— Ты меня любишь? — Да.
На Камерной сцене Волковского театра — премьера спектакля «Кошки-мышки» по пьесе Иштвана Эркеня в постановке Валерия Кириллова. Название «Кошки-мышки» может расположить зрителей к тому, что они увидят детектив, или их попросят принять участие в детской игре. Ни то, ни другое! «Кошки-мышки» — спектакль о любви, об одержимости страстью, о том, как тщательно любящие умеют скрывать, прятать, таить свои чувства друг от друга, и порой им удается это столь умело, что от любви остается только пепел!..
Валерий Кириллов как режиссер-постановщик мобилизовал для своего замысла лучших актрис Волковской сцены всех поколений. И для каждой из них нашел приемы, раскрывающие их творческую индивидуальность. История, которая возникает перед нами, может показаться камерной, узкой. Но все дело в том, что эта личная история поднимается над бытом нашей жизни неуловимой поэтичностью. Недаром жанр постановки определен как элегическая комедия.
Героиню заслуженной артистки России Ирины Чельцовой в «Кошках-мышках» зовут Эржи. Таких, как она, называют светло и иронично – «женщины элегантного возраста». Молодым кажется, что любить возможно в семнадцать лет. В двадцать – уже предположительно. А цифру двадцать шесть лучше вообще не произносить. Что говорить об иных измерениях! Но чувство живет, оно упрямо заявляет о себе и рвется на свет божий, и отстаивает себя, как умеет. И как не умеет…
Тема Ирина Чельцовой в этом спектакле – открытие в героине глубокого, неизведанного прежде чувства, борьба за женщину в себе, за неутраченную способность быть любимой.
Когда-то давным-давно жили на белом свете две сестры, две близкие души, и это светлое детство, первая отроческая любовь – в спектакле точка отсчета.
Время от времени она подходит к стене (к экрану), на котором возникает старая фотография. «Мы в летних платьицах, хохочем, волосы развеваются на ветру, машем руками и бежим к реке. Фотография любительская, к тому же она пожелтела и выцвела, с трудом разглядишь, кто на ней».
Эржи любила Виктора, красавца, оперного певца, кумира многих прелестных девушек. Кумир был избалован поклонницами, пути разошлись, сестры вышли замуж, воспитали детей… А встреча Эржи и Виктора через десятки лет оставила лишь некую былую привязанность, почти формальную. Былой кумир, забытый всеми и одинокий, приходит к Эржи один раз в неделю по четвергам, они ужинают и ведут необязательные разговоры.
Ирина Чельцова в самом начале делает ставку на обыденность, банальность и почти заурядность своей героини. Халат, затрапезная жизнь, и никаких иллюзий на будущее.
В роли оперного певца Виктора Черемлени на Волковской сцене дебютирует заслуженный артист России — певец, лирический тенор, заслуженный артист России Анатолий Колбешин. Природная органика и природный юмор Анатолия Колбешина создают редкую возможность почувствовать в нем – не драматическом актере — родственную волковцам «группу крови». Колбешин разговаривает с подругой оперными ариями, куплетами, на каждую реплику он отвечает своей мелодией. Его голос, его манеры завораживают слушателей. Его неподдельная искренность, веселость сообщают всему спектаклю изящество игры, иронии, легкой беспечности, а тончайшие переходы к драматическим интонациям романсов — глубину чувства. Его героя трудно назвать капитаном тонущего корабля, «певцом на пенсии». Виктор прекрасно держит осанку, иронизирует над собой и над Эржи….
Крайности, переменчивость состояний, острота и подвижность актерского рисунка в игре Чельцовой строятся на ритмических колебаниях динамики и статики. Эржи почти беззаботно «отдаст» Виктора в руки своей подруги – Паулы. Динамика, одержимость и драйв Паулы (Татьяна Малькова), беспрестанная бытовая забота о предмете увлечения (Наталья Кучеренко) делают свое дело.
И вот уже Эржи иная – голос, набухший болью и обидой, сдавленный, измученный… Еще живет в ней последняя надежда – вернуть Виктора. Еще вспыхивает в ней не вырвавшаяся вовремя пламенеющая страсть…
«Кошки-мышки» затейливы и взрывчаты, артистичны и трагичны. Эржи таит свое чувство от себя самой, понимая, что любит, любит неистово и безоглядно. Обаятельная, порывистая, поэтическая, она живет в полную силу. отдаваясь своему чувству. Одержимая любовью, она как будто не ценит ее, когда любима. Разлюбленная, она открывает боль любви. И боль живет в ней, как нежный, небывалый по силе красоты бутон… Любовь — источник немыслимого страдания. Любить — бесконечно больно. И вопреки всему — она счастлива. Так играет любовь — свойство души — Ирина Чельцова.
Ее старшая сестра — Гиза (Наталия Терентьева переживает катастрофы Эржи как свои собственные, в ней появляется глубокий надрыв. Старшая сестра, она проявляет материнские чувства к непутевой Эржи) – но – и завидует — и этой боли, и этой огромной, небывалой любви…
А веселый, неутомимый влюбленный певец Виктор — обретает счастье с подругой Эржи — Паулой (Татьяна Малькова). И поет романс о двух розах. «Одна из них белая, белая — была как улыбка несмелая… Другая же — алая, алая — была как мечта небывалая…»
В «Кошках-мышках» Гизу играет также Галина Ефанова. Ее Гиза – мягкая, мудрая, сердечная, с настоящим лиризмом, выступает настоящим опекуном и защитницей младшей сестры. Чельцова играет в Эржи женскую обиду, сиротство и даже беспомощность. Диапазоны – от кокетства и надежды – к отчаянию на грани самоубийства. Перемена участи приводит к суициду. Но!… Возможно, это сон, это вариант судьбы, но не сама судьба. В театре всегда есть возможность выхода…
О парадоксах любви рассказывают в этом спектакле Татьяна Позднякова, Ирина Сидорова, Николай Лавров, Людмила Пошехонова, а также молодые актеры Елена Смышляева и Владимир Киммельман.
— Что же такое истинная любовь? — спрашивает Эржи. — Увлечение? Наваждение? Безумие?
— Гиза – (Наталия Терентьева, Галина Ефанова): Что же после этого я могу посоветовать своей сестре? Остерегаться чувств? Стараться жить умеренно, вполсилы? Беречься всего? Нет! нет и нет!…