Море проблем

1 октября в Общественной палате России прошли третьи по счету общественные слушания ученых и общественности об экологических и социальных проблемах Рыбинского водохранилища и прилегающих к нему территорий. По окончании слушаний был создан Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища.
О ПРОБЛЕМАХ рукотворного Рыбинского моря говорят давно.

1 октября в Общественной палате России прошли третьи по счету общественные слушания ученых и общественности об экологических и социальных проблемах Рыбинского водохранилища и прилегающих к нему территорий. По окончании слушаний был создан Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища.

О ПРОБЛЕМАХ рукотворного Рыбинского моря говорят давно. Чуть ли не с первых дней его создания ученые в своих кругах поднимали ряд проблем водохранилища: от массового берегообрушения до цветения воды, от вредоносных донных отложений до опасных мелководий. Не оставались в стороне от обсуждений этих и других проблем водохранилища и жители Череповца, Весьегонска, Брейтова, Пошехонья и Рыбинска.

Спустя много лет замалчивания проблем в мае 2011 года на кафедре почвоведения МГУ имени Ломоносова ученые собрали международную научно-практическую конференцию «Проблемы Рыбинского водохранилища и прибрежных территорий». В конференции приняли участие представители ряда ведущих научно-исследовательских институтов. Именно на той конференции ученые, которые уже много лет занимаются проблемами верхневолжских водохранилищ, впервые перед широкой общественностью смогли озвучить комплекс проблем Рыбинского моря, а после направили резолюцию во всевозможные властные инстанции с требованием решать проблемы водоема. Направили резолюцию и в Общественную палату России, которая и озаботилась проблемами моря и прибрежных территорий. На рабочих совещаниях ученых и членов рабочей группы по экологии Общественной палаты рассматривались вопросы возможных последствий как прорыва плотины, подмыва дамбы ГЭС, состояния гидроузла, так и обрушения берегов, сбросов череповецких промпредприятий и массовых заморов рыбы.

ОДНОЙ из главных проблем Рыбинского моря считается берегообрушение. Высокие берега в Мышкинском, Рыбинском и частично Череповецком районах с каждым годом обваливаются все больше, и вода все ближе подбирается к жилым домам. Например, в Мышкине за последние 20 лет в некоторых местах берег ушел на 15 метров, что уже вызывает у местных жителей серьезные опасения. А что такое берегообрушение? Это появление значительных площадей мелководий, на которых образуется сильная волна, обогащенная песком и имеющая еще большую для берегов разрушительную силу. Эти же мелководья в летнее теплое время являются благоприятным местом для размножения всевозможных болезне­творных и вредоносных микробов. Согласно заверениям ученых, больше 20 процентов Рыбинского водохранилища — это бесполезные для гидроэнергетиков и вредоносные для экологии мелководья. На эту тему даже есть большой доклад группы ученых Почвенного института имени Докучаева и факультета почвоведения МГУ имени Ломоносова. Согласно данным Министерства природных ресурсов, необходимо укреплять порядка 250 километров берегов, тогда как сегодня укреплено только 2 километра.

Из-за высокого, неестественного для данной местности уровня грунтовых вод окружающий водохранилище лес подвергается гниению, отчего многие вековые сосны, ели и дубы валятся и непригодны для строительства.  

Не меньшую озабоченность ученых мужей вызывают и донные отложения. Дело в том, что в 1940-е годы, когда наполнялась чаша водохранилища, было затоплено порядка 70 кладбищ бывшего Мологского края плюс скотомогильники и иные захоронения. А уж когда водохранилище стало функционировать, здесь пошли иного рода отложения. Например, тонны рыбы, которую ежегодно бросают в сетях браконьеры; или постоянные сбросы череповецких промышленных предприятий и канализационные стоки того же Череповца, Углича, Весьегонска и Пошехонья. Все это сказывается на качестве воды, от которой зависит жизнь и здоровье людей, живущих не только на побережье водохранилища, но и у жителей Тутаева, Ярославля и Костромы.

Доктор биологических наук, профессор научно-исследовательского института кормов имени Вильямса Николай Афанасьевич Семенов видит основной проблемой водохранилища его неподвижность. Он, цитируя выдающегося советского ученого Фатея Шипунова, называет гидростанции тромбами кровеносной системы страны. Если до строительства водохранилищ вода от истоков Волги до устья проходила за 50 — 60 суток, то сейчас за полтора года. Это говорит о том, что вода стоит, не обновляется, гибнет огромное количество естественных представителей флоры и фауны, активно цветут сине-зеленые водоросли, идет заиливание дна, что, как следствие, меняет качество воды и окружающий водохранилище климат.

Важно отметить и то, что 64 реки, впадающие в водохранилище, не чистятся и, как следствие, заиливаются, заболачиваются, прекращая быть источником чистой воды. А нечищеные устья рек Сить и Латыгора в Брейтовском районе не дают возможности принимать туристические теплоходы, что препятствует развитию туризма.

Вызывают у ученых и вопросы качества воды. Например, в некоторых особо загрязненных акваториях рыба гниет заживо, ее мясо порой отстает от костей.

А дым из труб «Северстали», преобразуясь в атмосфере в твердые частицы и капли, в конечном счете попадает в водохранилище. Перечень опасных воздействий вредных выбросов поражает. Так, растворимые соли алюминия, попав при питье в рот, вступают в реакцию с соединениями кальция. Кальций переходит в растворимую форму и вымывается из зубов. Стоматологи отмечают, что зубы у ярославцев очень плохие.

Другой источник загрязнения воды — канализационные стоки Брейтова, Углича, Мышкина, Весьегонска, Череповца и неочищенные стоки ферм, деревень и садоводческих товариществ. С фекальными стоками в Волгу попадают болезне­творные микробы. Органика способствует «цветению» воды – бурному размножению сине-зеленых водорослей, вырабатывающих токсины.

СОЗДАННЫЙ в Общественной палате совет по проблемам Рыбинского водохранилища намерен решать эти и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью рукотворного моря. Например, одной из первоочередных задач является проведение кадастровой оценки рек, впадающих в водохранилище, ее, как оказывается, просто нет, поэтому и реки используют, обходя многие законы, творя, по сути, произвол. Всего же в программе совета порядка пятидесяти проблемных задач, которые общественность готова решать. А общественность их решать желает, поскольку многие из членов Совета это не только ученые, но и жители побережья, одних брейтовцев, некоузцев, рыбинцев и пошехонцев в совете тридцать семь человек. Например, из списка ярославских членов организации и географ-гидролог, руководитель экологической организации «Зеленая ветвь» Лидия Байкова, и известный в Ярославской области краевед Дмитрий Коновалов, и инженер Марина Шумилова. Немало в совете и членов «Землячества мологжан» — правнучка последнего главы города Мологи Галина Бобкова, и в недавнем прошлом председатель общества мологжан Надежда Солнцева. Есть среди представителей совета и духовенство, например, брейтовский благочинный протоиерей Анатолий Денисов, и священник Спасо-Преображенского собора города Рыбинска иерей Иоанн Перевезенцев, обеспокоенные тем, что при создании водохранилища было взорвано и затоплено 56 храмов и три величественных монастыря.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page