В веснушках черемух стоишь над рекой

Вечер памяти «Не исчезай, мое село», прошедший в Великосельском ДК в Тутаевском районе, стал событием и для взрослых, и для детей.

Ушедшие и уходящие в небытие деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины! Подумайте сами: человека хоронят — даты рождения и смерти ставят, фамилию пишут. А деревни стояли века! Их защищали, за них сражались, в них жили, любили, рожали детей. А уходят они при полном молчании. Словно провинились перед нами.

 И впрямь. Только в этом сельсовете обезлюдела сорок одна деревня. А какие говорящие имена у них были: Павлово, Хори, Горки, Коровкино, Чирково, Мочино, Великая деревня, Бахметьево, Финятино, Раданцево, Займище, Рябинкино, Стоянцево, Кочелки, Федорково, Копылово, Бореево, Чистяковка, Карповское, Хмельничное и многие другие.

Хорошо, однако, что о некоторых из них еще можно что-то узнать — старожилы помнят. К примеру, Евдокия Владимировна Капралова рассказывает о деревне Карповское:

— Деревня была большая. Жили там семьи Сучковых, Сапегиных, Штреевых, Демидововых, Богдановых, Пресновых, Слезкиных, Лапиных. А к богачу Афанасьеву нанимались в работники. Деревню силой расселили в 40-50-е годы. Дома перевозили в Бариново, Гаврово, Великое село…

В деревне Попадино в 1920 году родилась Анна Анатольевна Арсеньева. На фронте была телефонисткой и получила ранение. А Прасковья Николаевна Капралова родилась в Цветкове. Здесь жили одни Пановы, их считали кулаками, но они просто работали хорошо. У них были большие семьи, по восемь человек детей. У двух братьев, Александра и Владимира Пановых, было общее дело. Они собирали и скупали скот по деревням, резали его и продавали. У Владимира был маленький и плохой дом, а детей почти десяток. Семью его впоследствии раскулачили и сослали в Сибирь, но потом реабилитировали. Александра Панова по ложному доносу арестовали, и домой он уже не вернулся.

Людмила Григорьевна Федотова вспоминает о деревнях Устимово и Шелепино:

— Устимово — некогда большая деревня, теперь поле. На краю деревни стояла церковь, которую разрушили в 30-е годы. Старое кладбище сохранилось до сих пор. В церкви служил очень хороший батюшка, всегда ходил по домам, беседовал с людьми. Я родилась в Шелепине. Мой отец работал председателем колхоза, воевал на фронте. В семье было семеро детей. Мама работала в колхозе. В деревне жили Пановы, Смирновы, Федоровы. Много работали. Были в деревне мастера, которые плели корзины на заказ, разводили пчел.

Деревня Чудиново, расположенная на одной улице, стоит на реке Вожерке. В трех километрах, прямо в лесу — деревня Аксенцево. Сейчас в ней живут только дачники. Последние жители — семья Зайцевых — переехали в Великое село. В лесу, по дороге Богдановка — Тутаев, приютилась деревня Фефелово, славная тем, что здесь проживал кавалер трех орденов Славы Иван Михайлович Федоров.

Среди полей, возле леса, стоит деревня Борисцево, утопающая в зелени. Недаром ее так жалуют дачники. А раньше здесь жили семьи Вересовых, Жуковых, Катковых, Смирновых, Шуваловых, Вагуниных, Лукичевых, Черновых, Столетовых, Касаткиных, только одних Голиковых было пять семей.

Рядом с Великим селом находится деревня Починок. В старину, говорят, в Починке делали топоры, которые славились в округе,  и называли их — починовские топоры.

В километре от Починка, на возвышении, находится деревня Дубасово. Окружают ее грибные и ягодные леса, клеверные поля и ромашковые луга. Но часть деревни сгорела, многие жители уехали в город. Остались в деревне два дома.

В деревне Самылково было пятнадцать домов. В 1937 году его жители были выселены и разъехались кто куда. Их дома перевозили в Бариново, Гаврово, Руновское.

 А еще была деревня Стояново. О ней рассказали бывшие ее обитатели Николай Павлович Ермаков и Людмила Дмитриевна Неклюдова:

— Народу в Стоянове и окружных деревнях было много, не зря эти места называли «Китай». Жили в Стоянове мастера, делали бочки. Были хорошие плотники, изобретатели, делали полезные вещи для людей.

Деревня Мочино в XIX веке делилась на две части: Малое Мочино и Большое Мочино. Между ними было расстояние в 400 метров. Существует несколько версий названия этих деревень. Скажем, наш историк-краевед Капитон Конюшев считает, что называть деревни таким образом стали из-за сырости места их расположения. Краевед Богданович считает, что название произошло от названия местных промыслов, поскольку тут мочили лыко, лен, шерсть. Константин Ушинский предлагает самую интересную версию: дескать, Мочино получило свое название от глагола — мочь что-то сделать.

Малое Мочино состояло из 7 — 9 домов в один фасад, был пруд. В Большом Мочине было четырнадцать домов в два фасада. Кстати, в деревне Малое Мочино родился Федор Никифорович Слепушкин — наш поэт и гордость Тутаевского края.

Интересна история и самого Великого села. Оказывается, более двухсот лет назад, там, где сейчас поля и леса, в местечке Великая деревня, куда местные жители ходят за ягодами и грибами, и было его начало. По направлению к Рославлеву за этой деревней была построена деревянная церковь. Вдоль дамбы, по вектору к Починку, находилось кладбище. И эта Великая деревня принадлежала помещику из деревни Рославлево, к сожалению, фамилии его никто не помнит. Он проиграл свою деревню бариновскому помещику. Деревня тому показалась далекой, и он решил ее перестроить ближе к Баринову. И начал строительство с места, где сейчас начинается теперешняя деревня. Она строилась в три ряда.

В 1900 году в Великом селе обосновалось четырнадцать купцов. Потомки одного из них, Ивана Шувалова, и по сей день живут тут. Он продавал продукты самому царю, и был удостоен звания купца первой гильдии.

В деревне купцы почти не бывали, наезжали только проведать свои дома, а обитали в Санкт-Петербурге. Но на село обращали большое внимание. Оно обновлялось, открывались лавки, мастерские, строились дома, складские помещения. Село стало называться Великим торговым селом. Вот такая история.

Но в этом округе есть несколько деревень, которые еще живы, но вот-вот могут исчезнуть с лица земли: Руновское, Гаврово, Перепечино, Борисцево, Дубасово. И итогом сельского праздника стало понимание того, что за их сохранность отвечают сегодняшние сельчане, обязанные сделать так, чтобы в окнах домов этих деревень не погасли огни. Или по крайней мере сохранить память о ней.

На снимке: дом купца Шувалова в деревне Великое село.

Фото из архива

Великосельского ДК.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page