Согласится ли мэр на роль завхоза

В Ярославле, похоже, начинается еще один эксперимент. Город может стать своего рода парламентской республикой, в которой исполнительная власть, то бишь мэрия, станет действительно исполнительной. Из машины для голосования муниципалитет может превратиться в место, где будут принимать ключевые стратегические решения. А мэр будет вроде исполнительного директора.

ПОКА наметилось несколько точек противостояния.

120 миллионов, которые Евгений Урлашов хочет выделить на строительство четырех современных спортивных площадок около четырех школ города. Депутаты говорят — не надо, лучше потратить эти деньги на ремонт школ и садиков. Не вдаваясь здесь в суть вопроса, отмечу: таким образом депутаты лишают мэра возможности доказать, что он привнес в город что-то новое, инновационное, весьма полезное.

Преобразование ЦИОМСИ в Институт развития стратегических инициатив муниципалитет, скорее всего, также не поддержит. В логике городской парламентской республики заниматься стратегией — не мэрское дело. Мэрское дело — трубы и ямы на дорогах. Особое опасение вызывает возможность использовать институт в рамках избирательных кампаний.

Урлашов желает выделить деньги районным администрациям на реконструкцию скверов в районах. Логика такова: облагородить несколько небольших участков парков или скверов, но в каждом районе. Депутаты предлагают пустить эти деньги на ремонт дворов и детские городки. Опять рубится пиаровский красивый проект в пользу хоздеятельности.

Понятно, что на ремонте дворов и крыш в школах большой славы не сделаешь. Понятно, что денег нет и не будет. Но пройдет год-другой, и Евгению Робертовичу нечего будет предъявить ярославцам, а также всем, кто еще не забыл про «столицу русской демократии», кроме зонтиков на дереве и Власьевского сквера, который к тому времени разнесут бомжи.

Пока у депутатского большинства (прежде всего «Единой России», да и не только), как мне кажется, действует принцип «презумпции недоверия» Урлашову. Все, что он ни предлагает, вызывает сомнение и вопросы.

По большому счету это правильно. Так и должно быть. Но с другой стороны, как будет работать мэр, которому депутаты отводят роль «завхоза»? Понятно, что Урлашов не тот, кто будет это все терпеть. Думаю, на ближайших заседаниях муниципалитета будет бойня, с очередными афоризмами и взаимными обвинениями. Евгений Робертович будет говорить о том, что ему намеренно вставляют палки в колеса и не дают развивать город. Депутаты — что они защищают бюджет от «популистских решений». И в той и в другой позиции есть своя правда. Урлашову тоже будет в чем упрекнуть депутатов, когда муниципалитет будет создавать свой аппарат, увеличивая расходы на себя.

Что же касается меня, то по большинству этих вопросов я не на стороне мэрии. Я не понимаю, какие стратегические инициативы можно развивать в Ярославле при отсутствии денег на их реализацию в каком-либо обозримом будущем. Я не понимаю, почему этим не могут заниматься чиновники мэрии за получаемую ими зарплату. Выбирая между современными, красивыми спортивными площадками около школ и заменой проржавевших канализационных труб в школьном туалете, я — за трубы.

С другой стороны, одними ремонтами труб тоже нельзя ограничиваться. Да и у мэра, как у любого начальника, должны быть свои любимые игрушки, как бы не совсем обязательные, но красивые и полезные, чтобы получал человек удовольствие от работы, чтобы мог сказать даже самому себе: «Я это сделал, ради этого можно и потерпеть все остальное».

И парламентская республика на городском уровне тоже явление довольно-таки странное. Будет ли оно жизнеспособным? Может, и здесь Ярославль даст России некую дивную уникальную модель?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям