В ряду этих талантливых специалистов и заместитель главного металлурга Анатолий Иванович Белов, и Иван Федорович Абросимов, сначала мастер, потом начальник кузнечного цеха и с 1962-го по 1974 год — специалист отдела главного металлурга, затем — главный металлург завода.

Сегодня в должности управляющего литейным производством ОАО «Автодизель» работает Виктор Васильевич Никитин. Как и раньше, литейное производство — это важнейшая составляющая деятельности предприятия, первоисточник для создания двигателей. Сегодня литейных цехов на «Автодизеле» осталось два. Большой шаг к модернизации производства был сделан, когда закрылся первый литейный, который ударно строился в годы первых пятилеток и был долгое время гордостью заводчан. Но он не только морально устарел, но и создавал экологическую угрозу городу.

Сейчас литейные цеха не узнать. Благодаря внедрению новых современных технологий уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу, в цехах стало чисто, уютно, исчезла копоть, нормализовалась температура в цехе, появилось автоматизированное оборудование, управляемое компьютерами. К минимуму сведен тяжелый женский труд. Условия труда стали более комфортными. Внедряется новая производственная система, замена оборудования в цехах идет непрерывно, без остановки производства. Ну и, разумеется, повысилась производительность труда и качество выпускаемой продукции. Благодаря планомерному улучшению условий труда и быта на предприятии только для литейщиков за последние два года капитально отремонтированы три раздевалки, к 95-летию завода будет открыта еще одна, построены новые туалеты, две комнаты отдыха с кондиционерами. И зарплата в литейном производстве достойная — до 30 тысяч рублей, а у отдельных категорий работников доходит и до 45 — 50 тысяч рублей.

Но не хлебом единым, как говорится, живут заводчане. «Проходит время, многое меняется на заводе, но важно, что не меняется отношение к труду, — сказал на открытии мемориальной доски П. И. Теркину генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин, — и все трудовые достижения обязательно будут оценены». Эти слова подтверждаются каждый раз делом — на «Автодизеле» умеют ценить трудовую доблесть.

На снимке: Виктор Васильевич Скотников.

Фото из архива музея

ОАО «Автодизель».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page