На «Золотом кольце» сидели…

25 октября 1990 года- ровно тридцать лет назад вышел первый номер ярославской областной ежедневной газеты «Золотое кольцо», ставшей одним из вестников наступления новой жизни и живым рупором свободного слова в нашем регионе.

Горжусь тем, что был в числе инициаторов создания первым свободно избранным областным Советом народных депутатов нового ярославского печатного СМИ и все это время сотрудничал с редакцией и опубликовал в ней не одну сотню своих материалов, посвященных острым проблемам жизни ярославцев, пишет на своей странице в Фейсбуке известный ярославский журналист, политик, много раз избиравшийся депутатом областной думы и муниципалитета Ярославля Александр Цветков. Далее он перепечатывает статью главного редактора газеты «Золотое кольцо» Алексея Невиницына. Эта публикация была написана по случаю выхода в свет последнего номера газеты — 9 ноября 2013 года..

Ярославская областная ежедневная газета «Золотое кольцо» создавалась  летом 1990 года на волне демократических надежд и устремлений как печатный орган Ярославского областного совета народных депутатов в противовес партийной газете «Северный рабочий», органе обкома КПСС. Инициаторами ее создания были около 30 депутатов – из 200, избранных по весне в совет на первых альтернативных выборах.

Тогда во многих областях на ветре перемен возникали эти вольные, несшие свободное слово издания. И «Золотое кольцо» было одним из первых таких газет в Советском Союзе (не случайно ведь даже Народный фронт в Ярославле возник раньше, чем где бы то ни было в стране – в июне 1988). Даже главного редактора Ярославский совет выбирал по конкурсу в масштабах страны – из 23 претендентов. Им стал приехавший из Иркутска писатель-диссидент Борис Иванович Черных – из потомственных амурских казаков, отсидевший      пять лет в пермских политических лагерях ( в марте 1990 года был полностью реабилитирован). Сидел и в тюрьмах, и в Институте психиатрии имени Сербского в Москве, где, между прочим, был признан абсолютно психически здоровым. Наши коллеги-оппоненты из «Северного рабочего», узнав о его лагерном прошлом,  даже переиначили известную с детства считалку, при встрече улыбались: «На Золотом кольце» сидели»… (позднее мы так назвали книгу, выпущенную к десятилетнему юбилею газеты – со стихами, рисунками и фотографиями). А кто без чувства юмора – злились: собрались там «ЗэКа».

Черных сумел собрать в редакции не столько профессиональных журналистов, сколько людей, разделявших идеи свободной прессы. Среди них был поэт, писатели, кинокритик, философ, капитан милиции, связист, инженер, сотрудник архива. Но коллектив подобрался молодой, шустрый, пробивной, жаждущий работы, не боявшийся вникать ни в какие проблемы, не тушующийся ни перед каким начальством.

Самостоятельности мы хотели с первого дня, и все время пытались порвать связь со своим родителем — областным Советом народных депутатов. Когда мы говорили о том, что нам необходима независимость, некоторые руководители области недоумевали: — А кто же будет вами руководить? Когда мы говорили, что никто, мы будем сами по себе, у них в голове это не укладывалось. Они никак не могли взять в толк, что газета может быть сама по себе, самостоятельной: если мы не будем интересными, нас не будут выписывать, и мы умрем сами по себе. От совета мы ушли,  причем,  ушли с согласия учредителя: в декабре 1992 года сессия областного совета дала нам «вольную» — совет вышел из учредителей, и им стал коллектив журналистов, уже на всю оставшуюся газетную жизнь. Удивительно, но с той поры и до краха советов после расстрела парламента в октябре 1993 у нас и с руководством совета, и с депутатами установились прекрасные отношения, как будто и не было до того никакой «войны за независимость».

Сам Борис Черных после пяти лет лагерей уже никого и ничего не боялся, и если кто-то из власть предержащих, будь то хоть председатель совета, нашего учредителя, начинал его «учить жизни», мог во время разговора запросто бросить телефонную трубку. А меня, начинающего главного  редактора, он учил иметь дело только с первыми лицами и не бояться их «доставать». Поначалу мы ютились в двухкомнатной квартире на улице Терешковой, 5а, где в одной из комнат на площади в 18 кв. метров находились два бухгалтера и 18 журналистов, так что главный редактор, говоря, что журналиста, как и волка, ноги кормят, призывал всех бегать по заданиям, работать в библиотеке, дома, а не сидеть сиднем в редакции. Главным пожеланием главреда своим сотрудникам было: «Писать правду и только правду!»

