Перламутровые кружева

В Городском выставочном зале открылась выставка ювелирного искусства, посвященная памяти Николая Александровича Нужина. 2 июля одному из ведущих ярославских ювелиров исполнилось бы 50 лет.

В экспозиции — 100 работ мастера из кол- лекций Художественного музея, музея-заповедника и музея истории города, а также 300 работ ярославских, костромских, московских и крымских ювелиров. Николай Нужин родом из Омска. Тяга к искусству в нем наследственная. Его дядя по матери был художником. В 1982 году Николай окончил Красносельское училище художественной обработки металлов. Работал на Ярославском заводе дизельной аппаратуры в службе дизайна: занимался проектированием товаров народного потребления, изготовлением подарочных сувениров. Позже увлекся ювелирным делом. Любимыми материалами были серебро, перламутр и камень. В советские времена с материалами было туго: доступным был только мельхиор. Серебро приходилось добывать из старых рублей, а перламутр из моллюсков-жемчужниц, приобретаемых в огромных количествах на Птичьем рынке. В России до Нужина не было традиций применения перламутра. Его лишь использовали в пуговицах и бусинах. А Нужин стал создавать колье, броши и браслеты. В украшениях часто использовались мотивы природы. Таковы колье «Зима» и «Капель», брошь «Иней». Почерк мастера можно узнать по тонким сквозным пропилам в перламутровой пластине в виде веток, дающих эффект оживающих трепетных линий, создающих впечатление чудесного морозного дня. Работал Нужин и в технике горячей эмали, создавая лирические пейзажи, напоминающие полотна художников-импрессионистов. Это миниатюрные драгоценные картины в рамках. В эмалях застывают цветы, веточки, паучок, плетущий паутину, храмы и города вроде сказочного града Китежа. Встречаются среди работ Нужина и игривые, шутливые вещи: «Ода пню», «Мания величия». А также скульптуры, носящие остросоциальный характер. К примеру, Нужин создал свою Статую Свободы, ничем не напоминающую американскую. Это всего лишь разорвавшаяся гильза, опутанная колючей проволокой. А брошь-кулон «Путч» был создан под впечатлением августовских событий: хрупкий человечек взваливает на себя непосильную ношу — огромный камень. Также Николай Нужин был одним из немногих мастеров, кто брался за технологически сложную оконную и витражную эмаль, стараясь разгадать секреты французских мастеров и особенно флорентийского мастера XV века Бенвеннуто Челлини. Занимался он и мелкой пластикой: отливал медали и кубки. По свидетельству друзей, это был настоящий трудоголик: мог работать по 10 — 12 часов в сутки. Находил он время и для путешествий — занимался водным туризмом. Увлекался художественным фото. Николай Александрович Нужин ушел из жизни в 1999 году. В 2000 году Городскому выставочному залу было присвоено его имя.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям