Музыка была ее жизнью

Любители русской музыки, наверное, помнят телевизионные передачи с выступлением оркестра народных инструментов им. Осипова. Неизменно посредине сцены можно было увидеть маленькую женщину, играющую на гуслях. Она как бы концентрировала на себе внимание не только зрительного зала, но и музыкальной композиции.

Казалось, что именно от нее исходит главная энергетика мелодии. Женщина эта наша землячка Вера Николаевна Городовская. Она родилась 20 января 1919 года в Ростове Ярославском. Около 60 лет проработала в оркестре народных инструментов им. Осипова, сотрудничала с такими известными артистами, как Людмила Зыкина и Ольга Воронец, причем с Людмилой Георгиевной ее связывала не только работа, но и многолетняя дружба. Репертуар всех народных оркестров России по большей части состоит из обработок Веры Городовской, и равных ей по таланту аранжировок русских народных песен не наблюдается. После окончания музыкальной школы в Ростове Вера Городовская в 1935 году поступила в Ярославское музыкальное училище. И хотя первоначально она увлекалась игрой на фортепиано, но, будучи студенткой училища, уже становится концертмейстером училищного оркестра народных инструментов. Правду ли говорят или то легенда, которых немало связано с именем Городовской, но нет дыма без огня. Когда она обратилась к своему преподавателю Евгению Стомпелеву, руководителю и дирижеру одного из лучших в те годы городских оркестров русских народных инструментов, с просьбой взять ее в оркестр, то на его вопрос, хочет ли она играть на гуслях, девушка спросила: «А что это такое?» Таковы превратности судьбы гения. Пожалуй, не скоро еще на отечественной сцене появится музыкант, столь виртуозно владеющий гуслями. По окончании училища Вера Городовская уезжает в Москву и поступает в Государственную консерваторию им. Чайковского в класс фортепиано профессора Фейнберга. С третьего курса консерватории она начинает работать в Государственном оркестре народных инструментов СССР под управлением заслуженного артиста РСФСР Петра Алексеева (ныне оркестр им. Осипова). Этому непре-взойденному балалаечнику Вера Николаевна аккомпанировала на пианино, на его концертах освоила она щипковые гусли, на которых играла в оркестре до 1981 года. Долгие годы она была не только ведущей исполнительницей Осиповского оркестра, но и одним из самых плодотворных композиторов и обработчиков русской народной музыки. В 1969 году ей первой из композиторов-народников было присвоено звание народной артистки РСФСР. Презентации, концерты, конкурсы, гастроли — вся ее жизнь была расписана поминутно. И все-таки Вера Николаевна не забывала своего родного Ярославского музыкального училища. И не просто приезжала в гости, но и писала музыку для местных музыкальных народных коллективов, в частности, для ансамбля «Скоморошина». Все, кто помнит Городовскую, отмечают ее удивительную скромность, до застенчивости, на лице неизменную открытую добрую улыбку. Эта миловидная, простая в общении женщина была до чрезвычайности требовательна в работе не только к себе, но и к своим коллегам. Обладая тончайшим слухом, она чувствовала самую малейшую фальшь в мелодии. Об этом вспоминают многие из ярославских музыкантов, кому довелось с ней работать. Но и отдыхать она умела, в любой компании становилась центром общения. Там, где находилась Вера Николаевна, всегда были смех, шутки, розыгрыши. Такой неунывающей, доброжелательной она оставалась до последних своих дней. Вера Николаевна умерла 20 сентября 1999 года. Выходила на сцену и играла, уже будучи смертельно больной, потому что музыка была ее жизнью. Недавно на здании музыкального училища им. Собинова установлена мемориальная доска, посвященная памяти Веры Николаевны Городовской.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям