Юрий ласточкин: прерванный полет

В четверг Ярославская область вздрогнула от очередной криминальной сенсации: в администрации Рыбинска идут обыски, а затем задержаны глава города Юрий Ласточкин и его 73-летний помощник Геннадий Телегин. Вечерний выпуск новостей по Первому государственному каналу открылся именно новостями из Рыбинска, сопровождающимися одиозными комментариями дикторши. Но все ли так однозначно?

ДВЕРИ в администрацию Рыбинска оказались блокированы уже в начале одиннадцатого утра. Бывший мэр Рыбинска, а ныне депутат областной думы Евгений Сдвижков, рассказал, что, поднимаясь по ступенькам крыльца здания на Рабочей, 1, увидел женщину, которая безуспешно пыталась открыть дверь.

— Давайте, я вам помогу, — предложил Евгений Сдвижков, но с той стороны появился человек в маске, который приложил к стеклу удостоверение МВД и сообщил, что администрация сегодня работать не будет.

 В 15-30 24 октября на сайте МВД России появилась информация: «Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и УЭБиПК УМВД России по Ярославской области проведен комплекс мероприятий по пресечению преступлений коррупционной направленности среди должностных лиц органов государственной власти.

Так, получены сведения о причастности главы администрации г. Рыбинска Ярославской области к противоправной схеме, направленной на вымогательство у руководителей муниципальных унитарных предприятий денежных средств за продление с ними трудовых контрактов.

В частности, оперативным путем установлено, что чиновник потребовал у директора одного из МУПов 2 млн рублей за положительное решение вопроса о дальнейшей возможности занимать руководящую должность в указанном предприятии.

Сотрудниками полиции задокументированы три этапа передачи денег посреднику чиновника — помощнику главы ГО г. Рыбинска, который был задержан при получении заключительного транша в размере 1 млн рублей».

Интересно, что на сайте Следственного комитета России спустя час с лишним, в 16-47, была опубликована информация, в которой о «противоправном получении денежных средств» не говорилось ни слова:

 «… Как ранее сообщалось, мэр города Рыбинска подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По версии следствия, в 2009 году Ласточкин, являясь генеральным директором ОАО «НПО «Сатурн», заключил договор о продаже компании ЗАО «Стройинжиниринг» комплекса водоочистных сооружений по цене 4,8 млн рублей.

Такую цену он определил самостоятельно, однако рыночная стоимость предмета сделки составляла более 121 млн рублей. В дальнейшем, в апреле 2011 года, уже как мэр города Рыбинска Ласточкин согласовал покупку этого имущества для нужд городского водоканала по реальной рыночной стоимости. При этом продавцом выступило ООО «Водоснабжение» — организация, аффилированная с ЗАО «Стройинжиниринг». Таким образом, ОАО «НПО «Сатурн» был причинен ущерб на сумму более 116 миллионов рублей. Расследование уголовного дела продолжается».

Еще менее чем через полчаса в Интернете появилось видео оперативных мероприятий. Люди в масках входят в кабинет помощника главы Рыбинска — Геннадия Телегина, достают из-под стола пакет, требуют открыть его и спрашивают, за что получены деньги. «Ни за что, — отвечает Телегин, — это мне вернули долг…»

На следующих кадрах машину Юрия Ласточкина останавливают где-то на лесной дороге и предъявляют постановление на проведение обыска и допроса. «Почему в рабочее время на охоте?» — спрашивают люди в масках. «У меня заявление на отпуск лежит», — отвечает Юрий Ласточкин. Потом кадры приезда в администрацию Рыбинска, захода в кабинет, которые заканчиваются тем, что Юрий Ласточкин открывает бутылку минералки.

Во время сюжета в выпуске новостей на Первом канале к этому оперативному видео были присовокуплены кадры скрытой съемки разговора Юрия Ласточкина с неким мужчиной. Собеседника главы не видно, не слышно и его слов, зато слышен ответ Юрия Ласточкина, из которого следует, что его уже пытались запугать возбуждением уголовного дела и что из этого ничего не вышло. Слова главы перемежаются, видимо, нецензурными словами, которые «запиканы».    

В пятницу с утра сотрудники администрации Рыбинска вышли на работу, обязанности главы города в соответствии с уставом перешли к первому заместителю главы Леониду Можейко. Тем не менее и Рыбинск, и Ярославль до сих пор бурлят и обсуждают происшествие. Мнения разные, и все же тех, кто на стороне Ласточкина, большинство.

Бывший мэр Рыбинска, депутат областной думы Евгений Сдвижков: «Пока трудно поверить. На себе испытал, как органы, если надо, ловят «с поличным при получении взятки». Я это уже все проходил».

Вот еще несколько мнений: «Характер у Юрия Васильевича непростой. То, что он трехэтажным может покрыть и жаргонные словечки употребляет, это ни для кого не секрет. Но это не преступление. Рыбинск он поднял, сделал для города очень много».

«Думаю, это политический заказ сверху. Давно известно, с тех пор как у Ласточкина отжимали «Рыбинские моторы», его не любят на том, самом высшем уровне. И возбуждение уголовного дела перед выборами мэра было преду-

преждением. Юрий Васильевич со свойственным ему упрямством преду-

преждениям не внял. Последовала расплата».

