Малярия в качестве сувенира

Молодой рыбинец привез домой на память об Афганистане трехдневную малярию. Коварная болезнь дала о себе знать спустя восемь месяцев после командировки в южную страну.

В АВГУСТЕ двадцатичетырехлетний рыбинец почувствовал себя плохо. Легкое недомогание сменилось температурой по 40 градусов, ознобом, он обливался потом. Пришлось вызывать «скорую помощь». Врачи городской больницы, куда доставили молодого человека, грешили на энцефалитного клеща, было также подозрение на менингит. Исходя из предварительного диагноза назначили медикаментозное лечение. Вскоре молодой человек почувствовал себя настолько хорошо, что, презрев возражения медиков, которые сами удивились столь оптимистичному результату, убыл домой.

На третий день после выписки он повторно оказался в больнице. Парень чувствовал себя совсем худо: у него вновь подскочила температура, его трясла лихорадка.

На этот раз медики объявили точный диагноз — малярия. Такой диагноз был поставлен пациенту в Рыбинске впервые за много-много лет.

— Малярия — опасная инфекционная болезнь. Она вызывается простейшими микроорганизмами рода плазмодиев, которые попадают в организм человека с укусом зараженного комара рода Anopheles, и характеризуется периодическими приступами лихорадки, увеличением печени и селезенки, анемией, рецидивирующим течением. Для приступа малярии характерны озноб, жар, обильное потоотделение. У молодого человека приступы наблюдались на третий день, поэтому речь идет об одной из четырех форм малярии — трехдневной малярии, — пояснила Ирина Пятунина, заместитель начальника территориального отдела УФС Роспотребнадзора в Ярославской области по городу Рыбинску.

Молодой человек, будучи специалистом по строительству и обслуживанию гидротехнических сооружений, находился в служебной командировке в Афганистане. По роду деятельности он работает там, где вода. А в жарких странах, где непроточные пруды и болота, как раз и обитают малярийные комары. Не случайно у малярии есть второе название — болотная лихорадка. Увлеченный делом специалист из Рыбинска мог и не заметить, как его укусил вредоносный комар. Он вернулся домой, не зная, что прихватил в качестве сувенира на долгую память об Афганистане затаившихся в организме до поры до времени паразитов.

Для трехдневной малярии характерен долгий инкубационный период — до восьми — четырнадцати месяцев. Молодой человек вернулся домой в декабре прошлого года, а болезнь дала о себе знать в августе этого года. Он никак не связал это с командировкой в азиатскую страну. Когда после возвращения из больницы домой его опять залихорадило и бросило в жар, его отец сообразил, что случилось с сыном, потому что когда-то сам болел малярией. Своей догадкой отец поделился с медиками, а те, руководствуясь уточненным диагнозом и анализами, назначили парню правильное лечение.

Ошибка в постановке диагноза и выбранном лечении малярии смерти подобна. До сих пор вспоминается случай, когда в ноябре 1997 года ярославская делегация принимала участие в международной выставке «Дни регионов России в Западной Африке» в Дакаре, столице Сенегала. Спустя десять дней после возвращения домой из Западной Аф-рики заболел член делегации — заместитель ярославского мэра по экономике Анатолий Самусев. Он поступил в больницу с диагнозом «пневмония». Последующие три дня его лечили согласно поставленному диагнозу. После появления желтушности кожных покровов с диагнозом «вирусный гепатит» он был госпитализирован в инфекци-онное отделение.  4  де-кабря у него в крови были обнаружены возбудители тропической малярии. В течение суток больной получил

8 таблеток делагила. На следующий день из Москвы был срочно доставлен хинин в ампулах, но было поздно — больной скончался из-за поздней диагностики и неэффективного лечения.

Заболевшему трехдневной малярией рыбинцу крупно повезло. С помощью высокоэффективных медикаментов медики поставили его на ноги. Почувствовав себя здоровым, молодой гидротехник убыл в очередную командировку в Чили, пообещав продолжить противорецидивное лечение.

Ирина Пятунина надеется, что с этим парнем будет все в порядке. Эта форма малярии не столь злокачественна, как тропическая малярия. Но лучший способ избежать тропической напасти для туристов и путешественников, выезжающих в экзотические страны, — это профилактика. В принципе в турфирме должны дать памятку о тропических болезнях, которые подстерегают отдыхающих. Можно самому ознакомиться в интернете, что может нанести вред здоровью в Таиланде, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Сингапуре, Турции, Египте и прочих странах вечного лета, куда россияне валом валят по турпутевкам.

Я обнаружил на медицинском портале такую памятку: «За неделю до выезда в командировку или на отдых в очаг малярии следует принимать делагил (или хингамин) по 0,25 г два раза в день. Затем препарат принимают в той же дозе в течение всего времени пребывания в очаге и 4 — 6 недель после возвращения 1 раз в неделю».

Первый за много лет случай заболевания жителя Рыбинска тропической болезнью стал поводом для проведения очередного заседания муниципальной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

На комиссии был поднят вопрос о необходимости расчистки захламленных водоемов на территории поселка Волжского, где проживает заболевший малярией молодой человек. В который раз заговорили члены комиссии о необходимости осушения и дезинфекции подвалов жилых домов. Жильцам, особенно проживающим на первых этажах, от этого в любом случае польза. От обитающих во влажном тепле подвалов комаров-пискунов им житья нет едва ли не круглый год. Да и разносчики малярии — комары рода Anopheles — не прочь составить им компанию.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page