Нет двигателей надежней

На заволжской площадке «Автодизеля» встречали автомобили МАЗ с новыми двигателями производства Ярославского моторного завода Группы ГАЗ, завершившие марафон по дорогам Белоруссии и России. Автопробег общей протяженностью более 4 тысяч километров стал одним из этапов ходовых испытаний новых двигателей и автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-4, перед началом их серийного производства.

ОТ МИНСКА

ДО ЯРОСЛАВЛЯ  

Инициатором автопробега выступили ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и дивизион «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ.

Первый этап марафона прошел с 23 по 31 июля через шесть городов Белоруссии: Минск — Витебск — Могилев — Гомель — Брест — Гродно. Автопробег по регионам Российской Федерации стартовал 20 августа в Смоленске. Два только что сошедших с заводского конвейера седельных тягача МАЗ с двигателями ЯМЗ-651 мощностью 412

л. с. и два грузовых МАЗа со средними рядными моторами ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. проехали через Смоленскую область, Калугу, Курск, Рязань, Нижний Новгород, Владимир, Москву. Завершился автопробег в Ярославле на новой площадке «Автодизеля» по производству  средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Целью автопробега помимо ходовой обкатки новой техники была и ее презентация. На финишных мероприятиях присутствовали представители руководства дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ, Минского автозавода, автотранспортных предприятий.

— Интерес к этим автомобилям и двигателям у специалистов и у потенциального покупателя огромный, поэтому их надо показывать, — сказал главный конструктор автомобильной техники МАЗа Павел Шабанов.

Естественно, что на родине двигателей показали процесс их производства. Тем более что похвастаться было чем. В ноябре 2011 года «Автодизель» завершил строительство производственной площадки средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530 — 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 120 до 320 л. с., соответствующих экологическому стандарту Евро-4, и в перспективе Евро-5 и Евро-6. Производство оснащено оборудованием ведущих мировых производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и др. Аналогов такого уникального, с 90-процентным уровнем автоматизации процессов, чистоты сборки и контроля качества производства в России нет. Порядок и стерильность здесь можно сравнить разве что с фармацевтическим производством. Показатель дефектности производства равен 1,5 случая на миллион единиц продукции.

Пока объем выпуска продукции — около 100 двигателей в месяц. Начало серийного выпуска новых двигателей ожидается в октябре нынешнего года. В первую очередь ими будут оснащать грузовые автомобили и автобусы Группы ГАЗ, а также грузовики Минского автозавода. Ждут новую продукцию и Урал с Кременчугским автозаводом, и производители строительной, военной и сельскохозяйственной техники.

ВОКРУГ СВЕТА

НА ЯРОСЛАВСКИХ ДВИГАТЕЛЯХ

Семейство двигателей ЯМЗ-530 — самостоятельная разработка конструкторов ОАО «Автодизель» с привлечением на начальной стадии проекта специалистов австрийской инжиниринговой компании AVL List Gmbh. Права на конструкцию двигателей принадлежат ОАО «Автодизель». Заявлено, что по своим технико-эксплуатационным показателям они соответствуют лучшим мировым аналогам.

— В 2006 году специалистами Минского автомобильного завода были сформулированы технические требования для перспективных двигателей стандарта Евро-4 и выше. В первую очередь они были связаны с топливной экономичностью и низким уровнем шума, с высокой надежностью и низкой массой двигателя, — рассказал собравшимся директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Валентин Фомин. — Сейчас по результатам заводских и эксплуатационных испытаний, по результатам пробега можно уверенно сказать, что двигатели удовлетворяют всем требованиям, заложенным в тех перспективных заданиях.  Новые дизели оказались даже лучше ряда зарубежных аналогов, так как  имеют более высокую мощность и крутящий момент при более низких оборотах, чем у большинства конкурентов, отличаясь при этом пониженным расходом топлива и уровнем шума. Новые двигатели эксплуатируются не только на автомобилях МАЗ, но и на автобусах, выпускаемых Группой ГАЗ. Так, опытная эксплуатация  автобусов ПАЗ с моторами ЯМЗ-534 на регулярных маршрутах позволила им «накрутить» уже от 60 до 80 тысяч километров практически без замечаний к работе двигателей.

Водители, испытавшие МАЗы с новыми двигателями во время автопробега, также поделились своими впечатлениями. Они отметили улучшенную управляемость машины за счет повышения тяговитости двигателя, более низкий уровень шума и вибрации мотора, плавность хода автомобиля. Конечно, не обошлось и без небольших накладок: был, например, отмечен сбой в работе системы водяного охлаждения. Но такого рода накладки и двигателисты, и автомобилестроители воспринимают спокойно, справедливо относя их к разряду «детских болезней», сопровождающих рождение нового высокотехнологичного продукта. Производители новых рядных двигателей семейств ЯМЗ-530 и ЯМЗ-650 увеличили гарантийный сервисный интервал моторов до 40 тысяч километров, а ресурс двигателей — до миллиона километров. Получается, что на этих моторах без ремонта можно было бы обогнуть Землю по экватору, а для того, чтобы выработать ресурс двигателя, надо объехать земной шар 25 (!) раз.

— Мы старались сделать надежный высокоэффективный мотор и переломить существовавшее на рынке мнение, что ярославские моторы — это нечто из советского прошлого. Заявленный ресурс мотора — почти миллион километров — это не пустые слова. Надежность двигателя складывается из трех составляющих: передовые конструктивные решения, только лучшие компоненты и технология сборки, минимизирующая риски, связанные с человеческим фактором, — поясняет начальник управления развития продаж ООО «Силовые агрегаты — Группа ГАЗ» Вадим Тихонов.