Первый номер «Золотого кольца» вышел 25 октября 1990 года. И, видимо, он и последующие номера так ошеломили ярославцев, непривычно отличаясь от стиля и содержания других изданий, что уже с первого января 1991 года на «ЗК» подписалось  в области десять тысяч человек. А весной 1995 года у нас был уже тираж — 94650! И это в области, где тогда проживало около 1 миллиона 400 тысяч человек. У нас уже было солидное производство: одной бумаги редакция закупала на год 1 тысячу тонн – 17-18 вагонов. В конце 90-х годов в редакции трудилось 85 сотрудников.

От других изданий «Золотое кольцо» отличало прежде всего то, что нас читала вся область: большая часть тиража – около 65 процентов расходилась вне Ярославля.  Это было непривычно: в Советском Союзе областные партийные ежедневные газеты 80, а то и 90 процентов тиража распространяли в областном центре, Ярославская область не была здесь исключением.

В «Золотом кольце» буквально с первых месяцев была создана отличная сеть собственных корреспондентов

Среди тех, кто трудился непосредственно в редакции нужно назвать Алексея Невиницына, Евгения Ермолина, Наталью Лихадневу, Владимира Лебедева, Герберта Кемоклидзе, Леонида Королева, Ирину Ваганову, Ларису Фабричникову, Миру Королеву, Александра Вохмянина, Аллу Хачатурян, Павла Данилова, Анну Чистякову, Виктора Поляка, Александра Сальникова, Олега Татарченкова, Сергея Каверина, Галину Хлебникову, Людмилу Дискову.

Со временем коллектив менялся, можно назвать, Олега Бурмистрова, Владимира Калугина, Элину Труханову, Владимира Кобылинского, Елену Обухову, Ольгу Скибинскую, Алевтину Крутецкую, Светлану Крупину, Николая Мухина, Александра Набокова, Елену Батуеву, Алексея Корнеева, Евгения Соловьева, Ларису Сахарову, Светлану Ковтуненко, Романа Евстюничева, Леонида Петрякова, Любовь Новикову, Ольгу Продан, Ирину Копенкину, Елену Балдину, Владимира Неженцева, Ивана Андрианова, Сергея Ушкова, Вячеслава Ковалькова, Екатерину Пятунину, Анну Шомину, Екатерину Шкловскую, Викторию Гефеле, Анастасию Соловьеву, Дмитрия Ринкевича, Марину Антонову, Николая Кудрина. Естественно, фотокорреспондентов Виктора Орлова, Сергея Киселева, Андрея Комисарова, художников Андрея Селиванова и Анну Моисееву (да простят меня те, кого запамятовал). Все эти люди в разное время и в разной степени приложили свою руку к «Золотому кольцу» и его приложениям. Вячеслав Ковальков в одном из юбилейных поздравлений сказал о редакции так: «Писатели в ней бойки в изломе разных призм, и как сказал бы Горький: «В ней дышит реализм!» Иным вставляет клизмы, способна и отбрить, про выборы, про бизнес умеет говорить…»

В газете всегда публиковалось много вестей с мест, журналистских расследований, материалов на злобу дня. Для женщин выходило ежемесячное приложение «Ира», для мужчин — «Мишка», для молодежи — «Тусовка». С творчеством местных поэтов и прозаиков всегда можно было познакомиться на страницах «Уединенного пошехонца». Имелась своя детская страничка «Емеля», страничка для хозяек «Домострой», странички «Окно в природу», «Зоосад», «Во саду ли, в огороде…», «Неведомое», «Семейное мыло».

На еженедельной странице сатиры и юмора «Околесица» публиковались не только ярославские авторы, а лучшие сатирики и юмористы всей страны. «Скрипела дней кривая лестница, как зайцы, прыгали года – но в Ярославле «Околесица» стиль не теряла никогда! — написал о ней Евгений Обухов. — Улыбки сыпала пригоршнями и не гнала пургу словес, ворочала сюжетов поршнями, в сатире набирая вес!»

