Накладывают на себя руки

Чудовищная статистика: на десять сотен с небольшим случаев смерти, отмеченных с начала 2011 года в Ростовском, Борисоглебском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области, приходится более ста десяти официально зарегистрированных самоубийств и их попыток! Пусть только около половины из них привели к действительной гибели людей (в остальных случаях попытки добровольного ухода из жизни оказались безуспешными), вырисовывается действительно жуткая картина.

Чудовищная статистика: на десять сотен с небольшим случаев смерти, отмеченных с начала 2011 года в Ростовском, Борисоглебском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области, приходится более ста десяти официально зарегистрированных самоубийств и их попыток! Пусть только около половины из них привели к действительной гибели людей (в остальных случаях попытки добровольного ухода из жизни оказались безуспешными), вырисовывается действительно жуткая картина. С каждым годом количество самоубийств растет. Налицо не вымирание, а тотальное самоуничтожение ярославской глубинки. При этом в качестве добровольно расстающихся с собственной жизнью можно увидеть людей всех возрастов и социальных групп. Попасть на этот конвейер смерти может практически любой…

Маленький Борисоглебский район. Населения-то всего чуть более тринадцати тысяч человек. Однако именно этот район, фактически полностью лишившийся в последние два десятилетия собственной промышленности и сельскохозяйственного производства, в конце октября нынешнего года стал чуть ли не общероссийским лидером по количеству суицидов. Лишь за одну неделю здесь было отмечено четыре попытки свести счеты с собственной жизнью. Две из них закончились, увы, успешно, как бы чудовищно в данном контексте ни звучало это слово. С жизнью расстались совсем молодые люди, каждому из которых лишь около двадцати.

Впрочем, одна-единственная неделя в жизни маленького района вовсе не показатель. Вот лишь некоторые из суицидальных попыток, отмеченных здесь за последнее время.

Двадцать четвертого октября на улице Красноармейской в поселке Борисоглебском был обнаружен труп двадцатиоднолетнего Георгия Смоленского. Жена, которая перед гибелью мужа проживала вместе с ним, рассказала, что они собирались разводиться. В день смерти Смоленский пришел к ней домой, оставил документы от машины и ушел. Спустя час позвонил супруге на мобильный и сообщил, что находится в сарае и собирается покончить жизнь самоубийством. Женщина сразу же побежала в сарай, что в пятидесяти метрах от дома, спасать благоверного. Но опоздала. Несчастный уже висел в петле. Причин самоубийства жена, по ее собственным словам, не знает. Однако мать несчастного сообщила, что накануне сын неоднократно выражал намерения уйти из жизни. В момент смерти он был абсолютно трезв.

За несколько дней до этого покончил с собой житель поселка Красный Октябрь Борисоглебского района Олег Антонов. С середины сентября молодой мужчина сильно выпивал. Накануне смерти сообщил своей подруге, что пойдет в сарай и повесится. Та всерьез слова пьяного ухажера не восприняла. И зря. Вскоре несчастный был найден в петле. Смерть наступила от удушения.

Незадолго до этого трагедия едва не произошла в деревне Маурино все того же Борисоглебского района. На этот раз по пьяни перерезала себе вены тридцатипятилетняя женщина, которая находилась в гостях у своей знакомой. В момент попытки суицида она была сильно пьяна. Медики успели ее спасти.

Список, что стоит особенно отметить, далеко не полный. Казалось бы, вот оно, бельмо на глазу. Вот район, куда надо бросить все усилия для исправления ситуации. Однако на поверку оказывается, что ситуация по суицидам все в том же поселке Борисоглебском и на подвластных ему территориях вовсе не уникальна.

Перемещаемся в соседний Гаврилов-Ямский район. Население здесь в два раза больше, чем в Борисоглебском, — около 27 тысяч человек. Однако общая картина с суицидами ничуть не лучше. И так же отмечаются всплески, когда в течение короткого времени случается сразу несколько попыток свести счеты с жизнью.

Первого ноября по собственной воле едва не расстался с жизнью шестидесятидвухлетний житель улицы Строителей Владимир Гуляев. В тот день его жена ушла помочь по хозяйству своему отцу. Гуляев позвонил ей и сообщил, что хочет себя убить. Женщина всерьез восприняла эти слова и поспешила домой. Это спасло жизнь ее мужу. Когда она появилась на пороге, его шея уже была затянута петлей. Лицо начало синеть. Лишь через две минуты вынутый из петли мужчина сумел откашляться. Причиной едва не состоявшейся трагедии стали обильные виноизлияния.

