Спасти касарку

В Переславль есть свой Химкинский лес. Только с другим названием — Касарка. Именно через это излюбленное место зимнего отдыха переславцев, с единственными в городе и районе лыжными трассами федеральное учреждение «Центравтомагистраль» совместно с ООО «Строительные проекты» намерено проложить участок скоростной трассы М-8 «Холмогоры» шириной сто метров и длиной свыше трех километров для соединения с уже существующей объездной дорогой Переславля. Тысячи деревьев Касарки уже помечены белой краской.

В Переславль есть свой Химкинский лес. Только с другим названием — Касарка. Именно через это излюбленное место зимнего отдыха переславцев, с единственными в городе и районе лыжными трассами федеральное учреждение «Центравтомагистраль» совместно с ООО «Строительные проекты» намерено проложить участок скоростной трассы М-8 «Холмогоры» шириной сто метров и длиной свыше трех километров для соединения с уже существующей объездной дорогой Переславля.

Тысячи деревьев Касарки уже помечены белой краской. Вешки расставлены. Топор занесен. Осталось лишь зачитать смертный приговор. Но в городе нашлись люди, которые готовы биться до конца за этот заповедный уголок национального парка «Плещеево озеро».

ЭТО НАШЕ ВСЕ

Что такое Касарка, никому из переславцев объяснять не надо. «Касарка — это наше все!» — заметила известная физкультурница города Людмила Родионова. И умри, Денис, лучше не скажешь.

Здесь среди вековых сосен катались на лыжах деды и прадеды переславцев.

Здесь шли к своим рекордам призеры «Лыжни России», более двадцати мастеров спорта, несколько почетных мастеров спорта России, одиннадцать мастеров спорта международного класса, в том числе чемпион Универсиады в Лейк-Плэсиде Николай Емелин.

Семейные альбомы переславцев до сих пор хранят фотографии, где они совсем еще молодые, в смешных шароварах, с лыжными палками в руках стоят на касарской поляне.

— В 50-е годы здесь проводились дни молодежи. Проходили массовые гулянья. И город, и район постоянно проводили соревнования. У меня сохранились фотографии 1953 года. Народу тьма! — говорит бывший директор переславской ДЮСШ Вячеслав Носенков.

Воспоминания местного краеведа Игоря Кручинина уходят еще дальше. Его память хранит рассказ отца о том, как незадолго до Первой мировой войны однофамилец знаменитого чеховского героя унтер-офицер Пришибеев вместе с подчиненными занимался на Касарке прикладными видами спорта.

Сегодня здесь по-прежнему тренируются ребята из спортивных школ города, проводятся многочисленные соревнования по лыжам, спортивному ориентированию. А столпотворение машин в выходные дни красноречивее всяких слов говорит о непреходящей любви переславцев к этому заповедному уголку, где можно пройтись на лыжах по заснеженному лесу, надышаться целебным воздухом его могучих сосен, со свистом в ушах скатиться по крутым склонам трассы. И именно эта любовь к Касарке заставляет переславцев совершенно бескорыстно за ней ухаживать.

— У нас есть пятнадцать человек, которые за свои деньги в личное время, ни к кому не обращаясь, своими руками содержат трассу, — рассказывает известный переславский предприниматель, страстный поклонник лыжного спорта Леонид Колобов. — Мы находимся здесь круглый год. С весны до осени скашиваем траву, ремонтируем мосты, подрезаем кустарники, убираем упавшие деревья. Зимой «Бураном» закатываем трассу. Мы понимаем, что значит Касарка для спортсменов и для простых людей. Зимой по субботам и воскресеньям здесь собирается несколько сот человек. Люди отдыхают семьями — бабушки с внуками, родители с детьми. Ходят, гуляют, благодарят: «Спасибо за то, что вы здесь!»

КТО ВЫ, ШРЕК-РАЗРУШИТЕЛЬ?

Первый тревожный звоночек прозвучал над Касаркой в феврале этого года, когда спортсмены, катаясь на лыжах, увидели геодезистов со специфическими приборами в руках. Тогда и выяснилось, что здесь планируется строительство трассы.

Буквально за полдня инициативная группа во главе с Леонидом Колобовым собрала под коллективным письмом к законодательной и исполнительной власти города и района около тысячи подписей и попросила объяснить, что все это значит. Аналогичное обращение было направлено и губернатору. Людей успокоили. «Вариант прохождения трассы, принятый в результате технико-экономического сравнения, будет в установленном порядке согласован с органами государственной власти и местного самоуправления», — вот ответ на имя собрания представителей Переславского района от 18 апреля 2012 года из Министерства транспорта РФ за подписью начальника управления строительства и проектирования автомобильных дорог С. Н. Чурилова.

