Желтые разливы шашки

Вроде бы совсем недавно верховье реки Сары, что бежит по Ростовскому району, радовало рыбаков богатыми уловами жереха, щуки, судака, сазана, карася, леща. Но в последние годы из-за кипучей деятельности расположенных рядом предприятий по добыче песка, щебня и гравия на реке возле поселка Горный возникла искусственная плотина из камней, мешающая рыбе подниматься на нерестилище.

ПЕРВЫМ тревогу забил председатель первичного коллектива охотников и рыболовов «Горный» Сергей Дмитриевич Щербаков.

«Уважаемая газета! — написал он в редакцию. — В нашем районе протекает река Сара, по которой рыба заходит на нерест в верховья этой реки и озеро Ловецкое и там остается после нереста. Рыбаки приезжают ловить рыбу на эти водоемы не только из нашего района, но даже из других регионов России.

В последнее время Сару стали пересыпать близлежащие предприятия, чтобы удобнее   качать воду на водозаборе для своих нужд, чем препятствуют заходу рыбы на нерестилища. Рыбаки Ростовского района убедительно просят газету разобраться в действиях близлежащих карьеров и рассказать об экологическом бедствии на страницах «Золотого кольца».

24 октября мы с фотокором Виктором Орловым были в верховьях Сары, где нас ждали автор письма Сергей Дмитриевич Щербаков и егерь Ростовского рыбохотобщества Андрей Николаевич Баушин.

Глядя на бурлящий поток прорывающейся меж камнями реки, посторонний человек ни за что не догадается, что эта плотина рукотворная. БелАЗы и МАЗы сваливают в реку тонны песка, чтобы сдержать воду для лучшего водозабора. Со временем песок и мелкие камушки сносит вниз по течению, а большие булыжники остаются, и рыбе, идущей в верховье на нерест,  сквозь них не пробиться. Всякий раз рыбакам приходится расчищать для рыбы специальное русло.

Искусственная плотина на Саре — это еще полбеды. А вот «желтая река», как называют здесь впадающую в Сару речку Шашку, — это уже давно экологическая катастрофа. В годы советской власти разрабатывающие карьеры предприятия, занимающиеся добычей нерудных строительных материалов: щебня, гравия, песка, — не так беспощадно эксплуатировали природные богатства Ростовской земли, как нынешние бизнесмены. Остающейся от гидравлической добычи песка пульпой уже запесочена вся некогда чистая, как стекло, ключевая речка Шашка. Желтого цвета вода стоит везде: в лесных озерках, поросших камышом бочажках, бывших голубых прудках, обмелевших омутах. Противостоят местной Хуанхэ лишь трудяги-бобры, которые строят на ней свои «хатки». Бобровые плотины еще как-то сдерживают песок, а то не только Шашка, но и Сара  запесочились бы глиной и песком.

Еще при царе Горохе, когда в поселке Горный стали строить многоквартирные дома со всеми удобствами, на Саре должны были появиться современные очистные сооружения. Но дальше стен дело почему-то не пошло. И канализационные стоки, о чем говорит их специфический запах, по низинам и канавам опять же устремляются в Шашку, а из нее — в Сару. И, надо полагать, попадают в водозабор расположенных ниже по течению населенных пунктов. Хотя кому сегодня нужно проверять речную воду на соответствие действующим нормам санитарно-бактериологического анализа? Пьют что есть.

Андрей Баушин рассказывает, что по поводу нынешнего безобразия на реке как-то писал в природоохранную прокуратуру, но так и не дождался никакого ответа. Может быть, после этой публикации прокурор все же заинтересуется тем, что происходит в верховьях Сары.

В одну из зим Андрей Баушин насчитал на Ловецком озере с тысячу машин рыбаков и сбился со счета. Если все пустить на самотек, то рыба в верховьях Сары может быстро закончиться. И Сара, как и Шашка, станет еще одной Хуанхэ.

На снимках: Сергей Щербаков у искусственной плотины на Саре; неочищенные стоки — все в реку; желтые разливы Шашки.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page