Третьего ноября на улице Железнодорожной все в том же Гаврилов-Яме попытался перерезать себе вены семнадцатилетний Даниил Петров. Лезвием он воспользовался не по назначению после ссоры с девушкой. Однако, почувствовав боль и увидев обильное кровотечение, вовремя одумался и сам поехал в больницу.

Еще через пять дней после ссоры с матерью едва не отдала Богу душу жительница гаврилов-ямской улицы Комарова Тамара Уткина. Двадцативосьмилетняя жена и мать малолетней дочери съела двадцать пять (!) таблеток опасного препарата, отведав перед этим изрядную порцию пива. К счастью, женщину удалось спасти.

Ничуть не лучше ситуация и в соседнем Ростовском районе. На сегодняшний день здесь проживает более 67 тысяч человек. Однако жить из них хотят далеко не все.

Пятидесятипятилетний Сергей Ковалев до недавнего времени проживал в Ростове, в Первом микрорайоне, вместе с двумя сыновьями. Годом ранее похоронил жену. После этого начал много пить. Временами, выходя из запоя, жаловался соседям, что устал от жизни. После праздников, в начале января прошлого года, поздно вечером вернулся домой сильно пьяный. Алкоголь, что принес с собой, ушел допивать в дальнюю комнату. Около половины шестого утра раздался выстрел. Выстрелил в себя в упор. Сквозное ранение груди стало смертельным.

Еще один ростовец Антон Нилов, восемнадцати лет, житель все того же злополучного Первого микрорайона (этот жилой массив очень часто фигурирует в расследованиях по фактам суицидов) в начале февраля 2011 года зашел в гости к другу, попросился переночевать. Сам хозяин ушел на другую квартиру, оставив гостю ключи. Вернувшись, увидел дверь закрытой изнутри. Когда ее вскрыли, гость болтался в петле, сделанной из брючного ремня, конец которого был привязан к ручке балконной двери. Причиной трагедии, как позже выяснилось, стали многочисленные ссоры с девушкой. Плюс ко всему само-

убийца питал нездоровую страсть к наркотикам.

Еще один пример трагедии в Первом микрорайоне. В октябре нынешнего года тридцатидевятилетний Владимир Головачев сумел повеситься на металлическом штыре, торчащем из стены. Перед смертью проживал вместе с сожительницей и общими детьми. В последнее время нигде не работал. Много пил. Жаловался на головные боли. Как ни странно, повесился трезвым. После того, как проводил детей в школу.

А вот жизнь еще одному самоубийце из Первого ростовского микрорайона, тридцатидвухлетнему Сергею Тулееву, удалось сохранить. Летом 2011 года его вовремя вынули из петли.

Отмечены в последние месяцы попытками суицидов  и другие уголки провинциального Ростова. Так, тридцатилетнюю жительницу улицы Мира опять-таки из петли и тоже своевременно вытащил муж.

На улице Радищева все в том же Ростове в начале октября мужчина пытался повеситься по пьяни. Когда протрезвел, даже не помнил, что по собственной воле едва не расстался с жизнью.

Седьмого ноября в Ростове на улице Бебеля двадцатидевятилетний Андрей Калугин забрался на подоконник и стал кричать, что хочет себя убить, выпрыгнув из окна. Этого сумасброда успели спасти сотрудники полиции.

За три дня до этого еще одна молодая жительница улицы Спартаковской в Ростове наелась таблеток после ссоры с мужем. Ее спасли медики, основательно промыв желудок.

Все три района, о которых мы ведем речь, находятся в зоне ответственности Ростовского межрайонного следственного отдела Следственного комитета РФ. Именно по этой причине мы можем отследить общую статистику самоубийств и попыток суицидов на этой территории.

