Прелюбодеяние и другие поводы к расторжению союза венчанных супругов: мнение Церкви

венчаниеНа сайте Московского патриархата размещен для обсуждения проект документа «О церковном браке». Это первый в современной церковной практике исчерпывающий перечень указаний к заключению и прекращению брака. Проект документа подготовлен комиссией межсоборного присутствия по вопросам церковного права и направлен во все епархии РПЦ для получения отзывов. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом межсоборного присутствия до 1 октября 2015 года, сообщает РИА «Новости».

В проекте, в частности, говорится о том, что брак, заключенный в законном порядке, но не освященный венчанием, c точки зрения Русской православной церкви не будет считаться греховным сожительством, а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах.

«В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного синода… о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом», — говорится в проекте документа. В то же время представители Церкви отмечают, что необходимо «иметь особое попечение о таких людях», разъясняя им «необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве брака», а также то, что «для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема».

Различие вероисповеданий жениха и невесты делает «канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами», говорится в документе. В то же время необходимо проявлять заботу «о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей».

В проекте документа отмечается возможность «совершения браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) и протестантами», при условии «благословения брака в Православной церкви и воспитания детей в православной вере».

В соответствии с подготовленной концепцией допускается возможность расторжения церковного брака «в результате отпадения одного из супругов от православия», «прелюбодеяния одного из супругов», «злонамеренного оставления одного супруга другим», в случае «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Кроме того, авторы документа считают поводом для развода совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение ее к искусственному прерыванию беременности супругом.

Решение о разводе принимает епархиальный архиерей, который «выдает свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком».

Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, «не отменяет» для церковной власти необходимости «самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания… по церковным канонам и по долгу пастырского попечения».
По оценке председателя отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, в таких непростых вопросах, как «признание брака распавшимся, благословение на новый брак, отношение к браку между родственниками, подготовка людей к венчанию», сегодня «имеют место расходящиеся практики». «Иногда нуждаются в актуализации древние церковные нормы, которые к тому же мало кому из мирян известны. Поэтому и нужно сегодня ясно выраженное, всем понятное суждение церкви по упомянутым сложным вопросам», — пояснил представитель РПЦ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Прелюбодеяние и другие поводы к расторжению союза венчанных супругов: мнение Церкви

Комментарии закрыты.