Тихий ужас — стандарт

Учитель привык жить в состоянии, когда что-то постоянно омрачает его завтрашний день — будь то контрольная или экзамен, тесты из области или аттестация школы.

И вот когда учителя (вообще-то живучий народ!) стали кое-как приспосабливаться и к тестам, и к аттестации, грянул гром пострашнее всех прочих. Стандарты! Закон о стандартах пока еще не принят, но, разъясняя свою позицию в педагогической прессе, разработчики стандартов утверждают, что уже сейчас 95 процентов учителей считают образовательный стандарт необходимостью и только 5 процентов выступают против. То, что 5 процентов выступают осознанно, я согласна, хотя наверняка таких учителей гораздо больше. Многие еще надеются на благоразумие разработчиков, их радует, что это всего лишь проект. Недавно у нас в районе проходило методическое объединение учителей русского языка и литературы, и я успела записать мнение учительницы, которая работает в самой нашей продвинутой школе: «Когда я это все только посмотрела, мне стало страшно». Учителя чувствуют себя во многом обманутыми — был же обещан минимум, а в стандарте заявлен такой максимум! И обещанной разгрузки на 24 процента, конечно же, нет. Детям уже обещано вместо 34 учебных недель 35, а то и 36. Детям, которым учеба дается с трудом, и так не позавидуешь, они с малых лет чувствуют себя изгоями, сначала в школьном коллективе, а потом и в обществе. Озлобляются и мстят. Не эту ли неуспешность в учебе мы пожинаем сегодня в виде разбитых стекол вагонов, покореженных памятников, озлобленной (мы говорим — распоясавшейся) толпы подростков. Читатель может удивиться, что меня волнуют слабые ученики. Не стоит удивляться: я живу в деревне, работаю в маленькой школе, дети у нас учатся как раз такие, которым стандарт не одолеть ни за что. Такова демографическая ситуация в сегодняшней деревне, таково материальное положение семей, такова трясина, которая поглощает деревню, имя ей — пьянство. И вот из этих детей, обездоленных с самого рождения, я буду добывать «ценностно-мировоззренческую компетентность», к примеру. Жаль мне их. Накормить бы, обогреть, прочитать то, что нравится, поплакать вместе! Конечно, меня волнуют не только эти дети, для которых стандарт явно завышен, но и те, которым он будет тесноват. И вместо благого намерения уберечь учебный процесс от выхолащивания мы как раз это выхолащивание и получим. А что спросят с учителя, в этом можно не сомневаться, придут те же самые контрольные, а впереди еще и единый экзамен. Поэтому уже сейчас учителя шутят по поводу грядущей ответственности: «Что с нами сделают? Посадят? Ну и что? Отсидим не хуже других, выйдем с почетной грамотой». Но это горькие шутки, и все понимают, что ситуация складывается непростая, закон есть закон, он вещь серьезная. Но ведь перекос планки даже в рамках одной школы все равно существует, так как есть классы «А» и есть классы «Г», и даже «Е». В одних учатся те ребята, которым стандарт будет явно тесен, и они пострадают, если учитель отодвинет в сторону свои личностные интересы, а интересы детей просто проигнорирует (я имею в виду литературу) и будет учить только тому, за что ему будут платить деньги, то есть за стандарт, а все «звездочки» рядом с именами некоторых писателей так и останутся лишь благими пожеланиями. Учителя внутри школы будут сражаться за то, чтобы попасть работать именно в эти элитные классы, а не в обычные или, что еще хуже, классы коррекции, потому что, как утверждают разработчики стандартов, «единственным критерием профессионализма учителя будет исполнение им и его учеником образовательного стандарта». Но ведь бытующая среди учителей поговорка «Своего ума не дашь» здесь как раз кстати. Какому учителю будет труднее выдать результат? А тому, который работает со слабыми детьми, даже если он сам семи пядей во лбу. Сегодня уже видно, что ни одна из работающих программ, к примеру по литературе, не соответствует в полной мере стандарту. Когда они будут подработаны? Пройдет год, два, а то и три, пока учитель получит в руки программу, соответствующую стандарту. А пока учитель будет сам кроить и выкраивать свой тришкин кафтан. И уже все чаще раздаются голоса, что стандарт для учителя и есть единственная программа и руководство к действию. Из этого следует, что все наработанное учителем, собранное методическое обеспечение будет соответствовать, но не вполне. Потребуются ночи и ночи провести за письменным столом, чтобы все привести в соответствие. А раз разработчики признаются, что стандарт выходит в жизнь в сыром виде, то следует понимать, что он еще не один год будет совершенствоваться и корректироваться, а страдать будет опять учитель. А учебники? Хорошо их было менять, когда они были бесплатные, но сейчас семьи тратят последние гроши, чтобы обеспечить детей учебниками, а мы их каждый год будем выбрасывать. Школьная библиотека и так забита учебниками прошлых лет, новенькие, в хрустящих обложках — рука не поднимается их списать. Моя коллега предложила отвезти их в Москву и расставить около нашего министерства, чтоб полюбовались делом рук своих, вернее идей, направленных на благо и оборачивающихся то и дело очередным злом. А все это оттого, как мне кажется, что, предъявляя требования к школе, власть почему-то забывает предъявить требования к себе. Вот и получается, что хоть и по неверному пути, но школьный поезд все-таки движется, а правительственный даже не пытается двигаться ему навстречу. Из диспетчерской всегда легче давать указания: и слышно хорошо, и никакого риска.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page