О границах не на карте, а в сознании

  • Мне совсем не жалко Украину. Это – безотносительно к «отношениям с восточным соседом» сама по себе довольно гнусная постсоветская химера, построенная целиком на вранье, промывке мозгов, воровстве, репрессиях и отвратительном перестроечном «низкопоклонстве перед Западом». Радует, что несмотря на кучу ритуальных фраз о российской агрессии, хозяева под шумок с удовольствием сдают своих преданных сателлитов на милость разбушевавшемуся медведю. Даже на опережение сдают – они быстрее готовы отдать, чем мы готовы принять.

    Но я по-прежнему констатирую зияющую пустоту на месте идеи, под которую собирается наше нынешняя ударная сила. Мы оказались как будто бы против половины мира, но так и не сформулировали толком, в чём именно мы по большому счёту с этим самым миром не согласны и с чего такие борзые вдруг.

    На меня совершенно не действует пацифистская риторика в стиле «гордиться надо не армией, а уровнем жизни»: мир устроен так, что чем ты лучше живёшь, тем больше вокруг желающих заставить тебя поделиться. И в этом смысле если ты действительно хочешь жить лучше, чем живёшь сейчас, будь готов к тому, что такое право так или иначе придётся защищать.

    Но я в некотором недоумении по поводу прочитанной Путиным исторической лекции. Он как будто упускает из виду, что та ленинская конструкция, которую он так ожесточённо атакует, создавалась под совсем другую задачу. Не под задачу восстановления Российской Империи в её похожих на прежние границах, а под задачу мировой пролетарской революции, которая исключила бы саму возможность «самоопределяться вплоть до отделения», ибо отделяться было бы просто некуда. Пусть это было сколько угодно утопией и несбыточной мечтой – но те, кто создавал век назад СССР, так не считали.

    И не случайно критика Путина современного положения вещей в итоге вырулила на критику в целом колониальных порядков в постсоветском мире – олигархата, коррупции и правового произвола; всё то, что в полной мере можно применить и к постсоветской России. Тут очень важно не останавливаться – может оказаться, что реальный смысл происходящего вообще не в изменении линии границ на карте, а в изменении линии границ в сознании.

    Алексей ЧАДАЕВ.

    https://publizist.ru/blogs/111891/42142/-

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page