Война снеговиков

Часть I. Сенатор удивил даже Терешкову

ТРУДНЫЕ РОДЫ НОВОГО «ОППОЗИЦИОНЕРА»

После того, как муниципалитет Ярославля прекратил досрочно депутатские полномочия политтехнолога Павла Марковича Зарубина и освободил его от должности председателя муниципалитета, тот не впал в отчаяние и не запил, а пошел на местную радиостанцию и в течение более получаса клеймил команду нового руководителя области Дмитрия Миронова. Герой обвинил своих гонителей в «распиле» и «воровстве», а себя рекомендовал как активного антикоррупционера. И данная диспозиция, казалось ему, не должна была бы оставить у радиослушателей никаких сомнений в причинах его отставки.

Павла Марковича поддержал в социальных сетях многолетний партнер по политтехнологическому бизнесу — заместитель председателя Ярославской областной думы Павел Исаев. Что не удивительно: они давнишние заединщики. А вот публичная поддержка бывшего губернатора Ярославской области, ныне члена Совета Федерации Анатолия Лисицына стала неожиданностью. ИА «Регнум» процитировало по Фейсбуку такую его реакцию: «Грустно всё это наблюдать. Пора на все посмотреть трезво. Только ушли от четырехлетнего политического хаоса, и вот опять?». В постигшей Павла Марковича неприятности сенатор углядел тревожные тенденции в нынешней кадровой политике. По его мнению, непродуманные отставки вносят напряженность в общественно-политическую жизнь области и являются ничем иным, как «многоуровневой» работой по сколачиванию оппозиции. То есть, работой против себя самих.

Всем известно, что Миронов является человеком из кадровой обоймы президента РФ Владимира Путина, работал адъютантом главы страны, что Путин старается поддержать своего назначенца. Уже трижды приезжал в ярославские края. По его поручению в области появлялись один за другим влиятельные федеральные люди, и не с пустыми руками. Мэр Москвы Сергей Собянин, к примеру, выделил на реконструкцию центральных кварталов города несколько сот миллионов рублей, глава «Газпрома» Миллер пообещал вложить в газификацию области со свойственным ему размахом миллиарды. И вдруг на фоне федеральной поддержки и доброжелательного фона — резкая критика в адрес Миронова, за назначение которого всего какой-то месяц назад горячо, почти до слез на глазах благодарила Путина Валентина Терешкова на личном приеме у президента.

«ВИЗГУ МНОГО, ШЕРСТИ МАЛО».

Едва тлевшему до этого костерку конфликта между командой Миронова и местными чиновниками поддали кислороду в надежде раздуть его, придать ему общественное звучание. Ведь к помощи СМИ прибегают, когда хотят завоевать политические симпатии и доверие населения. А зачем же еще?

Выступление Зарубина иначе и не расценить, как начало сражения за общественное мнение, первую серьезную открытую атаку в информационной войне против новых властей. Однако зачин, несмотря на его эмоциональность, не задался, получилось точь-в-точь по любимой присказке Путина о бритье поросенка: «Визгу много, шерсти мало». О каком массовом, достойном переполоха «распиле» и «воровстве» новой команды управленцев можно вести речь, когда они только-только по кабинетам расселись? Когда еще и губернатора избрать-то не успели? Где факты, Зин? Один факт, оказывается, все же есть! Он озвучен Павлом Марковичем с пафосом советского прокурора на процессе тридцать седьмых годов. Новая власть создала Единый расчетный центр! И впрямь такой создан, но использовать его в качестве главного козыря в борьбе «с режимом Миронова», пускать в ход в качестве главного оружия, что называется, себе дороже. Получился пук, а не бомба.