И статистические данные, которые мы получили здесь, заставляют ужаснуться. Как рассказал исполняющий обязанности начальника Ростовского межрайонного следственного отдела следственного управления по Ярославской области Следственного комитета РФ подполковник Сергей Морозов, с начала 2011 года во всех трех районах, где в общей сложности проживает чуть менее ста тысяч человек, отмечено более одной тысячи пятидесяти смертей. По всем, за исключением случаев гибели людей на транспорте и в ДТП (этим занимаются другие ведомства), сотрудники следственного отдела проводили проверки. В сорока семи случаях из числа указанных смерть наступила в результате суицида! Каждый двадцатый житель трех районов уходит из жизни, совершив тяжкий грех, то есть наложив на себя руки. При этом еще почти в семидесяти случаях потенциальных самоубийц удалось откачать в последний момент! Итого на тысячу с небольшим смертей более сотни удавшихся и неудавшихся самоубийств.

Статистика сурова. Если тенденция останется неизменной, каждый из ныне живущих в трех указанных районах до конца своих дней рано или поздно должен наложить на себя руки! Наметившаяся тенденция не может не беспокоить. Если по сравнению с 2010 годом общее количество суицидальных попыток остается неизменным, то их результативность возросла более чем в два раза. В 2010-м ушли из жизни лишь чуть более двадцати. В прошлом — под пятьдесят!

И кто же ранее других попадает в указанную группу риска? И тут загвоздка — особо опасных социальных, возрастных либо имущественных групп в общей массе самоубийц вы-

членить не получается. Конечно, особая категория — молодые люди в возрасте от 15 до двадцати с небольшим. У таких и любовь, и каша в голове. Все это вкупе с  неокрепшей психикой нередко создает почву, когда на фоне стресса возникает желание свести счеты с собственной жизнью. Однако все мы проходим через этот возраст.

В числе желающих покончить с собой можно увидеть и интеллигента, и работягу, и бомжа, и успешного на первый взгляд семьянина. При этом склонность покончить с собой демонстрируют и мужчины, и женщины, несмотря на их имущественное положение. Главная причина — одиночество. Причем не фактическое (часто потенциальные самоубийцы окружены людьми), а душевное. Правда, катализатором желания расстаться с жизнью очень часто становится алкоголь. Прием наркотиков как сопутствующее попытке суицида явление мы встречаем довольно редко.

Различны и способы, которые в трех вышеуказанных районах выбирают для себя самоубийцы. Здесь используется почти весь доступный арсенал — от отравления таблетками до перерезания вен, повешения и самострелов. При этом, как бы кощунственно это ни звучало, наименее эффективный способ — попытаться уйти из жизни с помощью передозировки лекарственных средств. В нынешнем году никому из тех, кто попытался покончить с собой таким способом, так и не удалось достичь желаемого результата.

В конце 2011 года наш корреспондент, расследуя случаи суицидов, в очередной раз посетил Борисоглебский район. В тот день в окрестностях поселка Борисоглебского расстался с жизнью еще один местный житель. По предварительным данным, отмеченный сединами отец пожелал отправить на тот свет своего сына. Однако «подвиг» Тараса Бульбы, некогда воспетый Гоголем, не состоялся. Пока батюшка перед носом собственного отпрыска размахивал обрезом охотничьего ружья, на место разыгрывающейся трагедии успели прибыть стражи правопорядка. Поскольку «наказать» чадо не получилось, отец, который, кстати, являлся опытным охотником и владел оружием на вполне законных основаниях, решил расстаться с жизнью сам. Так на глазах полицейских себя на тот свет и отправил.

Анализируя ситуацию с суицидами в трех вышеозначенных районах, мы хотели сравнить ее с тем, что происходит на остальной территории области. С этой целью обратились в следственное управление по нашему региону Следственного комитета РФ. К сожалению, как оказалось, общая статистика по области в данном вопросе официально не ведется. Вместе с тем сотрудники этого ведомства выразили готовность пойти навстречу нашим пожеланиями и обещали в ближайшее время подготовить итоговую статистику по самоубийствам и попыткам суицидов на территории региона по итогам года.

Уже по тем фактам, которые известны сейчас, можно утверждать, что ситуация с само-

убийствами в Ростовском, Борисоглебском и Гаврилов-Ямском районах вряд ли является чем-то из ряда вон выходящим. И в целом по области она немногим лучше.

По итогам последних парламентских выборов глава Ярославского региона Сергей Вахруков констатировал, что жизнь в области в последнее время стала лучше, отмечено улучшение общего благосостояния граждан. Однако от хорошей, счастливой жизни руки на себя не накладывают…

P. S. Имена состоявшихся и несостоявшихся самоубийц изменены по этическим причинам.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page