Станут теснить — уедем в чувашию

Ярославское отделение Союза художников на Максимова, 15, захлопнуло свои двери. Не совсем, конечно. Сувенирный магазин работает, а вот на втором этаже, где должны висеть пейзажи-натюрморты, хоть шаром покати. Служители кисти бастуют.
ПРИЧИНА до грусти банальна: власти хотят пустить с молотка три четверти мастерских из-за дыры в бюджете. Такой вот «подарочек» к 80-летию союза, которое будет отмечаться в 2013 году.

Ярославское отделение Союза художников на Максимова, 15, захлопнуло свои двери. Не совсем, конечно. Сувенирный магазин работает, а вот на втором этаже, где должны висеть пейзажи-натюрморты, хоть шаром покати. Служители кисти бастуют.

ПРИЧИНА до грусти банальна: власти хотят пустить с молотка три четверти мастерских из-за дыры в бюджете. Такой вот «подарочек» к 80-летию союза, которое будет отмечаться в 2013 году. А чтобы народ заметил протест (все-таки это не шахтеры, врачи и учителя), на месте анонсов выставок возник плакат. Его в спешке создал один из членов союза Михаил Бороздинский. Получилось весомо, грубо и зримо.

О том, что они могут оказаться на улице, мастера кисти узнали от… телевизионщиков, которые прибежали к ним после злосчастного заседания муниципалитета. Арифметика выходила печальная. Сейчас в союзе 197 членов, 156 из них проживают в Ярославле. Мастерские имеют 79, 57 их лишаются.

— За союзом числится 4166 кв. м. Из них включили в план приватизации 3040 и только 1125 оставили нам. Вот власти утверждают: сколько адресов названо, столько художников по ним и размещается. Это не так. Например, на проспекте Авиаторов, 98, где в аренде 827,5 кв. м, выгоняют 16 человек, из них четверо заслуженных, все в возрасте. На Авиаторов, 104, — 464,5 кв. м — семь мастерских, в том числе Александра Кариха, Людмилы Ковалевской. У Александра Корзина на Доронина, 4, корп. 2, мастерская площадью 61,9 кв. м находится прямо над квартирой. Туда ведет лестница. Как все это делить? За коммуналку платят сами художники. Юрий Жарков, у которого стометровая мастерская, — 5000 рублей в месяц, лично я за 33 метра — 3000. Жена смеется: мол, платишь деньги за свое рабочее место, ведь зарплат ни у кого из нас нет, стаж не идет, пенсия минимальная, ни больничных, ни отпусков. Карабкайтесь как хотите, — вздыхает председатель ярославского отделения СХ Александр Александров.

Дверь его кабинета сейчас не закрывается. Здесь что-то вроде совета в Филях. Все погрузились в арифметические расчеты. Власти в один голос твердят: живописцам есть куда идти. В собственности союза здание на Лисицына, 5, общей площадью 6186 кв. м, из них 3889 занимают мастерские, в которых 44 художника. 2229 кв. м сдают в аренду. По словам Александра Сергеевича, арендаторы, а это 20 — 25 организаций, постоянно меняются. Да и с финансами у многих напряженка. Платежи задерживают на месяц, а то и на два. Самые большие трудности испытывает ООО «Ярнет», которому город должен еще со времен празднования 1000-летия. Туго с деньгами у «С-Принт» и, как ни странно, у автомастерских. Выручка от аренды — 700 тысяч рублей в месяц. Деньги идут на содержание двух зданий, на Лисицына и на Максимова. 250 — 300 тысяч уходит на оплату коммунальных услуг, 80 — 90 тысяч составляет налог на прибыль, 270 тысяч — на имущество. Льгот никаких нет. Очень большой налог платится на землю под двумя зданиями — 200 тысяч в квартал. Кстати, состояние здания на Лисицына далеко от идеала: течет крыша. Драть деньги особо-то и не за что.

— Ну выгоним мы арендаторов — и что? Погибнем.  Помещения на Лисицына хозяйственно-административные, для мастерских не предназначенные. Разместиться на Максимова? Как вы это себе представляете? Творческий процесс не может быть коллективным. Работы, холсты, краски, камни (у скульптора Елены Пасхиной) — все это нужно куда-то девать. В квартире работать невозможно: запахи, шум, нужно сколачивать подрамники и прочее. Да и элементарно тесно. Большинство жильцов к нам привыкли, и они вряд ли будут рады, если вместо мастерской у них под носом появится какой-нибудь склад или бильярдная. За аренду мастерских мы платим около миллиона в год. У нас ни одной копеечки долгов перед КУМИ. Да, аренда невелика. Но если она вырастет в 10 раз? Хоть караул кричи.

Вместе с коллегами Александр Сергеевич уже побывал в муниципалитете, только вот пробиться ни к мэру Евгению Урлашову, ни к его заму по соцполитике Александру Нечаеву не удалось. Состоялся разговор с заммэра по экономике Дмитрием Донсковым. «Я вас услышал», — сказал он. И все. Никакой конкретики. К слову, Евгений Урлашов перед выборами встречался с художниками, говорил о создании центра современного искусства, о том, что намерен возродить институт главного архитектора, главного художника. Как-то это не вяжется с нынешними действиями.

— В Липецке, во Владимире, в Смоленске, Иванове мастерские переданы в бессрочное, безвозмездное пользование художникам. Им не надо сидеть на тюках под страхом лишиться того, что занимают годами. В Чебоксарах то же самое. Там живописцы не оплачивают ничего, кроме света.  Роскошные мастерские: жилая комната, кухня, ванная. Четырнадцатый-семнадцатый этажи, весь город как на ладони. Кстати, нас уже зовут туда, меня и еще трех художников: Теплова, Кариха и Булдыгина. Народный художник России Ревель Федоров прислал факс, в котором говорится, что есть свободные мастерские, милости просим. А что? Я человек свободный. Найду себе чувашку, она будет мне на бубне играть, танцевать, — горько улыбается народный художник России Юрий Жарков.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page