Да в самой редакции – люди-то молодые! – не обходилось без шуток. Вот, например, новопринятый сотрудник Ирина Копенкина во время дежурства обнаружила ошибку. «Кто написал заметку?» — спросила редакционная общественность. «Какой-то Николай Алексеев, — ответила Ирина. — Что делать? Исправлять?» — «Не надо.  Будет кого поругать на летучке», — ехидно посоветовала общественность. «Надо. КТУ тебе повысят», — предложили другие (надо сказать, «Николай Алексеев» — это был известный всем золотокольцовцам основной псевдоним главного редактора).

Жизнь в редакции кипела и удивляла. Практически каждый месяц газета проводила прямые телефонные линии. Губернатор, мэр Ярославля, начальник областного УВД, прокурор области, облвоенком, руководитель отделения Пенсионного фонда, глава Ярославской епархии — кто только не отвечал на вопросы наших читателей. Гостями редакции были также известные политики, звезды эстрады и спорта. В августе 1997 года прямую линию с читателями «Золотого кольца» провел народный артист СССР Иосиф Кобзон, в январе 1998 — прославленный генерал Александр Лебедь, в апреле 2002 — наставник хоккейного клуба «Локомотив» Владимир Вуйтек и капитан команды Дмитрий Красоткин. А политиков сколько побывало у нас в редакции:  Борис Федоров, Ирина Хакамада, Борис Немцов, Сергей Бабурин, Андрей Николаев… Звезды футбола на прямую линию 1 декабря 1999 года заявились к нам целой командой: Ринат Дасаев, Федор Черенков, Вагиз Хидиятулин, Георгий Ярцев.

В канун Нового года редакция газеты обязательно организовывала прямую линию с Дедом Морозом и Снегурочкой, на которую звонила детвора со всей области. А письма детишек в редакцию наши корреспонденты отвозили на родину Деда Мороза в Великий Устюг.

А еще в «Золотом кольце» очень любили эксперименты, когда журналисты газеты на какое-то время меняли профессию. Они ездили проводниками поездов на Север и «челноками» в Польшу, продавали за сохранившиеся у населения советские деньги продукты и собирали милостыню возле храма на Туговой горе, ходили в милицейской форме по квартирам под видом участковых и работали банщиками. Но и это не все. Корреспонденты «Золотого кольца» стояли живыми манекенами в витринах магазинов, трудились дворниками, переписчиками, контролерами в общественном транспорте, водолазами, и даже телохранителями Филиппа Киркорова во время концерта в Ярославле.

Лариса Фабричникова, например, на аккордеоне у магазина играла, чтобы узнать, сколько уличные музыканты зарабатывают. Ольга Продан с Артуром Ачкасовым собирали деньги якобы на свою свадьбу. Им даже менты тогда кружку мелочи насыпали. Ольга Иванова собирала подписи в защиту Павла Бородина, когда тот сидел в американской тюрьме. Причем Бородин ведь и не подозревал, что ярославские журналисты так пекутся о его судьбе. Наши эксперименты всегда были актуальны: едва в стране появился ящур, наши корреспонденты тут же выходили торговать «пирожками с ящуром». Откликались мы живенько и на войну в Ираке, и на начавшуюся перепись населения. Под видом фальшивых переписчиков ходили Аня Шомина, называвшая себя Ириной Хакамадой, и Дмитрий Ринкевич, представлявшийся Борисом Немцовым. И доверчивые наши ярославцы все-все в подробностях о себе рассказывали, аж доход точный называли. Еще охотнее рассказывали о соседях.

В конце 1997 года «Золотое кольцо» по соглашению со столичной редакцией «Московского комсомольца» на условиях тогда еще редкой франшизы стала издавать 32-х полосный еженедельник «Московский комсомолец» в Ярославле». Вскоре его тираж достиг 30 тысяч экземпляров, среди всех аналогичных изданий «МК» в России, как отмечали в головной редакции, ярославское входило в пятерку лучших и по тиражу, и по содержанию местных страниц.

