19 декабря православные на Святой Руси почитают Николу Зимнего

Вологодская область. Росписи, созданные художником Дионисием в 1502 году, полностью сохранились в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На снимке: Николай Чудотворец — фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы. Фото Сергея Метелицы /ИТАР-ТАСС/..

19 декабря православные верующие отмечают день памяти Николая Чудотворца. В старину на Руси этот день считался большим праздником и названий у него было множество: Николин день, Никола морозный, Никола холодный, Никола зимний. Считалось, что в этот день сам Николай Чудотворец сходит с небес и лично обходит всю нашу землю, одаривая детишек подарками накануне Рождества. Культурологи считают, что такой народный образ Святителя Николая трансформировался впоследствии в сказочного Деда Мороза.

Отмечали праздник широко: накрывали столы на всю деревню, в складчину. Заранее варили пиво. Накануне по дворам ходили ряженые, во главе с высоким и статным мужчиной, который изображал самого Николая-Чудотворца. Ряженые одаривали детишек сладостями и мелкими подарками, сами в ответ получали дары и несли их в следующий дом, где также поздравляли и одаривали всех. «Через Николая» парни передавали гостинцы любимым, а девушки – одаривали своих суженых.

Был также обычай отмечать «Никольщину» – праздник, на который собирались старшие мужчины, главы семейств и представители деревенских родов. Для него варили много пива и браги, а также готовили обильное и сытное угощение. Праздник длился 2-3 дня и на нем часто заключали важные договоры и решали дела всей деревни.

Кем был Святитель Николай?

Что касается образа Святителя Николая, то это не просто один из множества почитаемых православных святых. Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым на Руси святым, третьим по важности и значимости после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С уверенностью можно сказать, что нет ни одного храма, где его икона не занимала бы видного и почетного места. И половина бабушек в церкви вам с полной убежденностью скажут: «Наш он, русский, родненький, на Руси жил, и нас теперь особо оберегает!».

На самом деле Святитель Николай родился в 270 году в Ликии, так называлась местность на юге Малой Азии. Сейчас там расположены турецкие провинции Анталья и Мугла. А в то время Ликия была греческой колонией. Семья, в которой родился святой Николай, была весьма знатной и состоятельной. Его родители-христиане воспитали сына так, что он с самого детства намеревался полностью посвятить себя служению Богу. Когда Николай подрос, он стал чтецом, а затем и священником в том храме, где настоятелем был его дядя, епископ Николай Патарский. Молодой человек стремился к аскетической и уединенной жизни. После смерти родителей будущий святой раздал свое наследство бедным и отправился в паломничество в Иерусалим. По пути он совершил множество деяний, которые позже назвали чудесами. Так, по его горячим молитвам к Богу излечивались больные и прекращались шторма. В молодости Николай собирался посвятить себя служению Богу в Сионской обители, но ему пришлось пойти в мир, к людям. Через некоторое время после возвращения из паломничества будущий Николай Чудотворец стал архиепископом в городе Мира – столице Ликии. Но даже оказавшись на столь высоком посту, он оставался необычайно чутким к чаяниям простых людей.

И девицам приданое, и мужику помощь

«Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком, удивительным по простоте, – говорит специалист по церковному искусству, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский. – Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что. И вот Святитель, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трех вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. А потом и лично останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета. Множество подобных историй запечатлены в иконах святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи телега. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. В народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю посвящены как минимум два праздника в году, а Кассиану – раз в четыре года, на 29

февраля».

Собирательный образ христианина, который сложился в житии святителя Николая – это образ человека живого, находящегося в гуще событий, который поступает в соответствии с христианским идеалом в конкретных ситуациях жизни. Замечательно, считает профессор СФИ, что в этом люди «хотят видеть не просто образ христианина, но и образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником».

 

Почему так почитаем образ Николая Чудотворца?

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры, «образом кротости» и «учителем воздержания». Эти три качества позволяют многое понять о христианской жизни, многому научиться.

«Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, – говорит Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего знать и понимать. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его четких, не расплывчатых формулировках».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page