Ты нам и надобен, иван сусанин

День народного единства наш корреспондент провел в компании с Иваном Сусаниным в Исуповском болоте, куда он завел доверчивых поляков.

ПОТОМОК ШЛЯХТИЧА

На лесной тропе показался мужчина в белой домотканой рубахе-косоворотке, подпоясанной кушаком с кисточками, черных портах, заправленных в сапоги, с сучковатым посохом в руке. Заметив у часовни группу людей, он остановился и, опершись на посох, стал издали вглядываться в незнакомцев.

— Эй, мужик, иди сюда, — позвал его шляхтич в темно-сером кафтане. — Быстрей шагай, пся крев, — шляхтич взялся за рукоять сабли.

— Иду, пан, не серчай уж так-то больно, — мужик подошел.

Был он дороден. В пышной бороде и усах блестела седина. На вид ему было лет под пятьдесят. Его лицо выражало покорность, но глаза смотрели хитро. Себе на уме был мужик.

— Что это за деревня?

— Да так и называется — Деревеньки.

— А звать тебя как? — допытывался шляхтич.

— Зовут меня Иваном, прозывают Сусаниным.

— Ты нам и надобен, Иван Сусанин. Отведешь нас в Домнино к своему господину Михаилу Романову. Сказали нам, что ты знаешь туда короткий путь.

— Как не знать, пан, ежели я вотчинный староста! Ведомы мне в округе все пути-дороги. А плату я с вас прошу золотом.

— Веди. Приведешь — награжу золотом, обманешь — смерть тебе, — шляхтич погрозил саблей.

Как выглядели Деревеньки, малая родина Ивана Сусанина, можно судить только по музейным фотографиям. Полвека, как исчезла деревня без следа. Лишь сложенная из красного кирпича в 1913 году на средства Александровского православного братства часовня во имя Иоанна Предтечи указывает на место, где, по преданию, стоял дом Ивана Сусанина. Отсюда он повел внезапно нагрянувших ворогов. И было их числом с полсотни, прямо как нас, туристов, доверчиво последовавших за седовласым проводником.

Позади остались восемь верст пути. Сусанин их проехал на легковушке под управлением шляхтича. Мы ехали следом на туристическом автобусе. Сделали привал на вершине холма, откуда открывался прекрасный вид окрест.

— Вон туда нам нужно идти, панове, — показал Сусанин на виднеющуюся вдали, на другом холме, деревню.

Чтобы добраться до нее, нужно было перейти лежавшую внизу, между холмами лесистую котловину, раскинувшуюся на много верст. Это и есть знаменитое Чистое болото. Его иначе называют Исуповским — по названию ближайшей к нему деревни Исупово — или Сусанинским — в честь русского национального героя.

Сусанин спустился с холма и уверенно пошагал по гати из досок. Нас просил идти следом, с деревянного настила влево-вправо не сходить, дабы не увязнуть в топи. По ходу движения сказал, что гать протянулась по болоту на два километра триста метров. Знает точно, потому что собственноручно ее укладывал. Рассказал о растениях-ягодах, о зверье здешнем. Сказал, что гады ползучие на Чистом болоте не водятся — особого болотного духа, исходящего от железной руды, они не выносят. А вот медведи на болото заходят и даже берлоги устраивают в сухих местах.

За разговором прошли за ним с километр в глубь болота — до колодца с чистейшей водой. И вдруг пропадает тропинка пред нами. Все в том захолустье и мертво, и глухо…

«Куда ты завел нас?» —

лях грозно вскричал.

«Туда, куда нужно! —

Сусанин сказал.

— Убейте! замучьте! —

моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь:

я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне

вы нашли:

Их нет и не будет на Русской

 земли!

В ней каждый отчизну

с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

— Злодей! — закричал шляхтич, закипев. — Умрешь под мечом! — дальнейшее декламирование поэмы Кондратия Рылеева об Иване Сусанине он прервал ударом сабли.

— Вот так погиб русский патриот Иван Осипович Сусанин, — горестно констатировал вышедший из образа национального героя егерь с тридцатилетним стажем Владимир Иванович, который девятый год в качестве проводника заводит туристов «Тропой Ивана Сусанина» в Исуповское болото. Выводит туристов обратно из болотной зыби на земную твердь пан Лисовский, он же учитель физкультуры Сусанинской средней школы Юрий Смирнов.

На подхвате есть еще один «пан», который заменяет Юрия в случае надобности. Ивана Сусанина заменить некому. Нет на примете другого человека с такой колоритной внешностью, как у Владимира Ивановича, да еще с такой звучной фамилией — Шахонский. Так что у ныне здравствующего Ивана Сусанина польские корни. Уж не со смутных ли времен?