Для создания Единого расчетного центр есть серьезные основания. Потребители энергии в основной своей массе исправно и добросовестно платят за электричество и газ, а область в целом почему-то из года в год оказывается в существенном долгу. При прежнем губернаторе Сергее Ястребове «Газпром» чуть было не отключил от тепла Ярославль за миллиардные неплатежи, главнейшая причина которых в том, что деньги, полученные от потребителей, оседают в управляющих компаниях (УК). Чтобы устранить эту проблему, Миронов предложил схему, по которой платежи будут поступать напрямую в Единый центр, минуя УК. Это вызвало протесты в среде УК, которые новый руководитель области прокомментировал довольно жестко: «Некоторые источники навязывают жителям свою некомпетентную точку зрения, подобной дезинформацией, в частности, занимаются коммерчески заинтересованные лица. Смотреть дальше за тем, как на счетах отдельных управляющих компаний оседают миллионы рублей, а через какое-то время эти компании удивительным образом банкротятся, мы больше не будем. Мы обязаны искоренить этот коррупционный механизм. И мы его искореним»,— пообещал он.

Зарубин (насколько понятно из его посылов) крамолу усматривает, прежде всего, в том, что Центр создан с участием частного бизнеса. Ну и что? Что здесь крамольного? Государственно-частное партнерство поощряется правительством РФ. Плюс к тому — ярославское правительство имеет в расчетном центре блокирующий пакет.

Более того, подобный центр намеревалась создать еще команда Сергея Ястребова, «головой» которой, как обнародовал в своем манифесте сенатор Лисицын, оказывается, был как раз Павел Маркович Зарубин. Значит, когда ярославские управленцы хотели создать подобную компанию, это следовало воспринимать как положительное явление, когда за то же самое взялись москвичи, это уже можно объявлять воровской затеей, причем, даже до появления реальных результатов деятельности центра.

Павел Маркович, надо заметить, по местному радио то и дело, как часто с ним случается в последнее время, изумлял своей забывчивостью. Вот он патетически призывает не избирать депутатами людей из бизнеса, гнать их из представительных органов власти. Выметать, так сказать, поганой метлой, поскольку они-де приходят туда исключительно с целью вступить в соглашательский союз с властями, чтобы реализовать интересы своего бизнеса! Нет им там места!

Очень верная мысль. Но ведь сам Павел Маркович на протяжении последних лет только и делал, что вводил за руку в представительные органы власти бизнесменов, и даже лично сам шел на последних выборах в муниципалитет в одной связке с горе-дорожником, ярославским денежным мешком Эдуардом Авдаляном. Павел Маркович за время своей политической деятельности столько ввел во власть толстосумов, столько послужил смычке капитала и власти, что вполне заслуживает медали «За вклад в развитие коррупции».

«Оппозиции следует активно участвовать в предстоящих этой осенью выборах в муниципалитет!» — вот другой посыл. Ничего себе! Павел Маркович еще недавно только и делал, что гонял на выборах оппозицию, всячески препятствуя открытой конкуренции. Можно привести немало примеров, но ограничимся только одним, чтобы показать, до каких степеней доходили бюрократические ухищрения прежней команды для снижения уровня конкуренции на выборах. Человека взяли и отстранили от выборов за опечатку в дате выдачи паспорта! Ладно бы в дате рождения была совершена ошибка, куда бы еще ни шло, а тут из-за такого пустяка человеку пришлось дойти аж до Москвы, чтобы добиться восстановления в списке кандидатов в депутаты. И случилось это, конечно, за каких-то три дня до выборов.

Призывы к оппозиции идти решительным маршем на муниципальные выборы у специалистов вызвали ироничную усмешку еще и по той причине, что они знают: в угоду разовым политтехнологиям схема выборов в ярославский муниципалитет запутана и изуродована Павлом Марковичем и его командой настолько, что исключает существенное присутствие оппозиции в городском представительном органе власти. Что теперь толку кричать: «Все на выборы!»

Часть 2. Пока, временщики!

Лисицын делится своим богатым опытом совместной работы с Зарубиным, указывает Миронову на методы Зарубина, которые «политически неожиданны» и даже «опасны». «Был период, когда и я был вынужден освободить его из команды администрации, — признается сенатор, — Но это было сделано на взаимных, компромиссных решениях. И вот, оппозиционного депутата, будущего лидера (оппозиции — П.Н) – думаю, им он станет — «поставили на место» за четыре месяца до выборов». «Разве это разумно? – задается риторическим вопросом Лисицын.- Или есть полная уверенность в победе? (Речь идет о выборах губернатора — П.Н. ).Она будет, но каков будет результат?»

