Причуды статистики, или где рай для инвесторов?

Летом прошлого года в газете «Золотое кольцо» была опубликована статья Миры Королевой под названием «Где рай для инвесторов». Эта публикация вызвала живой интерес в городах и весях нашей области, поскольку была посвящена одному из животрепещущих вопросов, а именно инвестиционной привлекательности области в целом и муниципальных округов порознь.

Ответ на этот вопрос по договору с департаментом экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества администрации области искали специалисты московского рейтингового агентства «Эксперт РА». Сразу замечу, что эксперты этого агентства взялись решать весьма сложную и многоплановую задачу по оценке инвестиционной привлекательности двух городов (Ярославль и Переславль-Залесский), одного района (Переславский) и 16 муниципальных округов (МО), различающихся между собой географическим положением, близостью к транспортным магистралям, площадью территории, численностью населения и уровнем его жизни, степенью развития инфраструктуры, промышленным и сельскохозяйственным производством, уровнем антропогенной нагрузки и состоянием окружающей среды. Для того чтобы объять необъятное, они использовали «более 60 статистических показателей в динамике и статике за 2000 — 2002 годы, а также свои собственные расчетные показатели». «Самой обаятельной и привлекательной» в инвестиционном плане оказалась столица нашей области — город Ярославль, что, естественно, никого из нас не удивило. Но Ярославль остался в гордом одиночестве, совершенно недосягаемым для других, поскольку «по всем количественным параметрам инвестиционного климата» опередил ближайшего конкурента — Рыбинский МО — в 3 — 4 раза. В свою очередь Рыбинский МО также с 3 — 4-кратным разрывом опередил по «инвестиционной привлекательности» ближайших «преследователей» — Угличский, Ярославский, Ростовский муниципальные округа и город Переславль-Залесский. И этот результат, то есть второе место Рыбинского МО, тоже никого не удивил, ибо Ярославль и Рыбинск — два наших промышленных флагмана, в которых сосредоточено абсолютное большинство промышленных предприятий областного и федерального значения. Но полной неожиданностью оказался вывод о том, что по «интегральному показателю» самый рискованный для инвестиций регион нашей области — Мышкинский муниципальный округ, которому эксперты присудили предпоследнее, 18-е место по экономическому риску и последнее, 19-е место по экологическому риску. Но Мышкинский муниципальный округ ошибочно поставлен на 18-е место по экономическому риску. Ошибочно отнесен он и на последнее, 19-е место по экологическому риску. Эксперты «выявили там наиболее высокие показатели загрязнения воздушного бассейна». Но как им это удалось сделать, остается загадкой для специалистов областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и областного центра Госсанэпиднадзора, которые в соответствии с правительственными постановлениями должны контролировать уровень загрязнения воздушного бассейна. А сделать это можно только одним путем — определять реальные концентрации различных токсических веществ, поступающих в атмосферу от стационарных и передвижных (автотранспорт) источников. К сожалению, из-за хронического недостатка федеральных средств метеорологи и гигиенисты лишены возможности вести регулярные исследования во всех муниципальных образованиях области. Поэтому такие исследования проводятся только в тех городах, где существует реальная угроза экстремально высокого загрязнения атмосферы. Это в первую очередь Ярославль и Рыбинск, а также Переславль-Залесский из-за чрезвычайно интенсивного движения автотранспорта по дороге федерального значения Москва — Холмогоры. В остальных муниципальных округах исследования проводятся только разовые, в период возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций. К счастью, Мышкинский МО, как говорится, Бог миловал, и никаких чрезвычайных ситуаций в последние годы там не происходило. Конечно, меня как эколога не может не радовать сам факт повышенного внимания экспертов по инвестициям к экологии и включение фактора «экологического риска» наряду с «финансовым», «экономическим» и «криминальным» рисками в «интегральный риск». Но при этом важно не дискредитировать идею и определять «экологический риск» не в усеченном виде по какому-то одному показателю, а комплексно, то есть по уровню загрязнения воздуха, воды, почвы, продуктов питания, радиоактивному фону, состоянию растительного и