А в начале мая члены инициативной группы не поверили своим глазам, когда увидели на Касарке готовящийся для их трассы эшафот. Но 5 мая на совещании в районной администрации генеральный директор ФГУ «Дороги России» Анатолий Писецкий вновь пытался успокоить людей: «Не переживайте, у меня как минимум шесть вариантов прохождения дороги, мы все варианты отработаем, проведем общественные слушания, и народ будет выбирать, какой вариант вас устраивает». Но его бы слова да Богу в уши.

— Геодезисты как шли по первому варианту, утвержденному еще в 2003 году, так и продолжают идти, — взволнованно говорит Леонид Колобов. — Никакие вторые, пятые, шестые варианты даже не рассматриваются. Причем дорога выбирается по самому сложному маршруту — с подъемами, спусками, ручьями, оврагами… А рядом по второму варианту можно пройти почти по ровной местности. Не надо строить мосты, не надо пилить лес первой категории, проходить через дачные кооперативы. Это значительно дешевле. И нам сегодня очевидно, почему дороги в России меряются миллиардами.

Многое непонятно с реконструкцией переславского участка трассы М-8 и заместителю мэра Переславля Николаю Ковалеву.

— В девятом году ко мне приехал Сергей Николаевич Ванюков, наш главный переславский дорожник, и предложил мне как бывшему дорожнику: «Поехали посмотрим дорогу. Федералы прислали письмо. Надо определиться с трассой». Выехали. Где-то километрах в трех от города, на холме, встали, посмотрели и нарисовали на карте траекторию, по которой должна идти дорога… А три недели назад ко мне на прием обратились граждане, обеспокоенные судьбой Касарки и своих дачных домов, находящихся неподалеку от нее. Пусть Касарка не наша территория, но все наши горожане здесь занимаются. Я, честно говоря, был в тупике. Строители идут по самому плохому варианту. И это непонятно. По всей видимости, завелся какой-то Шрек-разрушитель. Но куда смотрит национальный парк?

ЗА КАСАРКУ И ГОЛОДАТЬ НЕ СТРАШНО

А национальный парк, как выяснилось, делает вид, что ничего особенного не происходит. Это раньше при старых директорах его сотрудники могли за одно спиленное дерево на своей территории обеспечить браконьеру длительное хождение по кабинетам милиции. А сегодня пила нависла над тысячами деревьев — и никакой реакции.

— Дорога пройдет мимо Касарки, — невозмутимо говорит молодой директор национального парка «Плещеево озеро» Константин Кузнецов, в упор не замечая помеченных белой краской деревьев на своей территории.

Еще неделю назад в унисон ему почти то же самое говорил и заместитель главы Переславского района Сергей Нестеров. Но в нынешний понедельник на встрече с общественностью поменял свое мнение:

— В субботу, 19 мая, совместно со спортсменами мы выходили на трассу, чтобы посмотреть, где дорога будет проходить на самом деле. Касарка официального статуса не имеет, и мы не могли по картам определиться с ее границами. На первом мартовском совещании говорилось о том, что дорога только слегка ее затрагивает. На самом деле она пересекает все трассы. Дорогу строить здесь нельзя. Ее надо выводить отсюда. Это мнение администрации. Мы направили проектировщикам информацию о том, что им надо будет проводить коррекцию и повторно проводить геологию, чтобы увести дорогу в сторону. Сегодня они действуют по тем материалам, которые были утверждены Минэкономразвития еще в 2003 году. В то время данную работу провели весьма халтурно, некачественно, она и вылилась в ту ситуацию, которая возникла сейчас. А ситуация и впрямь нерадостная. И веры у народа нет никому.

— Если дорога пройдет даже вблизи Касарки, она порежет наши трассы шесть раз, — говорит Леонид Колобов. — Дорожники говорят: «Давайте нам документы, что это ваша трасса, давайте схему, где трасса проходит, мы наделаем дырок в дороге — и бегайте на здоровье». Но таких документов в природе не существует.

А потом лыжники понимают, что такое бегать под дорогой. Для лыж это смерть.

Мы обратились к новому губернатору области. Ждем ответ. И параллельно намерены в ближайшее время провести в городе митинг в защиту Касарки. На нем будем решать вопрос о проведении голодовки.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page