О чем шумят народные витии

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРОШЕДШИМ ВЫБОРАМ Прошли очередные выборы в областную думу. Можно было заранее со 100-процентной уверенностью сказать, что их оценка у представителей партии власти и оппозиционных партий будет диаметрально противоположной. Так оно и случилось. В провластных СМИ сообщается, что в регионе голосование прошло чисто и без серьезных нарушений и что Ярославская область являет собой территорию демократических выборов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРОШЕДШИМ ВЫБОРАМ

Прошли очередные выборы в областную думу. Можно было заранее со 100-процентной уверенностью сказать, что их оценка у представителей партии власти и оппозиционных партий будет диаметрально противоположной. Так оно и случилось. В провластных СМИ сообщается, что в регионе голосование прошло чисто и без серьезных нарушений и что Ярославская область являет собой территорию демократических выборов. В оппозиционной печати, наоборот, говорится о том, что подлее, грязнее выборов у нас еще не было.

НА МОЙ взгляд, пока партии будут смотреть друг на друга как на кровного врага, существующая многопартийность будет служить российскому народу не подспорьем в решении социально-экономических и политических вопросов, а прямой дорогой к уничтожению российского общества, его экономического, научного и нравственного потенциала. Не случайно в свое время Михаил Булгаков образно подметил: разруха не в стране —  «разруха в головах». Последняя в свою очередь — результат смертельной политико-идеологической схватки между партиями, которые, как грибы после теплого летнего дождя, возникли в Российской империи в результате реализации царского манифеста 17 октября 1905 года о реформировании политической системы. Тогда представителей всех политических партий, правых и левых, охватила гордыня: никто никому не хотел уступать. Под воздействием партийных разборок граждане царской России настолько оказались разобщенными, что между ними развернулась жесточайшая борьба не только по классовому и национальному признаку. Даже родственные отношения были взорваны: «дети» с оружием в руках выступили против «отцов» и, наоборот, брат пошел на брата. И что в сухом остатке оказалось для России: гибель 7 — 8 миллионов человек и 2,5 миллиона эмигрантов. Народное хозяйство было отброшено на 100 с лишним лет назад.

Дореволюционная многопартийная система просуществовала 12 лет. Нынешняя функционирует более 20. Пока государству удается удержать противостояние между партиями в определенных рамках, выход за пределы которых чреват угрозой возникновения гражданской войны. Замечу, что в 90-х годах прошлого столетия Россия дважды оказывалась на пути политического катаклизма: в августе — декабре 1991 года в связи с ГКЧП, а также в октябре 1993-го в результате расстрела Верховного совета РФ по приказу президента РФ Бориса Ельцина.

Одна из причин сохранения политической стабильности в стране, и она, по-моему, главная, заключается в том, что партия власти «Единая Россия» в отличие от предыдущих «Демократический выбор России», «Наш дом — Россия» насколько может, ибо она остается все-таки партией крупного олигархического капитала и чиновников, ориентируется на решение внутренних и внешних проблем с учетом национальных интересов и традиций государства. И народ в своей массе это почувствовал. Конечно, до военно-экономического могущества и социально-нравственного климата СССР пока России далеко, но подвижки налицо. Всего несколько позитивных фактов. Разве во времена Ельцина, то есть господства идеологии либерализма (основные ее выразители — Гайдар, Немцов, Явлинский, Чубайс и др.), можно было поставить, например, памятник в Рыбинске выдающемуся директору завода «Рыбинские моторы» Павлу Дерунову, построить прекрасный планетарий имени В. Терешковой и восстановить вахту памяти школьников у Вечного огня в Ярославле.

На днях я выступал с концертом в пансионате «Красный холм», в котором не был более 15 лет, и его просто не узнал. Вместо щитовых домов-павильонов выстроено прекрасное многоэтажное здание-дворец, в котором обслуживание отдыхающих осуществляется по высшему классу: столовая-ресторан, бассейн, сауна, спортивные комнаты и медицинские кабинеты. Моими слушателями в основном были ветераны труда. Поинтересовался: откуда у них столько денег, чтобы оплатить 10-дневную путевку стоимостью в 17 тысяч рублей? У всех путевки были льготные, четверть из них отдыхала бесплатно.

Возьмите ситуацию с беспрецедентным навод­нением на Дальнем Востоке. Не дай бог, если бы это случилось в ельцинские годы. Гуманитарной катастрофы и масштабной гибели людей вряд ли удалось бы избежать, поскольку тогда государство находилось в состоянии паралича. Уж насколько журналисты на радио «Эхо Москвы» или телеканале «Дождь» любят зубоскалить по всякому промаху властей! Молчат и сквозь зубы сообщают: паника отсутствует, жертв нет, людям своевременно оказывается гуманитарная помощь. Наконец, ситуация вокруг Сирии наглядно продемонстрировала значительный рост международного авторитета России. Впервые Америка, которая возомнила себя «мировым жандармом» после ликвидации СССР, благодаря политической воле российского руководства вынуждена была приостановить бомбардировку этой арабской страны.