животного мира в том или ином муниципальном округе. Словом, необходимо иметь экологический паспорт сопоставляемых городов или округов, и только на основе таких паспортов обоснованно судить о состоянии экологии региона в целом, а стало быть, и об «экологическом риске». Увы, но сегодня ни один муниципальный округ не только Ярославской области, но и России в целом не имеет экологического паспорта. Для оценки «экологического» состояния сопоставляемых муниципальных округов эксперты использовали информацию по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод в водоемы, публикуемую в ежегодных докладах «О состоянии окружающей природной среды Ярославской области». И сделали это настолько своеобразно, что Мышкинский МО, один из самых малых муниципальных округов области, опередил по экологическому риску (последнее, 19-е место) самый крупный индустриальный центр области — город Ярославль (предпоследнее, 18-е место). Приведем несколько цифр, с которыми имели дело эксперты. Общий объем сброшенных в Ярославской области загрязненных сточных вод в 2002 году составил 314,7 млн. кубометров, в том числе в Ярославле 226,4 млн. кубометров (72 процента от областного) и в Мышкинском МО — 0,51 млн. кубометров (0,2 процента от областного). А общий объем выброшенных в атмосферу Ярославской области загрязняющих веществ от стационарных источников в 2002 году составил 88,9 тыс. тонн, в том числе в Ярославле 70,6 тыс. тонн (79 процентов от областного) и в Мышкинском МО — 3,6 тыс. тонн (4 процента от областного). Вполне понятно, что по абсолютным объемам выбросов и сбросов загрязняющих веществ город Ярославль далеко опережает Мышкинский МО. Но объемы выбросов и сбросов как в абсолютном, так и в относительном исчислении сами по себе мало что говорят об уровне загрязнения окружающей среды. Единственным адекватным показателем уровня загрязнения воды, воздуха или продуктов питания, а в конечном счете и экологического состояния местности или региона являются не объемы, а концентрации загрязняющих веществ. Если концентрации вредных веществ в воде или воздухе ниже предельно допустимых (ПДК), то оснований для тревоги нет, и экологическое состояние данного региона может не беспокоить инвесторов. Теперь проанализируем данные по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Мышкинского МО. В 2002 году они составили 3,6 тыс. тонн. Единственным стационарным источником выбросов в округе является компрессорная станция (КС-18), обслуживающая трассу магистрального газопровода «Ухта — Торжок». Общая протяженность трассы составляет 1017 км. Газопровод проходит по 8 районам Ярославской области, в том числе и по Мышкинскому, на протяжении 66 км. Нужно сказать, что объем выбросов в разные годы изменяется почти в 2 раза (от 1,6 тыс. тонн в 1999 году до 3,6 тыс. тонн в 2002 году) и зависит от количества работающих агрегатов. Утвержденные нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ), разработанные для КС-18 с учетом работы всех агрегатов, составляют 19 тыс. тонн. Следовательно, реальные выбросы в 5 — 12 раз меньше утвержденных ПДВ. Поэтому мышкинцы искренне удивляются утверждению экспертов о «наиболее высоких показателях загрязнения воздушного бассейна». Это удивление вполне обоснованно, если принять во внимание, что половину (53 процента) всех выбросов КС-18 составляют углеводороды, или, проще говоря, обычный природный газ метан (СН4), молекулярный вес которого почти в 2 раза ниже воздуха, а потому он быстро уходит из приземного слоя атмосферы, в котором находится каждый из нас, в более высокие слои и не представляет уже опасности. Общий объем выбросов в атмосферу Ярославля в 2001 году составил 124,6 тыс. тонн (70,6 тыс. тонн от стационарных источников и 54 тыс. тонн от автотранспорта). Тем не менее комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в Ярославле в 2001 году был равен 6,39, а в 2000 году — 2,85. Здесь уместно пояснить, что уровень загрязнения атмосферы считается высоким, если ИЗА более 7 единиц, а очень высоким — более 14. Еще ниже, чем в Ярославле, уровень загрязнения воздуха в Рыбинске, где ИЗА в 2001 году составил 1,73, а в Переславле-Залесском ИЗА — 0,65, то есть почти в 10 раз ниже, чем в Ярославле. Между тем в Переславле-Залесском находится и газокомпрессорная станция, и значительно более интенсивно автомобильное движение по сравнению с городом Мышкином. Выполненный нами экспертный анализ 6 параметров, характеризующих общий объем и удельные показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ, показал, что по 5 из них Ярославль превышает аналогичные показатели Мышкинского МО в десятки и сотни раз. И только по одному показателю — по удельному объему выбросов на одного жителя — Мышкинский МО опередил Ярославль в 2,5 раза. Однако почему-то именно этот единственный показатель и принят во внимание экспертами при решении вопроса о том, где хуже «экология» и выше «экологический риск». Они решили, что в Мышкине хуже, чем в Ярославле. На самом же деле в Мышкине с экологией все нормально, да и в Ярославле вполне терпимо, несмотря на то что это высоко индустриальный город. Для промышленных инвестиций Ярославль был и остается весьма привлекательным городом. За последнее десятилетие он ни разу не входил ни в перечень городов с «высоким» индексом загрязнения атмосферы (ИЗА более 7,0), ни тем более с «очень высоким» (ИЗА более 14,0). Разумеется, не входят в этот черный экологический список и другие города области — Рыбинск, Тутаев, Ростов, Углич, Переславль-Залесский и тем более Мышкин. Но привлекательность нашего региона для инвестиций определяется не только этим. За последние 4 года администрация области проделала большую работу по улучшению инвестиционного климата в целом, то есть по снижению социального, финансового, криминального, экономического и экологического рисков. В результате в минувшем 2003 году Ярославская область впервые за все годы рейтингования вышла на 1-е место по «интегральному инвестиционному риску» и на 1-е место по привлекательности законодательной базы среди 89 регионов Российской Федерации (журнал «Эксперт», N 43 за ноябрь 2003 года). Поэтому, отвечая на сформулированный ранее вопрос о том, где рай для инвесторов, я бы сказал однозначно, что в Ярославской области — везде! И в индустриальных городах области — Ярославле, Рыбинске и Тутаеве. И в исторических центрах с общероссийской известностью — Ростове, Угличе, Переславле-3алесском во главе с Ярославлем. И в суперчистых муниципальных округах, таких, как Борисоглебский, Первомайский, Брейтовский, Любимский, Большесельский, Пошехонский, Некрасовский. И, конечно же, в незаслуженно обиженном экспертами Мышкинском районе — экологически чистом, криминально спокойном и социально уютном округе, в котором набирает обороты туристический бизнес. Ярким свидетельством тому является весьма красноречивый факт: город Мышкин с неполными 7 тысячами населения ежегодно принимает и обслуживает более 50 тысяч гостей. На туризм работают несколько учреждений, больше сотни предпринимателей, множество простых мышкинцев. В летнее время более чем вдвое возрастает товарооборот, связанный в основном с обслуживанием туристов. Мышкинский округ занял в 2002 году 1-е место в области по росту платных услуг населению. Здесь наиболее эффективно используется трудовой потенциал. Округ не имеет долгов по заработной плате бюджетникам и не имеет долгов за свет, газ и воду, чем выгодно отличается от ряда других муниципальных округов. Растут бюджетные расходы на одного жителя по здравоохранению, образованию и жилищно-коммунальному хозяйству. По уровню заработной платы район занимает 3-е место в области. Все это свидетельствует о несомненном благополучии и привлекательности Мышкинского МО для инвесторов. В Мышкине реальными делами подтверждают правильность сделанного 6 лет тому назад А. И. Лисицыным выбора на целевое развитие туризма в нашей области. «Туризм — наша стратегическая линия, — заявил губернатор. — Мы понимаем, что надо развивать не только традиционные виды, но и осваивать новые — музейный, событийный, образовательный, экологический и оздоровительный». Поэтому администрация Мышкинского округа вполне обоснованно связывает будущее своего региона с перспективами развития различных форм туризма и продвинулась в этом направлении весьма ощутимо. Именно в туризм начались серьезные инвестиции, и потому руководство округа и его общественность так остро и болезненно восприняли необоснованно низкую оценку экологического состояния своего региона. Мы живем на прекрасной земле, богатой реками и озерами, лесами и лугами, зверем и птицей, великолепными пейзажами и уникальными памятниками истории и культуры. Важно все это сохранить и эффективно использовать для привлечения в Ярославию как отечественных, так и зарубежных туристов. Владимир ЛУКЬЯНЕНКО, член президиума Российской экологической академии (РЭА), председатель Верхневолжского отделения РЭА, академик.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page