Уж сам ли сенатор Лисицын это все написал, или, может, какой-то его клерк? Серьезный политик должен же понимать, что для Миронова пойти на компромисс с Зарубиным – значит, принести в жертву репутацию честного чекиста, заработанную им за многолетнюю службу в органах. Как можно Миронову заключать закулисные беспринципные соглашения, если эти пакты о «ненападении» – есть питательная среда коррупции. О каком компромиссе с Зарубиным можно вести речь, если он громогласно оскорбил команду Миронова, обвинив в «распиле» и «воровстве»? Заключить союз с Зарубиным — даже временный, тактический пакт – значит, косвенно признать обвинения.

Уверенность Лисицына, что Зарубин станет харизматическим влиятельным лидером оппозиции, как-то не заражает. Кто пойдет за ним? Директора заводов? Это смешно, поскольку команду Зарубина, вслед за командой Урлашова, ярославский директорский корпус и близко не принял, потому что видно же, что они одного поля ягодки, настроенные лишь на демагогию, а не на созидание. Может, бизнес подержит Зарубина? Тоже – мимо! Последняя встреча деловых кругов Ярославской области с президентом России показала их стремление следовать в фарватере политики Дмитрия Миронова. И ожидать другого не приходится. Бизнес по своей природе бесконфликтен по отношению к власти. Рассчитывать на то, что бизнес выступит на стороне Зарубина — значит, обманывать себя.

Поддержка общества? И здесь — промах. Уж общественность-то хорошо знает «ху ист ху» мистер Зарубин. Она отлично, к примеру, помнит, с каким наперсточным цинизмом развели ярославцев на общественных слушаниях, посвященным вопросам прямых выборов. Социологические исследования, проведенные накануне, показали, что 75% горожан выступают за прямое голосование. Лес поднятых рук «за» на общественных слушаниях не оставлял никаких сомнений в точности проведенных накануне исследований. И вдруг людям объявляют, что они, оказывается, проголосовали против прямых выборов! Все сначала ошарашенно смотрели друг на друга, а потом зал стал дружно скандировать: «Позор! Позор!». А Зарубин на все это смотрел с улыбкой. Впрочем, а как еще мог реагировать автор идеи выдать неправду за правду?

Видеозапись финала общественных слушаний гуляет по интернету. Ее просмотрело уже около десяти тысяч человек. Хорошо бы радиостанции, которая то и дело выражает симпатии Зарубину, будем надеяться, чисто бескорыстно предоставляя ему эфиры для дезинформации, найти эту запись. Скопировать ее финальную часть и пускать в эфир под мелодию какого-нибудь романтического вальса всякий раз, когда господин Зарубин примется клясться в любви к оппозиции или призовет вернуть прямые выборы мэра. Классный получится фон.

Может, за Зарубиным, как за бывшим депутатом, стоит солидный электорат? Ведь голосовали же за него? Но посудите сами. Голосовать на местных выборах в последние годы, как правило, редко ходят более трети избирателей, а в окраинных районах Ярославля, где, кстати, избирался Зарубин, явка случается и не переваливает за 20%. Для того, чтобы стать «слугой народа», достаточно набрать чуть более половины голосов, а подчас, и того меньше. Общественный потенциал, стоящий за ярославскими депутатами от партии власти, крайне ничтожен, всего лишь рожки да ножки.

Да и он, если разбираться строго, вовсе и не их. Он абсолютно, на все сто процентов, административный. Власть его ввела в действие по указанию сверху, чтобы слепить из него, как из снега, депутата. Социологические исследования более чем красноречиво подтверждают, что за большинством ярославских депутатов не стоит реально значимого электората. Люди признаются во время опросов, что не знают своих депутатов. Время депутатских полномочий представителей партии власти (это больше к ним относится) напрямую зависит от расположения этой самой власти. Стоит перемениться ее настроению на «сердито» и «горячо», как от политических снеговиков тут же останется только лужа с плавающей посередке морковкой.

ЧАСТНЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ, А НЕ РАСКОЛ ЭЛИТ

В том, что федеральный центр выступил в качестве инициатора перемены власти в области, повинна, прежде всего, ярославская политическая элита, к которой с гордостью причисляет себя Зарубин. Последнее пятилетие оказалось самым бесцветным за всю историю Ярославской области, включая далекие советские времена. Местная власть за прошедшие годы не кооптировала в свои ряды компетентную смену из числа деятельной и ответственной части управленцев-профессионалов.

Нельзя не поддерживать кадровые перемены, начатые Дмитрием Мироновым. Это очень верный и единственно возможный в данных условиях выход из создавшегося крайне губительного для области положения. Люди не просто хотят, они жаждут перемен, так как разочаровались в местной чиновной верхушке, в ее способности обеспечить области экономический рост, поставить ее на путь динамичного развития. На их глазах в последние годы Ярославль, и в целом Ярославская область, некогда бурлящая энергетикой жизни, благодаря некомпетентности и бездействию доморощенных чиновников, погрязших в интригах, превратилась в глубокое захолустное болото. Кривая несовпадений настроений большинства населения и деятельности местной политической верхушки достигла таких уровней, что напоминает кардиограмму при мерцательной аритмии.

Понятно желание доморощенной элиты придать локальному, частному конфликту приезжих кризисных менеджеров с небольшой группой представителей обанкротившейся местной команды управленцев, видимость глубокого раскола элит, серьезного, масштабного противостояния. Кто-то на этом хочет сколотить политический капитал, кто-то — укрепить прежний, играя роль кукловода-примиренца, кто-то, воспользовавшись шумихой, мечтает спрятать концы своих темных делишек в воду. Но все это пустая затея. О каком расколе элит можно вести речь, если шум поднят не из-за серьезных, стратегических вопросов осуществления преобразований, а исключительно по причине частных амбиций? У Зарубина и иже с ним отставленных чиновников в портфелях есть только планы пятилеток повышения личного благосостояния. За себя, родненьких, переполошились, за срыв планов личных пятилеток. Жаль, конечно, их чисто по-человечески, но сейчас, как известно, всем нелегко.

Кадровые перемены, совершенные при команде Миронова оправданы, пожалуй, за исключением всего одной – понижения в должности руководителя комитета по законодательству Ярославской думы, высокопрофессионального специалиста Андрея Крутикова. Надо заметить, что свой уход с должности Крутиков встретил по-мужски спокойно, что характеризует его, как умного человека, понимающего, что недопустимо личные конфликты превращать в предмет для общественной стирки, что его уход – всего лишь продукт недопонимания. Нет никакого сомнения, что опытный и работоспособный профессионал Крутиков будет востребован новой командой для занятия высокого и престижного поста в исполнительной власти.

Команде Дмитрия Миронова, разумеется, нужно проводить курс на консолидацию элит, что никак не означает – скатываться в русло беспринципной примиренческой политики. Нужно стремиться к оптимальному сочетанию местных и приезжих управленцев на условиях открытой конкуренции, предоставляющей одинаковые шансы для занятия должностей представителями обеих сторон. Никакого математического баланса здесь быть не должно. Места в управленческих структурах должны предоставляться независимо от места жительства. Если это хороший, ценный специалист, который в состоянии решать оперативно проблемы, накопившиеся в области, ему и место в управленцах, а уж где он прописан – это уже, что называется, последний вопрос.

ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД ОТ СУРКОВА

Помощник президента России Вячеслав Сурков опубликовал в последнем номере журнала «Русский пионер» свое стихотворение о тающих снеговиках. «В нашем дворе тает лед на хронической луже, из проталин лезут трава и окурки», — повествует автор. Эти стихи вполне могут служить лирической иллюстрацией к теме сегодняшнего разговора.

В стихотворении есть такие строки, будто про нашу историю:

не спартанцы

не рыцари роланда

просто толстяки

кто оплачет их гибель?

кто восславит их подвиг?

кто сделает с ними

selfie mortale?

прощайте, о снеговики

с круглыми глупыми лицами».

Павел НИКИТИН, журналист.

 

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page