От ее взгляда компьютер впадает в тоску

Один психиатр рассказала о происшедшем недавно почти мистическом случае, которому она была свидетельницей. Врач осматривала на дому пациента, страдающего тяжелым психическим расстройством. Молодой человек находился в жутком аффекте, по одному его взгляду чувствовалось внутреннее напряжение, готовое вот-вот вылиться во что-то непредсказуемое. Говорил он намеками, крайне неохотно раскрываясь в своих переживаниях, из которых следовало, что все вокруг враги, от них надо защищаться любыми средствами. Явление в психиатрии совершенно обычное, но мою коллегу удивило не это.

СЛЫШИТЕ СИГНАЛИЗАЦИИ ВОЙ? ВСЕ ЛИ В ПОРЯДКЕ

У ВАС С ГОЛОВОЙ?

Как только она вышла из дома, где живет этот больной, и направилась к припаркованной прямо под его окнами машине, завыла сирена сигнализации, которую ей не удавалось отключить в течение почти сорока минут. Ничего подобного с ее автомобилем до сих пор не случалось. После этого эпизода тоже. Единственное объяснение происшедшего сбоя, которое пришло ей в голову, — это то, что чувствительная аппаратура отреагировала на волны агрессии и злобы, испускаемые мозгом пациента в период наивысшего эмоционального напряжения, примерно так же, как она реагирует на грозу и взрывы петард поблизости.

Можно было бы достаточно скептически отнестись к этому предположению, если бы я сам хорошо не знал одну женщину, у которой периодически перестают работать совершенно исправные телефоны, причем все: и мобильный, и домашний, и служебный. Если она говорит, что не нажимаются кнопки, гаснет экран или внезапно прерывается связь, я уже понимаю, что она чем-то сильно расстроена или взволнована. Когда же причины для волнений проходят или становятся менее актуальными, телефоны, которые она уже хотела сдавать в ремонт, начинают работать нормально без всякого дополнительного вмешательства.

Те, кому приходилось делать так называемую электроэнцефалограмму или присутствовать при том, как ее делают, знают, что перед обследованием просят выключить или убрать подальше мобильники, айфоны, плееры и прочие электронные штучки, чтобы они не влияли на процесс записи биопотенциалов головного мозга. Но любое воздействие, как известно, является взаимным. Если аппаратура влияет на работу мозга, то почему мозг не может влиять на работу аппаратуры? По крайней мере, у некоторых людей, обладающих сильной личностной энергетикой, в периоды, когда их эмоциональное напряжение зашкаливает до уровня аффекта.

Доктора, работающие в ЭЭГ-лаборатории, не исключают такой возможности, хотя и высказываются достаточно осторожно. Насчет того, может ли энцефалограмма показать, о чем именно человек думает в данный момент и что собирается сделать, их ответ — категорическое «нет». В практической медицине ЭЭГ используется прежде всего для определения так называемой судорожной готовности мозга, что важно в двух случаях: когда решается вопрос о годности человека к управлению транспортом (эпилепсия для этого — абсолютное противопоказание) и для назначения противосудорожного лечения.

Другое дело — приступы истерические, случающиеся с людьми определенного склада характера в ситуациях, когда они чем-то расстроены, огорчены или очень сильно хотят добиться желаемого, несмотря на имеющиеся препятствия.

Долгое время считалось, что энцефалограмма при них не меняется, но еще в 80-х годах прошлого века профессор Манц из тогда еще Западной Германии доказал, что это не так. В 1991 году этот ученый приезжал к нам в Ярославль и автору этих строк довелось присутствовать на его лекции. Не знаю, дали ли Манцу за это Нобелевскую премию, но результат его исследований имел очень большое значение. Раз можно зафиксировать воздействие возбужденного мозга человека на записывающее устройство энцефалографа, значит, нельзя  отрицать того, что он способен действовать и на другую чувствительную электронную аппаратуру и даже не только на нее.

ЕСЛИ ВДРУГ СПУСТИЛА ШИНА, ЗНАЧИТ, В ВАС САМИХ ПРИЧИНА

Американский психолог и психотерапевт Луиза Хей, изучающая взаимодействие между человеком и техникой, в своей книге приводит целый ряд примеров зависимости технического состояния автомобилей от эмоционального настроя их хозяев. «Ваша машина — это ваше продолжение, часть вас самих, так же, как и все, что вас окружает, — пишет она. — Узлы и  механизмы автомобиля подобны частям вашего тела и так же, как ваши органы, ощущают импульсы, исходящие от вас, как осознанные, так и неосознанные».

Одна из пациенток доктора Хей жаловалась ей на то, что испытывает растерянность, не чувствует никаких перспектив не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем, говорила, что не видит ничего перед собой, не знает, куда и зачем ей идти, куда ехать. «Я не знаю, чего я хочу от жизни, у меня полностью исчезла какая-либо видимость происходящего», — сказала она на очередном сеансе психотерапии, а когда вышла от доктора после его окончания, обнаружила, что все ветровое стекло автомобиля сплошь покрылось мелкими трещинками.

