Кровавая повитуха, или История борьбы с абортами в разные времена

история абортов 1К искусственному аборту прибегали еще в древности. Отношение общества и государства к аборту в различные времена зависело от особенностей общественного и государственного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения, от развития религиозных верований. Нет в обществе единства по этой проблеме и в наши дни.
Мы решили сегодня вспомнить, как наказывали женщин делавших аборты и тех, кто им в этом помогла в Древнем мире, Средние века и Новое время.

Законодательство Древней Греции и Рима жизнь плода не охраняло. Аборты не преследовались и даже оправдывались. По существовавшему тогда представлению плод в чреве матери не считался прообразом человека,

Аристотелю принадлежит высказывание: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить». Единственная культура древности, где существовало абсолютное осуждение аборта и за аборт полагалась смертная казнь — культура древнего Перу.
Ранняя христианская церковь осуждала аборт или детоубийство. Наказание за аборт доходило до 10 лет и более покаяния и отлучения от церкви. Более строгим наказание было за аборт, сделанный после начала шевеления ребенка.
С утверждением христианства государственной религией отношение к абортам христиан продолжает быть резко отрицательным. В VII веке на Константинопольском соборе была установлена казнь за аборт. Лишь через два столетия этот поразительно антихристианский метод в отношении к заблудшим был церковью отменён. Но жестокий пример бывает также заразительным, как и всякий дурной пример. В католических странах с той поры женщину сделавшую аборт стали называть убийцей. И, соответственно, относились к ней, как к преступнику, совершившему убийство. Инквизиция распоряжалась с такими лицами по своему усмотрению, подвергая их различным наказаниям, в том числе и смерти. И на государственном уровне смертная казнь за аборты в иных странах Европы одно время весьма поощрялась и даже была утверждена на законодательном уровне. Такая практика была узаконена в 16−17 веках в Англии, Германии, Франции и в некоторых других странах.

В России смертная казнь за искусственное прерывание беременности была установлена во второй половине XVII века законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым. В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь. В более позднее время смертная казнь была отменена и в других странах, но наказание в течение многих лет продолжало оставаться суровым. Разумееется, что при таком положении дел существовали тайные аборты.

Что касается русского законодательства, то в старом Уложении о наказаниях (1885 год) имеется несколько статей, касающихся абортов. В одной из них речь идет о производстве аборта «без ведома и согласия беременной». Другая статья касается сознательного производства аборта: «Кто с ведома и согласия самой беременной женщины употребит с умыслом какое-либо средство для изгнания плода ее, тот за сие подвергается лишению всех прав состояния и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от 5 до 6 лет. Сама беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другими употребит какое-либо средство для изгнания плода своего, подвергается: лишению всех прав состояния и заключению в тюрьму на время от 4 до 5 лет».

Ответственность проводившего операцию определялась в следующей статье: «Наказания, определяемые в предшествовавших статьях, возвышаются одной степенью, если в употреблении средства для изгнания плода беременной женщины изобличены врач, акушер, повивальная бабка или аптекарь, или же доказано, что подсудимый был уже и прежде виновен в сем преступлении».

Более поздний отечественный законопроект министерства юстиции грозил матери, виновной в умерщвлении плода, заключением в исправительном доме сроком до 3 лет. Такое же наказание было предусмотрено и в отношении всякого лица, виновного в умерщвлении плода беременной, причем, если этим лицом являлся врач или повивальная бабка, то суд был вправе лишить виновного практики сроком до 5 лет и опубликовать свой приговор. Наказанию подлежали также и третьи лица, даже если они с согласия беременной участвовали в деянии, а также пособники, доставлявшие необходимые средства для истребления плода. Если же умерщвление плода произошло без согласия беременной, то виновные наказывались каторгой до 8 лет. Неосторожный аборт наказанию не подлежал.
Двойная мораль в соотнесении законодательной и действительной сторон положения с абортами в России того времени заключалась в том, что хотя студентов-медиков открыто обучали операции в клиниках, описывали ее в учебниках и производили, с учебными целями, в операционных, но закон за эту акушерскую процедуру предусматривал строгое наказание. Даже в случаях, когда продолжение беременности неизбежно привело бы к смерти женщины или непоправимому вреду для ее здоровья — считалось, что врач, с точки зрения формального права, все-таки совершал преступление, делая аборт.

В мусульманских странах уже в XIX веке существовали официальные учреждения, где женщины делали аборты. В 1875 году мать султана Абдул-Газиса даже издала приказ, чтобы всякая обитательница дворца в случае беременности делала себе аборт. В гареме султана для этой цели имелось специальное лицо — «кровавая повитуха». Вообще, начиная с XIX века аборты получили широкое распространение.
В ХХ веке производство абортов в больших городах везде стало вполне обычным явлением, и никакие судебные кары не пугали женщин. Впрочем, необходимо отметить, что угрозы закона в большинстве случаев оставались на бумаге. Волна абортов неудержимо росла, и во всех странах, в том числе и в России, в каждом большом городе большое число врачей, акушерок, повитух имело обширную абортивную практику. Увеличению числа абортов способствовало усовершенствование технологий.

