Чтобы уберечь пешехода, нужно менять закон об осаго

С каждым годом в России становится все больше машин – в среднем на 5 %. Каждый год выдается более 2 миллионов новых водительских удостоверений. И аварий с материальным ущербом становится все больше. И если водителя может спасти его собственная машина, ремень и подушка безопасности, то  российский пешеход – абсолютно беззащитен на дороге, его жизнь подчас зависит от сознательности и мастерства водителя автомобиля. Подчеркну – российский пешеход, так как за рубежом горожанин  находится под железной защитой законодательства.

Над западным водителем постоянно довлеет груз финансовой, административной, уголовной ответственности и, — главное, — осознание неотвратимости наказания в случае ПДД. А «наши» — скрываются с места преступления (до половины случаев в ряде регионов!), превышают скорость, игнорируют штрафы — 40 миллионов штрафов только за прошлый год так и не были оплачены.

Итог – в России машин в 3 раза меньше, чем в США, а смертей – больше на 40 процентов. Почти каждый третий погибший в ДТП и каждый пятый раненый – пешеход. Каждый седьмой выживший в аварии пешеход становится инвалидом. Особая проблема – наезды на пешеходов на пешеходных переходах. За 10 лет их количество возросло на 80% (с 10 до 18 тысяч), и мы не видим  положительной динамики.

«Союз пешеходов» разработал предложения по совершенствованию законодательства, дорожного строительства, обустройству дорог, образованию водителей и пешеходов. В том числе, в текст изменений в закон об ОСАГО нами внесены поправки, которые:

— регламентируют сроки рассмотрения заявления пострадавшего о предварительной выплате и срок перечисления средств;

—  указывают два конкретных документа, которые нужно представить страховой компании для предварительной выплаты компенсации за вред здоровью;

— расширяют круг родственников потерпевшего, имеющих право представлять интересы потерпевшего без доверенности  в ГИББД и страховой компании (сейчас представлять интересы потерпевшего могут лишь его родители и лица, имеющие нотариально оформленную доверенность);

— возлагают на ГИБДД ответственность за предоставление пострадавшему  достоверной информации о страховой компании  виновника ДТП и номере страхового полиса виновника.

Это, во-первых. Во-вторых, ОСАГО сегодня покрывает  лишь малую часть рисков, связанных с причинением вреда здоровью и жизни – в размере 160 тысяч рублей (включая 25 тысяч на похороны). Для сравнения: в Белоруссии этот показатель составляет порядка 450 тысяч рублей, в Казахстане — 370 тысяч рублей. Но в этом году Минфин РФ внес в  ГосдумуРФ  законопроект о внесении изменений в Закон об ОСАГО (в том числе предлагавшихся «Союзом пешеходов»).  Среди нововведений — повышение лимита выплат пострадавшим до 500 тысяч рублей, и введение предварительной выплаты без предоставления подтверждающих затраты документов.

Но и этого недостаточно – часто пешеходам наносится вред, который даже тяжело измерить в денежном выражении. Как человеку компенсировать деньгами утраченную навсегда возможность, например, видеть или передвигаться? Поэтому мы считаем, что лимит выплат за вред здоровью и жизни по Закону об ОСАГО должен быть повышен до 2 млн. руб., — как установлено для пассажиров общественного транспорта. Тогда и предварительные выплаты возрастут пропорционально. Но  увеличение выплат пострадавшим неизбежно приведет к пропорциональному росту взносов по полису ОСАГО – далеко не все водители  поддерживают это, но другого выхода нет. Увеличение выплат требует повышения тарифов.

И, в-третьих. Система «бонус-малус», во всем мире стимулирует водителей ездить аккуратно. Своеобразный «кнут и пряник». Нет у тебя аварий – платишь за ОСАГО меньше, есть – платишь больше. Но в России эта система стимулирует водителей не совершать аварий, откровенно говоря, слабо: максимальное повышение  стоимости полиса (которое происходит, если водитель по своей вине попадал в ДТП) – 250 %, максимальное понижение стоимости полиса (если водитель ездил аккуратно) – всего на 50%.  При этом  стоимость полисов  в некоторых регионах у нас начинается (для Жигулей) с 2 тысяч рублей.  То есть даже если ты попадал в аварии весь год, подвергая опасности жизни  других участников дорожного движения – то заплатишь всего чуть более 5 тысяч (в других регионах — максимум 11).  А вот в США, например,  цена за полис может повыситься  в 10 раз, при этом отслеживается не только аварийность/безаварийность езды, но и все нарушения ПДД, совершенные водителем. То есть финансовый стимул не совершать аварии там очень силен – к этому же нужно стремиться и нам. И, кстати, страхуется в США не автомобиль, а водитель, который может ездить со своей страховкой на разных автомобилях.

Мы возлагаем большие надежды на весеннюю сессию в Госдуме, во время которой состоится второе чтение по закону об ОСАГО. Будем надеяться, что депутаты нас поддержат.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page