«Проделок Ласточкина не видел только слепой. Как он вымогал у всех деньги на Деминские дела, как требовал оплатить то лыжные шапочки, то лыжи, а что стоят его поборы на восстановление Никольской церкви, Дни города и т. д.»

«Эти «копейки» для Ласточкина — мелковато. Только учтите, что у него целая команда, перешедшая с «Сатурна» на гораздо меньшую зарплату. Возможно, кто-то из этой

команды решил таким образом подкормиться».

Интересна еще и личность второго «фигуранта» этого дела — единственного помощника главы города, коим является Геннадий Николаевич Телегин. Геннадию Николаевичу 73 года, Юрий Ласточкин его хорошо знает еще по сов-

местной работе на «Рыбинских моторах». В 2010 году Геннадий Телегин был награжден почетным знаком «За заслуги перед городом Рыбинском», имеет множество и других наград. Вот что он рассказывал о себе в интервью газете «Рыбинские известия» в 2010 году:

«Я родился в 120 километрах от Казани, в городе Буинске. Перед глазами всплывают штрихами наиболее запомнившиеся события: например, конец войны — меня, пятилетнего, бабушка отправляет в рукавицах собирать крапиву для супа, деликатесы того времени — лепешки из гнилой картошки. Всплывает в памяти еще один эпизод: конец 45-го — на улице просит милостыню немец, и… люди ему помогают. Поступать в Казанский авиационный институт решил, еще учась в 8-м классе. Поставил перед собой цель и стремился к ее достижению. Школу я окончил с медалью, что облегчило поступление в этот престижнейший вуз. Учиться было крайне трудно, работал сильнейший преподавательский состав. Учеба, учеба, учеба — дни были так загружены, что годы в вузе слились в одно мгновение. Но о спорте не забывал – занимался академической греблей, лыжами.

Перед окончанием института встал вопрос распределения. Предлагалось несколько вариантов, среди них и Рыбинск. Помню, тогда достали карту, посмотрели атлас, прочитали короткую справку о городе — столице бурлаков — и сделали свой выбор. Вот уже почти 47 лет я — рыбинец.

Распределился на моторостроительный завод. Он тогда назывался «Почтовый ящик № 20». Нас сначала направили на практику в цеха. Меня определили в цех № 31 токарем на универсальный станок. Здесь выпускали различные мелкие детали – кронштейны, сложные фланцы. Работа была организована в три смены, самая тяжелая из которых была с 12 часов ночи. Причем требования к нам были такие же, как и ко всей смене. Это приучало к порядку, дисциплине. Полученный опыт работы с металлом в трудовом коллективе очень пригодился. Тогда диплом готовили и защищали прямо на предприятии. Во время подготовки дипломного проекта в СКО (серийный конструкторский отдел) судьба меня свела с будущей женой Ларисой. А дальше судьба складывалась так. Железный занавес, противостояние СССР и США требовали перевооружения Вооруженных сил и ПВО. В то время активно велись работы по двигателям к истребителю-бомбардировщику Су-7 и истребителю-перехватчику Су-9. Сжатые сроки производства, низкий ресурс двигателей, сложные условия эксплуатации потребовали создания эксплуатационно-ремонтного отдела, работать в котором предложили и мне.

 Началась жизнь на колесах, пришлось объ-ехать практически все воинские части, побывать во всех уголках СССР, самому заниматься регулировкой двигателей, менять агрегаты. Здесь пришлось столкнуться с огромным объемом информации, требовалось знать не только двигатель, но и системы самолета, гидравлику, автоматику, режимы полета.

 Потом пригласили работать начальником конструкторского отдела по системам автоматики, где пришлось выстраивать сотрудничество с агрегатными заводами и КБ. Главной задачей здесь ставилось оперативное решение возникающих вопросов по всем изделиям. Иногда приходилось искать выход прямо на местах, выезжая на агрегатные заводы, и находиться там неделями, месяцами. Ответственность, конечно, огромная. Например, идут отказы двигателей из-за дефекта насоса, завод стоит, все на нервах, ждут решения. У меня дома стоял всегда собранный портфель с вещами, в любую минуту мог отправиться в командировку.

За 46 лет работы на этом предприятии пришлось

заниматься многими вопросами, принять учас-тие в серийном производстве изделий всех ти-

пов, в том числе ГТУ-2,5, ГТД-6РМ, ГТД-8РМ, изделия ВД-7, «38», «41» и, конечно,  SAM-146. Занимался и вводом в строй ГТЭС-12. Запомнилась работа над ГТД-110. Эта большая машина весом более 60 тонн, диаметром до 4 метров потребовала проведения технического перевооружения цехов, фактически пришлось «перевернуть» весь завод. Уже оглядываясь назад, могу сказать, что ни одному предприятию в России не повторить наш путь.

Работал с несколькими директорами предприятия. Если быть точным, — с семью. И каждый со своим характером, цепкостью. Но я бы выделил среди них двоих: Павла Федоровича Дерунова и Юрия Васильевича Ласточкина. И хотя их разделяют десятилетия, они — представители разных поколений, работали при разной политической, социально-экономической ситуации, не могу не провести между ними параллели. Оба в своей деятельности неизменно делали упор на выполнение государственных задач, на техническое перевооружение, внедрение новых технологий, подготовку кадров. Эти факторы всегда были, есть и будут обязательными условиями движения вперед».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page