В Париже не только существовало много специальных институтов для абортирования, но в начале XX века действовал даже особый абонемент со скидкой — для постоянных «клиентов». За два года до первой мировой войны в парижских парламентских кругах совершенно серьезно обсуждался проект о введении государственного страхования от рождения детей.
Что касается США, то к началу ХХ века почти все штаты имели законы, рассматривающие аборт как уголовное преступление. Тем не менее, нелегальный аборт был распространенным явлением. Ежегодное число нелегальных абортов в 1950—1960-е годы оценивается в 200 тысяч — 1,2 млн. Многие аборты проводились в неадекватных условиях, особенно это касается бедных женщин, не имеющих достаточных средств, чтобы заплатить врачу или чтобы съездить туда, где процедура была более доступна. Это вело к росту заболеваемости и смертности женщин. Нелегальные аборты составляли 17% материнских смертей в 1965 году, а среди не белых женщин Нью-Йорка эта доля доходила до 50%.

Видя негативные последствия криминальных абортов, многие юристы, врачи и священники стали призывать к изменению законодательства. К ним присоединялось все большее число общественных организаций, что постепенно убедило политиков в необходимости пересмотра закона об аборте.

Первым штатом, в 1967 году легализовавшим аборт по некоторым основаниям, был штат Колорадо. К 1972 году за ним последовали еще 13 штатов. И к 1973 году, когда Верховный суд объявил свое историческое решение по делу Роу против Уэйда (Roe v. Wade), четыре из десяти американских женщин репродуктивного возраста проживали в штатах, которые отменили или реформировали законодательство об аборте. Верховный суд в деле Роу против Уэйда постановил, что право женщины на частную жизнь, в том числе на аборт, защищено Конституцией, и таким образом легализовал прерывание беременности во всей стране.

Послереволюционная Россия стала первой страной в мире, узаконившей прерывание беременности по желанию женщины.

Российское законодательство об абортах до сих пор считается одним из самых либеральных в мире. На это указывают даже те ученые, которые не считают депопуляцию (сокращение численности населения) чем-то негативным — т. н. «демографы-модернисты». Например, одна из ярых противниц запрета абортов В. И. Сакевич в одной из своих статей справедливо замечает, что «далеко не все страны имеют такое либеральное законодательство, как в России. Более того, доля таких стран до сих пор не достигает половины».

В настоящее время, согласно данным отдела народонаселения секретариата ООН, производство аборта по желанию женщины законодательно разрешено в 55 из 194 стран мира. Это 28% стран. В эту группу входят почти все индустриально развитые государства и Китай, поэтому доля мирового населения, проживающего в странах с либеральным законодательством свыше 40%.
В нашей стране прервать беременность без объяснения причин можно до 12 недельного срока. После этого срока аборт разрешен по медицинским, а также по некоторым социальным показаниям. Для сравнения приведем некоторые другие страны. Среди европейских стран полный запрет абортов действует на Мальте и в Ватикане. Ирландия, Андорра, Сан-Марино и Монако допускают аборт только в случае угрозы жизни беременной женщины.

В Польше, Испании, Лихтенштейне производство аборта разрешено с целью защиты не только жизни, но и под предлогом «заботы о физическом и психическом здоровье беременной женщины», а также в случае изнасилования, инцеста или аномального развития плода. В Великобритании, Финляндии, Исландии и Люксембурге, помимо вышеперечисленных условий, аборт законодательно разрешен по социально-экономическим основаниям (которые трактуются достаточно широко, как и угроза психическому здоровью).

В остальных странах Евросоюза аборты разрешены только в течение определенного срока. Например, в Италии, Бельгии и Германии прервать беременность можно только в первые 12 недель.

В Азии либеральным законодательством характеризуются 37% стран, но в их числе такие многонаселенные страны, как Китай, Вьетнам, Турция и бывшие советские республики. В Индии аборт тоже разрешен по широкому кругу оснований, в том числе по социально-экономическим обстоятельствам. В большинстве мусульманских стран Азии прерывание беременности допускается лишь для спасения жизни беременной женщины или — в ряде стран — с целью защиты здоровья женщины.

В Латинской Америке преобладает запретительное в отношении абортов законодательство. Лишь две страны — Куба и Гайана — предоставляют право прервать беременность по желанию женщины. В большинстве остальных стран аборт официально разрешен только для спасения жизни и здоровья женщины. А законодательства Чили, Никарагуа и Сальвадора не допускают прерывание беременности ни при каких обстоятельствах.

В большинстве стран, в 119, прервать беременность можно только при угрозе для жизни или здоровья матери. Россия же входит в 21% стран, где аборты разрешены без ограничений. Более того, искусственное прерывание беременности в России входит в перечень услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, что предполагает государственное финансирование каждого аборта, сделанного в стенах учреждений Министерства здравоохранения и социального развития.

На снимке: памятник нерожденному ребенку в Словакии.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “Кровавая повитуха, или История борьбы с абортами в разные времена

Комментарии закрыты.