Другой пациент Луизы Хей  описывал свое состояние как ощущение того, что он «пробуксовывает в жизни», не может достичь задуманного и в реализации собственных планов, несмотря на все прилагаемые усилия, топчется на одном месте. В результате обратный путь от офиса психотерапевта до его дома занял в тот день намного больше времени, чем обычно. Посередине дороги у его автомобиля по непонятной причине лопнула шина. Впрочем, для доктора Хей эта причина была вполне понятна. Она убеждена в том, что, когда мы на чем-либо зацикливаемся и интенсивность эмоций начинает зашкаливать, это способно негативным образом воздействовать даже на неодушевленные предметы, не говоря уже о близких, находящихся с нами в такие периоды.   

ЧАСЫ ВСТАЮТ,

КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ДУША

Но гораздо чаще перепады настроения своих хозяев улавливают и реагируют на них не автомобили, которым в силу их предназначения необходимо быть устойчивыми к внешним воздействиям, а напичканные чувствительной электроникой приборы, в том числе компьютеры, мобильники, принтеры, сканеры, фото- и видеокамеры и, как ни странно, обыкновенные механические часы. Всех людей, постоянно пользующихся ими, можно разделить на три группы. У одних часы всегда идут правильно, практически всегда показывая точное время, у других — постоянно спешат, а у третьих, наоборот, отстают. Автор этих строк относит себя к последней. Все часы, какие у меня были, начиная от простеньких и кончая довольно престижными, запаздывают на несколько минут. То же самое происходит и с часами на мобильном телефоне. Мы с супругой одновременно купили мобильники одной модели, но время на них всегда разное, и я уже привык к тому, что в 11.55 получаю от нее эсэмэску, отправленную в 12.02. В том, что твои часы отстают, преимуществ больше, чем недостатков, особенно в первой половине дня, когда есть риск, что тебя упрекнут в опоздании на работу или деловую встречу…

Часы невольно подстраиваются под ритм жизни своего хозяина. Если он постоянно занят и ему необходимо везде успевать, у него возникает подсознательное желание растянуть время. Если по характеру нетерпелив и непоседлив, ему хочется ускорить его ход. Если же достаточно уравновешен и умеет планировать свои действия, то со временем у него никаких разногласий нет. В разные периоды и моменты жизни мы можем переходить из одной группы в другую, не придавая этому особого значения. Но бывают случаи, когда совершенно исправные часы неожиданно останавливаются.

Существует поверье, что это происходит в момент смерти их хозяина, хотя так это или не так, доподлинно неизвестно. Возможно, действительно, умирающий мозг дает столь мощную вспышку энергии, что ее ощущают детали часового механизма. Но бывает, часы перестают работать в присутствии живых и абсолютно здоровых людей. У одного из моих коллег есть родственница, которая частенько ему жалуется на это. Он смотрит на часы, не находит в них никаких неисправностей, и они начинают работать как ни в чем не бывало. Но это продолжается только до того момента, как он уходит. Оставшись наедине с расстроенной хозяйкой, часы снова останавливаются. Когда она успокаивается, перестает бастовать и ее наручный хронометр. Объяснить происходящее не так уж сложно. Когда человек испытывает целую гамму чувств и охвачен противоречивыми желаниями, от него исходят разнонаправленные, противоречащие друг другу импульсы, вызывающие сбой в работе приборов и механизмов.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НЕИСПРАВЕН»

Вы никогда не задумывались, почему компьютеры называются персональными? Вряд ли это просто стилистический оборот речи. Когда компьютером пользуется только один человек, служит он гораздо дольше, зависает реже и грузится быстрее. При нескольких же пользователях проблем гораздо больше, даже если суммарное время работы от этого не увеличивается. Не успела техника настроиться на импульсы, исходящие от одного человека, как на нее начинает воздействовать другой, а потом третий и так далее. С нами в таких случаях происходят неврозы, и с компьютерами, возможно, тоже нечто подобное.

Худшее, что можно сделать в таких ситуациях, это начать нервничать и злиться или даже ругать своего электронного «ноутдруга». Это значительно уменьшает вероятность возобновления конструктивной работы в ближайшее время. Вообще, находясь в плохом расположении духа, лучше не пытаться что-либо делать. Все равно вряд ли что-то получится. Между хозяином и его аппаратурой возникает определенное взаимодействие, в чем-то похожее на межличностное. Иногда это полное взаимопонимание, и тогда по аналогии с ситуацией «доктор — пациент» можно говорить о «комплаентности». Иногда все происходит с точностью до наоборот. В этом случае стоит задуматься о том, чтобы приобрести на замену что-то новое. Впрочем, не мешает поискать и причины несложившихся отношений в самом себе…

Еще один немаловажный момент. Никогда нельзя говорить о своей технике, что она сломалась, если это не соответствует действительности. А ведь мы порой так поступаем, когда приятели или родственники просят вашу видеокамеру  на важное мероприятие или фотоаппарат на отпускную поездку. Как-то, занеся домой к пожилой клиентке напечатанную нами справку, которая ей была нужна, я посоветовал ей сделать ксерокопию на всякий случай. «А я думала, вы сами сделаете», — сказала старушка. «Мы копий не делаем, — ответил я и, чтобы она не обиделась на мои слова, добавил: — У нас ксерокс сломался». И что бы вы думали? Вернувшись на работу, я увидел этот самый ксерокс в полуразобранном виде и суетившихся вокруг него сотрудниц, пытавшихся найти неисправность и вернуть его к жизни…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page