ШЕЛ СУСАНИН ТЕМНЫМ ЛЕСОМ ЗА КАКИМ-ТО ИНТЕРЕСОМ

Как-то зимой Владимир Шахонский и Юрий Смирнов эксклюзивно завели в Исуповское болото настоящего польского пана. Очень ему захотелось приобщиться к истории. Чтобы все выглядело натуралистично и чтобы пан не замерз, на него надели теплую доху килограммов под тридцать весом. И повели они поляка по гати в самое сердце Чистого болота, к Красной сосне, где четыреста лет назад принял мученическую смерть от рук его соплеменников русский герой Иван Сусанин.

Поляк взбирался на холм чуть ли не ползком — настолько вымотался от ходьбы по болоту. Отдыхая, опирался на огромный валун с лаконичной надписью «Иван Сусанин 1613». Камень установлен здесь к 375-летию подвига Ивана Сусанина. Переводя дух, любознательный пан ругал своих земляков: «Чего они сюда приперлись!»

И то верно: какого ляха приперлись поляки в такую глухомань? И за каким интересом повел их Иван Сусанин не напрямик к Домнину хоженой дорогой, до которого всего-то три версты, а темным лесом да в болото, где бездонные «окна» не замерзают даже в лютую стужу? Понимал же, что сам идет на погибель.

Ответ содержится в царской грамоте от 30 ноября 1619 года о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни Деревеньки с «обелением» от всех податей и повинностей за подвиг покойного тестя: «… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…»

ЗИМОЙ ИЛИ ОСЕНЬЮ

С позапрошлого века сложилось убеждение, которое нашло отражение и в памятнике народному герою в Костроме, что свой подвиг Иван Сусанин совершил в феврале или марте 1613 года. Именно тогда на Земском соборе всенародным голосованием был избран русским царем 16-летний отрок Михаил Романов. Традиционно считается, что жизнь за царя отдал костромской крестьянин, уведя врагов прочь от села Домнина, родового поместья Романовых, в лесную глушь и непролазное болото.

Ну вот, поводили зимой экскурсоводы пана-поляка по Исуповскому болоту туда два километра и обратно два километра — он от усталости с ног валился. А Иван Сусанин, утопая по колени в снегу, вел польский отряд по лесу и по болоту с десяток километров. И кто бы помешал полякам, разгадавшим умысел проводника, вернуться назад по проторенному снежному пути?

Я поделился своими сомнениями с паном Лисовским — Юрием Смирновым — и узнал от него версию, что, вернее всего, Сусанин совершил свой подвиг поздней осенью 1612 года. Вполне возможно, как раз в ноябре.

Первым предположение о том, что Сусанин погиб поздней осенью 1612 года, высказал в XIX веке местный исследователь, священник Успенской церкви села Домнина, протоиерей А. Д. Домнинский. Он писал: «Историки говорят, что смерть Сусанина случилась в феврале или марте 1613 года, а мне думается, что это событие случилось осенью 1612 года, потому что в нашей местности в феврале или в марте никак не возможно ни пройти, ни проехать, кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы».

Не царя — до избрания Михаила царем всея Руси оставалось еще несколько месяцев, — а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, много невзгод уже перенесшего в течение нескольких лет, и его матушку Марфу Ивановну — хозяйку вотчины — пытается спасти Иван Сусанин. Поляки хватают не абы кого, а именно Сусанина как управляющего вотчиной, на которого им, видимо, указали как на знающего местонахождение Михаила Романова. Своим крестьянским умом Сусанин понимал, что ненавистные иноземцы, ранее сотворившие много зла в здешних краях, хотят погубить Михаила. Он понимал, что при желании они смогут найти более сговорчивого проводника,  поэтому согласился вести их. Сусанин отправил свою дочь Антониду с известием о приходе поляков к Марфе Ивановне Романовой в Домнино (откуда она и Михаил спешно перебрались в Кострому, в Ипатьевский монастырь), а сам повел врагов в противоположную сторону, по тропе, ведущей в лесистую топь. Для него она стала тропой в бессмертие…

Иван Сусанин спас юного Михаила Романова от грозящей ему опасности и тем самым уберег Россию от новой смуты.

***

В 2005 году специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы под руководством доктора медицинских наук Виктора Звягина провели идентификацию человеческих останков с явными следами травматического воздействия колюще-режущего оружия, найденных костромскими археологами среди захоронений на Исуповском могильнике.

При изучении костей использовался весь арсенал современных методов: спектральный, фенотипический, ДНК-анализ и другие. Был апробирован новый способ идентификации по портретному сходству достоверно известных потомков Ивана Сусанина. Костромской археолог Сергей Алексеев и столичный профессор Виктор Звягин полагают: с вероятностью не менее чем 95 процентов найден именно Иван Сусанин, принявший 400 лет назад мученическую смерть от рук польско-литовских захватчиков.

На снимках: так вот он какой, Иван Сусанин; памятный камень возле Исуповского болота.

Фото Александра СЫСОЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page