А познакомился с нами столичный «МК» при довольно интересных обстоятельствах. «Золотое кольцо» с первых дней своего существования отличалось тем, что постоянно с кем-то судилось. Мы-то, понятное дело, в суд не подавали, но почему-то на нас беспрерывно подавали все, кому не лень. Мода тогда была такая — судиться с журналистами. Однажды, это было в начале 90-х годов, в Ярославль с каким-то журналистским заданием приехал корреспондент из Москвы, из «Московского комсомольца», и по своим делам зашел в Кировский суд. Журналисты — народ любопытный, читают все, что написано, вот и он стал изучать все вывешенные бумаги. Читал-читал, да как воскликнет: «Да что это за газета такая, «Золотое кольцо», у нее судебных процессов больше, чем у «Московского комсомольца!» «Московский комсомолец» тогда, особенно до трагического убийства Дмитрия Холодова, был самой скандальной газетой. А читал корреспондент «МК» расписание судебных заседаний, где через строчку в графе «ответчик» значилось: «Золотое кольцо». Подавали на нас в суд все, кто хотел халявных денег, потому как суммы морального ущерба называли или в несколько сот тысяч, или даже в несколько миллионов рублей. Самым благородным истцом оказался Михаил Бурунский: он оценил свой ущерб в один доллар, а доллар тогда был равен шести рублям. Правда, судья Наталья Дмитриевна Кузнецова не поняла благородного порыва Бурунского и долго возмущалась, что суд по пустякам беспокоят.

Во время подписных компаний журналисты ежегодно и неоднократно встречались с читателями газеты. В Ярославле такие встречи обычно проходили в клубе «Гигант» или Доме офицеров. За двадцать лет «Золотое кольцо» побывало с этими встречами практически во всех городах и райцентрах области: в Рыбинске, Переславле-Залесском, Ростове, Гаврилов-Яме, Тутаеве, Угличе, Данилове, Большом селе, Любиме, в рыбинском поселке Октябрьский — и каждая встреча завершалась розыгрышем лотереи с обилием призов, концертом или показом фильма.

Несколько раз редакционный автобус сопровождал кортеж байкеров из ярославского клуба «Черные медведи», с которыми у нас установились теплые отношения, тем более, что его президент и создатель Сергей Потапов был одним из первых сотрудников «Золотого кольца». Мы побывали с «медведями» с большим успехом в Любиме, Пречистом, Пошехонье, Рыбинске, Угличе, Мышкине, Большом Селе, Новом Некоузе, Тутаеве. А еще «Золотое кольцо» оставалось островком последней надежды для людей, пострадавших от произвола чиновников. Мы всегда старались использовать газеты для организации конкретной помощи людям. Я при этом часто вспоминал слова Ленина (почему бы и нет?): «Газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор».

За 23 года вышел 5631 номер «Золотого кольца».

Историю «Золотого кольца» без преувеличения можно назвать историей борьбы за выживание. За эти годы нашу газету пытались закрыть коммунисты, демократы, чиновники. Методы борьбы с нами были разные, но практически все начинали с того, что предлагали сменить главного редактора. Разные дяди и тети, уговаривали нас по-хорошему, запугивали по-плохому, самые умные пытались подкупить. Но газета «Золотое кольцо» — это группа единомышленников, которая пришла в маленькое здание на улице Терешковой в октябре — ноябре 1990 года и, засучив рукава, начала вкалывать. Наверное, мы по-настоящему счастливые люди. Мы искренне поверили, что наша неуемная творческая энергия, наш талант, который не мог реализоваться при коммунистическом режиме и цензурных комитетах, нужны именно сейчас. Мы поверили, что сможем раскрыть людям глаза на то, что происходило и происходит в стране. Никакие чиновничьи деньги и правительственные посулы не могли заставить нас замолчать, если мы видели, что читатель прав, что читателя обижают, что читателя обманывают.

Алексей НЕВИНИЦЫН, главный редактор.

Несколько слов о себе. Родился 3 января 1954 года в Ярославле.  По окончанию  в 1976 году философского факультета МГУ имени Ломоносова, получив диплом по специальности «Философ. Преподаватель философии», преподавал этику и философию в Костромском сельскохозяйственном институте «Караваево» и в Ярославском государственном университете имени Демидова. С 1985 по 1989 год – корреспондент Ярославской областной газеты «Юность». Член Союза журналистов СССР и России с 1987 года.

С ноября 1990 года – в областной ежедневной газете «Золотое кольцо», органе Ярославского областного совета народных депутатов. Редактор отдела местной жизни, заместитель главного редактора. В апреле 1991 года утвержден областным Советом главным редактором «Золотого кольца». В этой должности – до января 2014 года.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “На «Золотом кольце» сидели…

Комментарии закрыты.