Лицей в жизни пушкина

6 июня 2014 года исполнится 215 лет со дня рождения гения русской поэзии А.С. Пушкина. В преддверии этой знаменательной даты редакция газеты «Золотое кольцо» решила в рамках литературной страницы предоставить возможность нашим читателям (пушкиноведам и просто любителям пушкинской поэзии) высказать свои сокровенные мысли и суждения по поводу «солнца русской поэзии» (В. Белинский). И начинаем мы со статьи Владимира Корнилова.

6 июня 2014 года исполнится 215 лет со дня рождения гения русской поэзии А.С. Пушкина. В преддверии этой знаменательной даты редакция газеты «Золотое кольцо» решила в рамках литературной страницы предоставить возможность нашим читателям (пушкиноведам и просто любителям пушкинской поэзии) высказать свои сокровенные мысли и суждения по поводу «солнца русской поэзии» (В. Белинский). И начинаем мы со статьи Владимира Корнилова.

6 июня 2014 года исполнится 215 лет со дня рождения гения русской поэзии А.С. Пушкина. В преддверии этой знаменательной даты редакция газеты «Золотое кольцо» решила в рамках литературной страницы предоставить возможность нашим читателям (пушкиноведам и просто любителям пушкинской поэзии) высказать свои сокровенные мысли и суждения по поводу «солнца русской поэзии» (В. Белинский). И начинаем мы со статьи Владимира Корнилова.

Наиболее отличительной чертой пушкинского характера необходимо признать, что он довольно редко, если не сказать более точно, почти не вспоминал детские годы, проведенные в родовом барском доме. Удивительно, но факт: в своих стихах он ни разу не упомянул ни мать, ни отца. О своем дяде Василии Львовиче, если и говорит, то иронически.

И наоборот, когда он мысленно возвращался к своему детству, то прежде всего говорил о лицейском периоде своей жизни. Даже умирая после смертельной дуэли, он не вспомнил недавно скончавшуюся мать, не позвал проститься с ним ни отца, ни брата, ни сестру. Зато он вспомнил некоторых своих лицейских друзей. «… Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать». Отношения А.С. Пушкина с родителями и его близкими родственниками — это очень деликатный объект исследования. В оценках их взаимоотношений следует быть довольно осторожным. Главное — нельзя забывать, что Надежда Осиповна и Сергей Львович дали России Великого поэта. От матери ему передалось остроумие и любовь к светской жизни, а от отца – легкость писать стихи и быть прекрасным декламатором своих творений. Известно, что Надежда Осиповна 31 раз посетила сына за годы учебы, Сергей Львович не раз присутствовал на переводных экзаменах с курса на курс.

Лицей был учрежден по указу императора Александра I от 12 августа 1810 года. Он был размещен в Царскосельском дворце, возведенном самим В.В. Растрелли, окруженный памятниками античного искусства и русской военной славы, а также природной красотой паркового ландшафта. Он воплощал в себе идиллическое место для учебы. Здесь Пушкин полюбил «в багрец и золото одетые леса», шуршание под ногами опавшей с деревьев желтой и красной осенней листвы. С лицейской поры осень стала в его творческой жизни любимейшим временем года. 

За 33 года своего существования (в январе 1844 года он был переведен в Петербург и реорганизован в Александровский лицей) его окончили 286 человек. Многие из выпускников становились впоследствии министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (например, А.М. Горчаков, А.В. Головнин, М.А. Корф и др.). Вместо чиновничьей карьеры другие из выпускников занялись наукой и стали выдающимися учеными своего времени (Н.Я. Данилевский, Я.К. Грот, К.С. Веселовский). Данный Лицей окончил великий русский писатель-сатирик, обличитель порочных нравов русского общества М.Е. Салтыков-Щедрин. Вместе с А.С. Пушкиным учились будущие декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер. Однако главную историческую славу Лицею принес Пушкин. 

В зрелые годы у него утвердилось мнение о лицее как родном доме, в котором учителя — старшие товарищи, а лицеисты — братья. Подобного рода представление у него возникло не случайно. В лицее в отличие от других тогда существовавших учебных заведений не было телес-ных наказаний, что было закреплено в лицейском уставе. Царскосельским профессорам в среднем было по 28 — 30 лет. Атмо-сфера царскосельского лицея была насыщена духом чести, вольнодумства и товарищества. Признавая их роль в обучении и воспитании, он в дальнейшем писал:

 Наставникам, 

хранившим юность нашу,

Всем честию, 

и мертвым, и живым,

К устам, подъяв 

признательную чашу,

Не помня зла, за благо

 воздадим.

Нельзя забывать об особом положении Лицея, созданного при царском дворе. В нем предполагалось готовить лицеистов для высокой государственной службы. Так что учащиеся первого выпуска оказались предметом особой любви и внимания со стороны царствующих особ. Об этом, в частности, свидетельствует факт присутствия самого государя на выпускном вечере 9 июня 1817 года, на котором он лично вручал медали и похвальные листы выпускникам.

Лицей для Пушкина являлся и своеобразной горой Парнас, на вершине которой он был рукоположен в поэты самим Державиным, наиболее выдающимся поэтом России допушкинского периода. В дальнейшем Александр Сергеевич вспоминал: «Не помню, как я закончил свое чтение, не помню, куда я убежал, Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня, меня искали, но не нашли».

Лицей для Пушкина навсегда остался родным домом. И в наиболее трудные жизненные ситуации он всегда туда ехал, чтобы вдохнуть милый ему с детства воздух, побродить по аллеям царскосельских парков. Либо, если не предоставлялась такая возможность, он мысленно в поэтических строчках благостно вспоминал о годах, проведенных под сводами лицея.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page