Прикосновение к древности

Места, что раскинулись по обоим берегам реки Сити, давно околдовали рыбинца Андрея Березина. Околдовали своей природой и древней историей. В далеком 1238 году именно на этой реке сошлись в смертельной схватке корпус монгольского батыевского полководца Бурундая и ратники великого русского князя Владимирского Юрия Всеволодовича. Даже спустя семь с лишним веков находят в этих местах кости древних воинов и обломки оружия.

Впервые столкнувшись с удивительной историей этих мест в юности, Андрей Березин вернулся к этой теме, уже перешагнув тридцатилетний рубеж. Сегодня ему сорок шесть, а увлечение не пропадает. В военно-историческом клубе «Рось» передает теперь Березин свою любовь к истории родного края молодым.

Андрей Березин родился и вырос в Рыбинске. Учился  в 43-й

школе. В 1986 году окончил местный полиграфический техникум. По специальности техник-механик, которую он получил, работал на промышленных предприятиях. До поры до времени жил как все. Но в 1998 году жизнь его вдруг круто изменилась. Произошло это после того, как Андрей вновь посетил любимые с детства берега реки Сити. Здесь малая родина его бабушки. Жила она близ деревеньки Кузяево. Там похоронено немало предков Березина. Уже когда Андрей учился, родные купили в этих местах дом. В двух километрах от Сити, в деревеньке Поддубное. Слышал в ту пору от местных жителей немало легенд по истории этой земли. Тогда, вспоминает Андрей, у него еще не возникло идеи пройти вдоль всей реки, изучая жизнь обитателей ее берегов. Но уже с юных лет возник живой интерес поближе познакомиться с историей Сити. Поискать клады, которых, по слухам, здесь должно быть немало. Просто побродить по берегам, любуясь природой.

Со временем в руки Андрею случайно попала маленькая желтая книга известного краеведа Владимира Гречухина «По реке Сить». Она еще более разожгла интерес к этим местам. И в 1998 году, желая поближе познакомиться с Ситью и ее историей,  Андрей впервые тронулся в путь.

Прежде всего хотел побывать у истоков любимой реки, а также пообщаться с местными жителями. Записать сохранившиеся в людской памяти легенды этих мест. В первый поход пошел один. Даже палатки с собой не взял. Доехал на поезде до станции Сонково. Это уже в соседней Тверской области. Прошел от Сонкова семь с лишним километров до Сабурова. И далее —

еще два километра в поисках истоков.

Увы, в тот первый знаменательный поход истоков Сити найти не смог. Их удалось отыскать только спустя одиннадцать с половиной лет после того первого похода. Для этого пришлось пуститься в путь зимой, когда по льду можно пройти через болота, которых немало в верховьях. Зато в тот самый первый июньский выход 1998 года Березин сумел пройти берегом вдоль всей реки от верховий до места ее впадения в Рыбинское море. На это он затратил четыре дня.

Интерес к этим местам стал своего рода хобби. В первые годы за летние месяцы Березин совершал на Сить минимум по четыре-пять походов.

Обычная общая тетрадь, купленная в Рыбинске в магазине канцтоваров, стала первым походным дневником. Сюда Андрей тщательно записывал увиденное в пути, свои мысли и впечатления. Позже уже сделанные путевые записи дополнял и перерабатывал. Со временем стал осмысленно искать встреч со знающими эти места краеведами. Не раз ездил в Ярославль, искал материал по интересующей теме в областной библиотеке. В одну из таких поездок впервые столкнулся с трудами археолога Леонида Сабанеева, исследовавшего Ситский край в конце XIX века. В последующие путешествия на Сить Березин с интересом посещал места, где когда-то находились древние поселения. Например, знаменитое Игнатовское городище на территории Брейтовского

района.

Интерес к старине и частые походы на Сить не могли не столкнуть Андрея и его приверженцев с рыбинским клубом ролевых игр «Танелорн». Андрей водил ребят и девчонок из «Танелорна» по историческим местам Сити. На те же городища. В 2003 году вместе с ними впервые посетил Куликово поле. Во время первой поездки на место Мамаева побоища у Березина и родилась мысль создать в родных краях клуб исторической реконструкции. Вскоре идея получила воплощение. Военно-исторический клуб «Рось», как назвал свое детище Березин, постепенно встал на ноги и вот уже шесть лет как живет полноценной жизнью.

Любопытный факт: жизнь клубов реконструкции — это не просто игра. Это изучение нашей истории, наконец, приобщение к национальным корням, элемент патриотического воспитания. И не случайно, что оба рыбинских клуба реконструкции — и «Рось», и «Вереск» — входят в состав ярославской региональной патриотической молодежной общественной организации «Пламя».  

Сегодня в старшей группе актив клуба «Рось» состоит из пяти рыбинцев и трех ярославцев. Активно участвуют в жизни клуба «Рось» еще пятеро ребят и девчонок. Они пока учатся в школе, и их причисляют к так называемой младшей группе.

В последние несколько лет участники клуба «Рось» собираются в деревянном чудо-тереме на территории сквера в рыбинском поселке Переборы. Место красивое и удобное. Однако есть и проблемы. Помещение это не отапливается, потому активно использовать его в зимнее время невозможно. Недавно был найден выход. В ближайшее время Андрей Березин вместе с учениками сможет продолжить свое дело в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТЭ), что в помещении бывшего рыбинского дома пионеров на улице Чкалова.

Пока же ребята из «Роси» активно общаются с единомышленниками из других городов. Обмениваются опытом с членами тверского клуба исторической реконструкции «Тверд». Тверичи теперь частые гости на праздниках, проходящих на месте Ситской битвы. Частыми в последнее время стали и встречи росичей с членами пензенского исторического клуба «Засека». Вместе с участниками еще одного рыбинского исторического клуба — «Вереск» — росичи делают себе доспехи.

В наше время стилизации под средневековые кольчуги сам Березин и его подопечные чаще делают из оцинкованной проволоки. Конечно, полноправной исторической реконструкцией это не назовешь. Тем не менее в среде исторических клубов такое считается вполне допустимым. Чтобы сделать такую кольчугу, современный умелец затрачивает до трех недель. Впрочем, наши ребята уже осваивают и древние технологии. Делают теперь и клепаные кольчуги.  

Научились члены клуба «Рось» делать и древние сапоги и рубахи. Реконструкцию исторической обуви создают из натуральной кожи. Рубахи — обязательно с вышивкой или декоративной тесьмой. Научились делать члены «Роси» и древние кошели.

Несмотря на интерес к изделиям со стороны публики, членам «Роси» все же приходится искать себе другие источники заработка. Не обошла эта проблема и создателя исторического клуба Андрея Березина. Активную работу в клубе с работой на производстве совмещать сегодня Андрей не может. В интересах клуба необходимы частые выезды, походы. Из-за этого рушится любой рабочий график. Приходится подрабатывать на семью на временных работах. Одна из последних — уборка снега. Так, нынешней зимой пришлось Андрею Березину освоить современную совковую лопату. Любопытно, что владеет он теперь ею ничуть не хуже, чем стальным средневековым мечом! Жена, в свое время лицом к лицу столкнувшись с увлечением мужа, поначалу пыталась протестовать. Однако со временем сама проявила интерес к исторической реконструкции. И сейчас помогает супругу в его делах. Любопытный факт: когда супруги венчались, они были облачены в прекрасные исторические костюмы.

Активно участвуют члены «Роси» и в краеведческой деятельности. Занимались поисками Великого Села. Его, если верить легендам и летописям, в XIII веке сожгли татары. В прошлом году место, где, возможно, находилось село, росичи нашли. Это самая большая возвышенность на Сити у современной деревни Сторожево.

Собирают сообщения о находках у местных жителей. Много находок, по словам старожилов, найдено было в последние десятилетия возле деревни Иван-Свят. Здесь, как говорили люди, черепа и кости просто рядами лежали. Находили в Некоузском районе и шлемы, и обломки оружия. Например, недалеко от села Воскресенского, там, где в Сить впадает река Верекса. Один найденный массивный наконечник копья XIII века местные жители даже в свое время умудрились приспособить в качестве громоотвода!

Однако, записывая рассказы, даже выезжая на место, заниматься раскопками сами члены клуба «Рось», конечно, не имеют права. Для этих целей специально приглашают археологов.

Ежегодно ребята из «Роси» участвуют в массе интересных мероприятий. Среди них фестиваль под Переславлем, ярославская «Медвежья гора», международный фестиваль в Пензе. Участвуют в соревнованиях по русскому ратоборству, которые проходят под Коломной. Ну и обязательное место паломничества — берег Сити в дни празднования годовщины Ситской битвы.

И, конечно же, продолжают исследования. В основном походы по историческим местам теперь планируют на конец лета и осень. Но даже такие походы очень похожи на путешествия наших средневековых предков. Ту же палатку ребята из «Роси» сделали для себя сами — так называемую саксонку. Она очень удобная: большая, на десять мест, длинная. Такими пользовались в раннем средневековье. Переносить такое жилище с места на место может и один человек.

На снимках: две юные воительницы смело вышли биться с опытным воином: с копьем —

Марина Есауленко,  с мечом — Света Кириллова; Андрей Березин возле терема «Роси» в рыбинских Переборах зачитывает имена победителей очередного турнира; на международном фестивале «Гардарика — Восточный путь» на берегу Сурского водохранилища (Пензенская область) с мечом в руках над поверженным врагом Настя Митилева.

Фото автора и из архива

Андрея Березина.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page