Бегущая по волнам памяти

Гриновский фантомный образ женщины, бегущей по волнам впереди  судна, манил многих морских странников. И стоило только его обрести, тот час он исчезал вновь,  оставляя в душе чувство легкого разочарования. Недосягаемый мираж  стал символом незаконченности,  несбыточности мечты. Таким мне видится собирательный образ Варвары Николаевны Урусовой.

В потоке времени

В статье «Урусовы, Глебовы — ищите женщину» мы рассказали о загадке Варвары Николаевны Урусовой урожденной Глебовой. Напомню, ее отец — городничий города Мологи, надворный советник Николай Николаевич Глебов (1755-1808) владел полуселом Шопшей (Шепецкий ям), сельцом Селищи и другой недвижимостью. От отца, а потом и своей матери коллежской советницы  Александры Андреевны Засецкой (28.03.1756 -1858) имение перешло Варваре и ее брату полковнику, губернскому предводителю дворянства Андрею Глебову(1786-18.02.1854), похороненному впоследствиb на кладбище  села Верхнее Никульское Мологского уезда.

Но рассказанная нами история, является только частью запутанных имущественных отношений, Глебовых и Урусовых. Предлагаем читателю снова принять участие в разгадке сложного исторического кроссворда.

Как мы узнали,  Александр Юрьевич женился на Варваре Николаевне в 1804 году. Урусов жил в С-Петербурге на Литейной части против церкви Симеона в доме купца Викеньтьева, подъезд №8, в Ярославле на Дворянской улице у него находились две городские усадьба с  деревянными домами и службами.

В браке у Урусовых родилось трое детей: Николай (р.1805), Дмитрий (р.1804), на последней — Марии (р.1808) мы остановим внимание: 18 января 1839 году после смерти отца(1834) она выйдет замуж за генерал- майора Николая Яковлевича Кафтырева(1805-22.03.1861.[1]

Их дети — малолетняя Варвара (р.12.11.1839) и Мария (р.12.11.1839) станут вместе с бабушкой Варварой Николаевной  Глебовой наследниками родового имения, оставшегося в Ростовском уезде села Ильинское и деревни Аморково 70 душ после Александра Урусова.

Определившись с временными рамками основных событий в жизни наших героев, мы можем с уверенностью сказать — именно Варвару Николаевну Урусову ( Глебову) видели в 1831 году местные жители, едущей в коляске, по проселочным дорогам с любимой собачкой на руках. Простая бытовая сцена  вызывает у меня чувство дежавю.

Духовное завещание. Дворянский бал. Маска, я тебя знаю

Здесь мы подошли к кульминации  нашего повествования.

Княгиня Варвара Николаевна Урусова (Глебова) скончалась 1861 году 13 июня на 78 году в один год с зятем  Николаем Яковлевичем Кафтыревым, который был похоронен на кладбище погоста Железный Борок (ул. Гагарина) вблизи своего имения Шалахова.[2]

Перед смертью  Варвара Николаевна оставила духовное завещание, по которому   выделяла денежные средства приходской церкви в Шопше и Толгскоиу монастырю. На свое погребение она оставляла приличные по тем временам средства — 300 рублей.[3]

Ее старшая внучка — Варвара Николаевна Кафтырева получает сельцо Селищи, полусело Шопшу, деревни Гаврилково, Хватково и Коркино с принятием на себя долгов и выплатою своей сестре Марии Николаевне Мезенцовой 10 тысяч рублей. А так же деревянный дом с флигелями по Дворянской улице, купленный у Караулова и все движимое имущество.

Марии по завещанию достаются от  бабушки деньги на приданной 4 тысячи серебром и  в Мологском уезде деревни Ванниково и Воронино, дом на Дворянской улице во 2-ой части города  Ярославля,   и деревни Аморково, Новое, Редриково, ранее принадлежавшие Урусовым.[4]

С этого момента все имущественные дела  приобретают законченный вид.

Но все же,  у нас есть основание задать еще один вопрос —  где же вторая Варвара Николаевна Урусова? Ее перевоплощение стало возможным с момента венчания Варвары Кафтыревой с губернским предводителем дворянства князем  Владимиром Николаевичем Урусовым (1882-1884). Она становится одной из первых дам ярославского светского общества. О том свидетельствует такой красноречивый случай. В январе 1899 году в Дворянском доме  произошел бал по случаю закрытия дворянского губернского съезда. Под  торжественные звуки полонеза за парой губернатора Бориса Владимировича Штюрмера шла пара губернского предводителя Сергея Владимировича Михалкова (1896-1903) и  княгиня Варвара Николаевна Урусова ( Кафтырева). А далее следовали уездные предводители со своими дамами и приглашенные дворяне.

Но не торопитесь, с выводами; следует обратить внимание еще на  одну деталь.

Своими душеприказчиками Варвара назначила  близких родственников, среди которых находился племянник- Николай Андреевич Глебов (15.12.1824.-8.03.1869). По какой- то иронии судьбы Николай был то е женат на Варваре Николаевне урожденной Лодыжинской (13.12.1838-26.01.1921), которая была похоронена в селе Каменики Рыбинского уезда. [5]

Теперь, мы видим, что  все три женщины жили  в пограничных временных рамках 19 века и владели  недвижимостью, расположенной в непосредственной близости друг к другу. По этой причине мы  принимали  часто возникающие  на историческом фоне  женские образы за одно  лицо. Но, не надо успокаиваться. Впереди мы можем встретить еще двух Варвар Николаевн, на этот раз из рода Степановых, но к  ним мы вернемся в другой раз.

Как видим, все в истории повторится и начинается сначала, только по новым правилам: «кто был последний станет первым».

Что удивительно, исторические события нескольких столетий и наш пройденный собственный путь как в «параде планет» выстраиваются в один умозрительный ряд, позволяя нам сделать определенные выводы.

«Мы короли, говорил Александр Грин, поскольку имеем такие минуты». Но не Боги, замечу я, — будущее неясно и видится с трудом: …» всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараемся разглядеть, не начнет ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?  Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких берегов, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».[6]

Александр БЕКЕЕВ, краевед.

 

[1] Ельчанинов И.Н.. Материалы для генеалогии ярославского дворянства. Вып.1-1911г. стр.72-83. Всего 83 с.

[2]   Золотое кольцо №79 от 16 мая 2013 Уединенный Пошехонец вып.237 стр. 4 Погост Железный Борок.

[3] ГАЯО. Ф.196.оп.1 д.4747. л.3

[4] Там же л.5, 5(об),л.14.

[5]  Афанасьев Д.В. К истории родов Глебовых и Мусиных- Пушкиных. Библиотека им.Некрасова, рукопись. 63.2.Яр. А.94. №к746945.

[6] Николай Тарасенко. Александр Грин в Крыму. Последний лучник. Симферополь Бизнес- Информ. 2008 л.1 – 176 с.

 

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page