Среди братьев-чиновников есть такие свиньи

В Ярославле завершился IV международный фестиваль театра и кино «Золотая крыша». В Камерном театре выступили коллективы из Нижнего Новгорода, Таллина, Санкт-Петербурга, Ташкента. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ был показан моноспектакль-гротеск донецкого театра «Жуки» «Записки сумасшедшего музыканта». Театр был основан в 1989 году супругами Евгением и Ольгой Чистоклетовыми. Название навеяно легендарными «Битлз».

В Ярославле завершился IV международный фестиваль театра и кино «Золотая крыша». В Камерном театре выступили коллективы из Нижнего Новгорода, Таллина, Санкт-Петербурга, Ташкента.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ был показан моноспектакль-гротеск донецкого театра «Жуки» «Записки сумасшедшего музыканта». Театр был основан в 1989 году супругами Евгением и Ольгой Чистоклетовыми. Название навеяно легендарными «Битлз».

— Помните, они имели для своих волшебных путешествий желтую субмарину? Также и наш театр не имеет постоянной сцены. Колесит по стране. Труппа состоит из студентов вузов города. Репертуар — от лермонтовского «Демона» до «Чапаева и Пустоты» Пелевина, — рассказал Евгений Чистоклетов.

— Увы, в Донецке, городе-миллионнике, профессиональный театр всего один. Да и там в угоду публике ставят легкие водевили. Есть еще две студии, включая нашу, и все, — вздыхает Евгений.

В «Записках» он сыграл главного героя — Поприщина. Название спектакля соответствует названию первой редакции повести Гоголя. Оно определяет концепцию постановки в целом. Главный персонаж не всеми унижаемый титулярный советник в гадком фрачишке, чинящий гусиные перья начальнику департамента, или король Испании, а прежде всего болезненно, тонко чувствующий человек. Музыка буквально заполняет его фантазийный мир: клавесин, трещотки, кастаньеты. В голове Поприщина целый хор голосов, а его муза поет голосом собачки. В роли музы, безответная любовь к которой доводит Поприщина до безумия, Ольга Чистоклетова.

Несмотря на то что текст Гоголя сохранен, постановку вряд ли назовешь классической. Из декораций только завернутый в фату (намек на несостоявшуюся невесту) и похожий на Луну пупырчатый мячик. Точно такой же на обмотанной платком (издали кажется, что это бинты) голове Поприщина. Одетый в серебристые клоунские ботинки и стилизованный малороссийский костюм, в черепашьих солнцезащитных очках, он вызывает смех. Персонаж предстает то маленьким Поприщиным, то исполином, то «черепахой в мешке», то Фердинандом IV. К финалу смех начинает стихать, уступая место острой жалости. Парадокс, но в больничных стенах, где на голову бедолаги льют воду и колотят палкой, он обретает истинную свободу. Доказывает себе и другим, что живой и что способен буквально дотянуться до Луны. Может быть, поэтому в финале спектакля Поприщин становится похожим на самого Гоголя. Да и все ли, что он утверждает, полный бред?

— Говорят, во Франции большая часть народу признает веру Магомета. Чем не пророчество?

А эта коронная фраза:

— Среди братьев-чиновников есть такие свиньи!

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page