Можно только сожалеть, что лидеры парламентских оппозиционных партий, не говоря уже о внесистемной оппозиции, в упор не хотят видеть позитивные сдвиги в политике руководства государства. Безусловно, болевые точки в жизни общества и отдельно взятого человека всегда были, есть и будут. Всегда будут иметь место ошибки и преступления со стороны тех, кто во власти. Люди в своей массе не ангелы. И когда многие лидеры оппозиционных партий на федеральном и региональном уровнях сосредоточиваются в своей пропаганде только на недостатках, придавая им даже гротескный характер, то это популизм чистейшей воды. Что и подтверждают результаты прошедших выборов. Так, в Ярославской области «Единая Россия» получила 78 процентов мест в областной думе, а оппозиционные партии все вместе — 22 процента. Более того, если выборы проходили бы только по одномандатным округам, то ни КПРФ, ни Парнас, ни ЛДПР не прошли бы в думу. Так что, как ни парадоксально это звучит, они должны благодарить «Единую Россию», по инициативе которой было введено голосование по партийному принципу.

Касаясь вопроса, насколько выборы были грязными или нет, давайте вспомним еще раз, что партии на российском политическом поле далеко не ангелы. Отсюда, как на обычной войне, все средства хороши в борьбе за власть. В этом заключается природа всевозможных грязных политтехнологий, которые сопровождают каждую выборную кампанию. И они будут наблюдаться до тех пор, пока партии не станут цивилизованными оппонентами. Я вовсе не хочу выступать в качестве адвоката «Единой России» в силу своих коммунистических взглядов. Полагаю, что она, как любая партия власти в любой стране, имеет возможности применять довольно масштабные по изощренности политтехнологии. Однако ради объективности следует признать, что оппозиционные партии в своих делах не такие уж пушистые и белые. Вспомним, сколько было высказано слов любви к Евгению Урлашову в ходе предвыборной гонки. Асфальт во всех районах Ярославля расписан лозунгом «Защитим Урлашова! Проголосуй за РПР -Парнас». На другой день после выборов никто из лидеров КПРФ, Справедливой России и РПР-Парнас, если верить печати, не пришел на митинг в поддержку опального мэра. Он им теперь не интересен, поскольку выборы прошли. Правда, они еще раз вспомнят его, когда начнется предвыборная гонка за пост мэра г. Ярославля. Предположу, что претендентам на пост мэра от оппозиционных партий он будет интересен лишь в том случае, если продолжит сидеть в заключении. Это даст им возможность опять воспользоваться протестными голосами.

Я солидарен с точкой зрения тех политологов, которые считают, что на выборах ярославский, как и вообще российский избиратель, проголосовал прежде всего за политическую стабильность, отвергнув по большему счету в очередной раз радикализм и популизм справа и слева. Широко разрекламированная идея о сборе подписей за отставку губернатора провалилась. Досрочные выборы имели бы смысл, если бы в регионе наблюдался глубокий кризис: фабрики и заводы стояли бы, уровень безработицы зашкаливал, десятки тысяч людей сидели без зарплаты и т.д.

Путинская политика, хотя родом из ельцинской эпохи, тем не менее не тождественна идеологии ельцинизма. Это надо понять прежде всего тем лидерам огппозиции в центре и на местах, кто ратует за великую Россию и народ. Требуется не воевать с нынешним режимом, а помогать ему в окончательном освобождении от «родимых пятен» ельцинского наследия. За­игрывание же с навальными, немцовыми, прохоровами, а на местном уровне с урлашовыми — лишь бы свалить путинский режим, приведет к возвращению во власть либералов образца 90-х годов ХХ столетия, которые уж точно, на мой взгляд, добьют Россию в интересах Запада. Он не зря же их так пестует информационно и морально.

Выросло поколение избирателей, которое не понаслышке знает, что сотворили со страной ультралибералы в конце ХХ века. Вступающим в жизнь молодым поколениям представляется в силу отсутствия жизненного и политического опыта, что радикализм социально-экономических и политических преобразований и стабильность государственной власти — явления, не связанные между собой. Нет. Как правило, первой жертвой радикализма становится государство. И тогда жизнь его граждан превращается, по словам выдающегося русского философа Николая Бердяева, в ад.

Лидерам же левых оппозиционных партий хотелось бы пожелать, чтобы они не оказались в положении тех шестидесятников-диссидентов, которые после уничтожения СССР с сожалением говорили: мы вместе с Западом метили в коммунизм, а попали на самом деле в СССР. Так и им, может, придется, сокрушаясь, признать после распада России: боролись вместе с либералами с путинским режимом, а попали в Россию.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page