Погибли при оптимизации

На этой неделе окончательно прекратила свое существование легендарная ярославская первая клиническая больница. Знаменитый роддом на набережной официально был закрыт в понедельник. Два года старейшая больница Ярославля и ее коллектив боролись за жизнь медучреждения, но силы врачей-практиков оказались не равными напору чиновников, прикрывшихся лозунгом «улучшение и оптимизация оказания медицинской помощи».

ПЕРВАЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ

Основана первая клиническая больница была 150  лет назад, сразу после отмены крепостного права. Стараниями Ярославского общества врачей на Волжской набережной Ярославля был построен корпус акушерско-гинекологической помощи. Больница развивалась и строилась в том числе на деньги общественных фондов, пожертвования состоятельных граждан и членов императорской семьи и в начале двадцатого века входила в десятку сильнейших лечебных учреждений в России.

Если вернуться в современную историю, то стоит вспомнить, что несколько лет назад больница значительно улучшила свою лечебную и материальную базу: в период с 1999 по 2002 год  построены административный и лабораторно-диагностический корпуса, более чем в 60 миллионов бюджетных рублей обошлась реконструкция акушерско-гинекологического корпуса и терапевтического отделения, проведенная с 2002 по 2009 год. В 2006 году был открыт новый четырехэтажный корпус, в котором создали уникальные для Ярославля условия для проведения самых современных операций эндоскопическим методом, оборудовали комфортные 2 — 3-местные палаты с телефоном, холодильником, туалетом и душевой в каждой. Особой гордостью стали абсолютно стерильные операционные. «Сверхчистый воздух подается в виде ламинарных потоков прямо на операционное поле из подвесного потолка. Эти ламинарные потоки мягко падают без завихрений и как бы отодвигают все возможные бактерии, даже с лица хирурга», — радостно рассказывал тогда главный врач первой клинической больницы Юрий Матвеев.

КБ N 1 стала единственным лечебным учреждением в области, где эндоскопическую экстренную помощь оказывали круглосуточно. По итогам 2008 года в двух гинекологических отделениях КБ N 1 было пролечено более 3000 пациенток, из них более 700 поступили в экстренном порядке. В родильном отделении за год появлялось на свет в среднем около полутора тысяч младенцев. Причем родильное отделение традиционно принимало самые сложные роды, поскольку больница была клинической базой кафедры акушерства и гинекологии Ярославского медицинского института с момента его основания в 1944 году.

КАК УБИВАЛИ БОЛЬНИЦУ

В мае 2009 года первая клиническая больница прошла лицензирование и подтвердила свою первую категорию, а уже через несколько месяцев прозвучало известие о расформировании больницы.

12 ноября 2009 года заместитель мэра А. Ю. Мурашов огласил коллективу работников лечебного учреждения приказ о поэтапной ликвидации больницы. Для начала «в целях улучшения и оптимизации оказания медицинской помощи» медучреждению предписали до 1 февраля 2010 года освободить трехэтажный белый корпус на углу улицы Революционной и Волжской набережной, в котором размещались 1-е гинекологическое отделение и отделение патологии беременности.

На самом деле больных и медиков выгнали из красивого здания постройки 1901 года, нахо-дящегося в реестре Рос-

охранкультуры под названием «Лечебница глазная, 1901 года», еще до окончания 2009 года. А весной 2010 года комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля продал это здание общей площадью 1369 квадратных метров за 96 миллионов рублей. Покупателем стало ООО «Технопарк» (руководитель — президент-ректор МУБиНТа Валерий Сергеевич Иванов). Сейчас это историческое здание реконструируется под 8-квартирный жилой дом.  

Первое гинекологическое отделение больницы уплотнили со вторым, наполовину сократили отделение патологии беременности. И все же оставалась надежда, что роддом на набережной будет продолжать жить. Хотя бы ради того, чтобы оправдать многомиллионные вложения в реконструкцию и ремонт. Хотя бы из уважения к памятнику медицины с полуторавековой историей. Хотя бы потому, что коллектив больницы с просьбами о сохранении лечебного учреждения обращался к депутатам самых разных уровней, к президенту Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину, а мэр Ярославля Виктор Волончунас еще три года назад клятвенно уверял: «Больнице быть».

Но все оказалось напрасным. Стремление одних продать муниципальное имущество, а других заполучить жилье и офисы на Волжской набережной оказалось всесокрушающей силой. Уже в начале будущего года здание роддома на набережной будет вы-ставлено на торги.

ЗАТЯЖНЫЕ РОДЫ

Еще одной причиной уничтожения роддома на набережной стало открытие перинатального центра. Перинатальный центр, строящийся более пятилетки и съевший 3,5 миллиарда бюджетных рублей, поначалу был заявлен как межрегиональный центр для обслуживания женщин с патологиями беременности. Но потом стало ясно, что жительницы других областей вовсе не собираются отправляться рожать в Ярославль, а расчетная мощность ПЦ на 5 тысяч родов в год превышает общее количество младенцев, рождающихся в Ярославле. Роддом на набережной обслуживал жительниц Кировского, Заволжского и Ленин-ского районов. Теперь они направляются в перинатальный  центр, который в спешном порядке все-таки открыли нынешним летом. 31 мая было торжественно объявлено о том, что перинатальный центр «передан медикам». За этой осторожной формулировкой скрывается то, что объект до сих пор официально не принят в эксплуатацию. Специалисты, хорошо знакомые с ходом строительства, уверяют, что недоделок там еще огромное количество. Это и не удивительно: стоит вспомнить, сколько раз откладывалось его открытие, сколько раз менялись подрядчики, а заказчики так умело распоряжались бюджетными средствами, что строителям перинатального центра, собранным из разных городов и весей, регулярно не выплачивали зарплату. В результате начались случаи воровства со стройки, в том числе и элементов медицинского оборудования, проблемы с устройством инженерных коммуникаций.

Да и поспешная передача объекта медикам произошла после публичного разгона, который устроил Владимир Путин, недовольный долгостроем.

Тем не менее первые роды в ПЦ приняли 22 июля, а к сентябрю количество их перевалило за две сотни. Больше всего рожениц впечатляют бытовые условия: просторные палаты на двух человек с собственным сан-узлом и душем, телевизором и холодильником, новая мебель, удобные кровати, новое постельное белье. На этом фоне пустяком кажется да-

же отсутствие горячей воды (?!).

Этот внешний лоск пока маскирует немалые проблемы. До заявленной суперсовременной медицинской помощи ПЦ еще далеко. До сих пор не установлена большая часть медицинского оборудования. Коллективу, собранному в профессиональных обидах и склоках из разных медучреждений, еще предстоит долго притираться  друг к другу. Уже были случаи смерти младенцев. В начале сентября спустя сутки погиб новорожденный, а саму роженицу долго откачивали в ре-анимации. В августе погибла двойня у роженицы, которую направили в перинатальный центр из одного из районов области. Стремление сосредоточить все   квалифицированное родовспоможение в перинатальном центре здесь сыграло плохую роль. Сейчас роддома в районных центрах либо закрывают, либо им оставляют самые примитивные функции родовспоможения так называемого первого уровня, они даже не имеют лицензии на проведение операции кесарева сечения.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page