БЕЗ МОЧЕВИНЫ

Особо отметим важный и принципиальный момент, связанный с конструкцией новых двигателей ЯМЗ, — их экономичность. Расход топлива составляет от 30 до 36 литров на 100 км в зависимости от условий эксплуатации. Это очень хороший показатель и большой шаг вперед по сравнению с V-образными моторами подобного класса: топливная экономичность на 15 — 20 процентов выше, чем у V-образного двигателя.

Удобство в эксплуатации и снижение эксплуатационных расходов ярославских двигателей по сравнению с зарубежными аналогами экологического класса Евро-4 обеспечивается еще и за счет использования системы утилизации отработавших газов EGR. В европейских двигателях экологические требования к двигателям класса Евро-4 и выше — снижение окислов азота и сажи в выхлопных газах автомобилей, достигаются с помощью другой технологии — SCR, основывающейся на каталитической реакции с применением раствора мочевины. С инженерной точки зрения  решение менее красивое. А с точки зрения отечественного потребителя к тому же еще и не очень удобное. Если по всей Европе ради этого пришлось создавать инфраструктуру по производству, транспортировке и заправке мочевины в двигатели (которая имеет свои экологические минусы), то в России этой инфраструктуры пока нет вообще. Кроме того, мочевина, или, как ее именуют официально, жидкость AdBlue, замерзает при -11 градусах по Цельсию, что в российских условиях требует установки на автомобиль системы подогрева, стоит дополнительных денег, а вся система SCR увеличивает вес автомобиля килограммов на 200, что «съедает» всю достигнутую за счет рядной конструкции цилиндров экономию веса двигателя. Представители МАЗа отметили одно из существенных достоинств новых ярославских двигателей — уменьшение габаритов и веса (примерно на 300 кг) в сравнении с V-образным аналогом. За счет этого увеличивается полезная масса  перевозимого потребителем груза.

ФАКТОРЫ РИСКА

Немаловажная составляющая конкурентоспособности любой продукции — ее цена по сравнению с аналогами.

Вот что по этому поводу сказал директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Валентин Фомин:  

— С точки зрения цены мы позиционируем себя на уровне массово производимых двигателей иностранцев, ведь коллеги с МАЗа сравнивают двигатели 530-го семейства в первую очередь с двигателями, которые используются на аналогичных зарубежных автомобилях. По техническим характеристикам наш двигатель им нисколько не уступает, но и по цене он будет вполне конкурентоспособен тому же Cummins’у, который активно рвется на российский рынок. У наших моторов есть еще ряд несомненных для потребителей преимуществ, например, по организации поставок, по времени реакции на запросы и потребности наших клиентов… Ну и самое главное — у нас есть надежная и разветвленная сервисная сеть.  

Главный конструктор автомобильной техники МАЗ Павел Шабанов разделяет оптимизм ярославских двигателестроителей:

— Проведенные испытания показали, что по характеристикам эти двигатели сравнимы с лучшими мировыми аналогами, такими как «Даймлер» и «Рено». Что касается максимального крутящего момента, эти двигатели даже превосходят «Каминз», по топливной экономичности не уступают немецким моторам. Уже с октября мы начнем выпуск автомобилей Евро-4 с ярославскими двигателями, постепенно наращивая объем. Первая тысяча автомобилей будет эксплуатироваться под жестким контролем МАЗа и Группы ГАЗ. Конечно, новый продукт не всегда легко идет на рынок, потребитель воспринимает его с некоторой опаской, но, когда с 2013 года пойдут серийные продажи,  убежден, эти сомнения рассеются.   

По словам представителей МАЗа, в 2013 году планируется выпустить около

5 тысяч автомобилей класса Евро-4, дальнейшая программа МАЗа — 24 тысячи автомобилей в год, половину из которых планируется оснащать ярославскими двигателями.

Руководитель автотранс-

портного предприятия Яро-

славской области — Даниловского АТП Николай Киселев, присутствовавший на мероприятии, считает, что производители должны активнее проводить подобные презентации. По его словам, побывав на предприятии и посмотрев,  в каких высокотехнологичных условиях идет сборка двигателей, он уже не сомневается, что у ярославских двигателей большое будущее. Даниловское АТП занимается  грузовыми и пассажирскими перевозками, использует автомобили МАЗ, автобусы ЛиАЗ, ГолАЗ, ПАЗ. С двигателями ярославского производства Николай Киселев знаком с 1977 года и вспоминает, что в былые годы приходилось перебирать двигатели уже после 200 тысяч километров пробега.

Производители новых автомобилей и двигателей надеются, что в России в очередной раз не будет отложен ввод норм четвертого экологического класса.  

— Площадка ЯМЗ-530 строилась в расчете на производство 80 тыс. двигателей в год. Сейчас мы говорим о том, что у нас готова первая очередь завода —

20 — 25 тыс. двигателей в год. Мы готовы с октября приступить к серийному производству и очень надеемся, что очередного переноса введения норм  Евро-4 не произойдет, — подвел итог директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Валентин Фомин.

На снимках: завершение автопробега — красную ленточку разрезали директор по продажам «Силовых агрегатов» Группы ГАЗ Гасан Кязимов и заместитель директора по МТC и комплектации ОАО «МАЗ» Виктор Смашный; в цехе сборки средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page