Тайны угличской земли

Все мы с вами во втором, третьем, а может быть, и десятом колене — выходцы из деревень или посадов. Из них, собственно, и есть-пошла земля русская. И родная наша Ярославия не исключение. Но если наши прадеды землицу эту хоть нюхали и ее, теплую, в ладонях мяли, то наши дети и внуки скоро совсем забудут, что хлеб не на деревьях растет.

И чтобы они, сугубо городские, помнили все-таки о своих корнях, истоках и истории, три учителя из ярославской школы N 76 Маргарита Евгеньевна Лагуненок, Татьяна Васильевна Немцева и Светлана Анатольевна Паршина повели своих учеников в краеведческо-экологическую экспедицию по самому окраинному, пограничному с Тверской областью району нашего края — Угличскому. АСФАЛЬТ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА Существует примета: если в день отъезда дождь, путешествие будет успешным. А юным исследователям ярославской глубинки ливень, удачу приносящий, сопутствовал и на пути туда, и на пути обратно, потому что они люди хорошие. И правильным, нужным делом заняты. На подъезде к месту их базы на время экспедиции — к деревне Плоски — перед автобусом краеведов, буквально перед его передними колесами дорожные рабочие срочным порядком стелили асфальт. Нет, эти почести предназначены были не для ярославских школьников. Прошел слух, что Плоски посетит то ли Элеонора Шереметьева, то ли Анатолий Лисицын, которые туда, пока работала экспедиция, с визитом так и не пожаловали. Так что «ковровую дорожку» расстелили для них, считают ярославцы. Ну и пусть губернатор не приехал, зато у плоскинцев теперь дорога заасфальтирована — и то польза. ЗЛОВЕЩИЙ ПРУД На следующий день краеведы побывали в деревеньках Федорково, Иваничево и Родичево. И последняя их особенно заинтересовала — в ней когда-то располагалась усадьба помещиков Черемисиных и баронов Черкасовых. Трудно представить себе, что в Родичеве раньше было до сорока домов. Сегодня их осталось пять, из которых жилых всего три, потому что добраться сюда в распутицу можно только на тракторе. Кругом запустение. От старой барской усадьбы сохранился большой парк с тремя давно не чищенными прудами, соединенными в прежние времена каналами. Главный пруд, таинственный и загадочный, словно перенесенный в эту глушь с полотен Поленова, зарос ряской. И легенды о нем, передаваемые из уст в уста из поколения в поколение родичевцев, прелести ему не прибавляют. Рассказывают, что какой-то барин, бывший хозяин поместья, велел установить в этом водоеме железные штыри, дабы никто в нем не купался. И местные жители нырнуть в него не отваживались. Но недавно такой смельчак нашелся… Правда, вылез он из воды чуть живым, а на груди его зияли три глубокие резаные раны. КРИШНАИТЫ ПРОТИВ СПЕРАНСКОГО Судьба последних владельцев поместья в Родичеве столь же туманна и мрачна, как и этого одичавшего вконец зловещего озерца. Есть сведения, что барон Борис Павлович Черкасов после революции был расстрелян, а баронесса Лидия Николаевна с внуками на последнем теплоходе, отплывающем за границу, где, кстати, был и Федор Шаляпин, покинула Россию. В осиротевшем барском доме обосновалась психушка. Между прочим, тенденция размещать в дворянских усадьбах богадельни для психически больных просматривалась еще до прихода советской власти. В 1910 году искусствовед Врагель напишет: «Где же барские усадьбы, пригородные дачи, столь заботливо и красиво устроенные приюты близкой старины? В лучшем случае от них остались стены, а внутри устроены фабрики или сумасшедшие дома». Родичевские старожилы, коих раз-два и обчелся, мало что могут сообщить об одиноко возвышающемся среди окрестных лесов и полей двухэтажном старинном жилище баронов Черкасовых. По их словам, у этого дома недавно появился хозяин, но кто он или они, на то имеется две версии. По первой, его выкупил какой-то Сперанский, родственник Черкасовых. По второй,- кришнаиты, которые отреставрировали здание, сделали в нем ремонт, закрыли под ключ и куда-то таинственно исчезли… Якобы кто-то из деревенских жителей является смотрителем и хранителем ключа, но он краеведам так и не открылся. И потому дальнейшая судьба дворянской усадьбы так и не определена — тайна за семью печатями. ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА До села Прилуки, расположенного в излучине Волги, от деревни Плоски 10 километров. Автобус туда ходит через день, три раза в неделю. И второй экспедиционный день оказался именно автобусным, поэтому туристы-краеведы поспешили воспользоваться этим транспортным средством, но прибыли в село очень рано — в семь утра. Целью их маршрута являлось посещение восстанавливаемого местными жителями храма, а до начала службы еще два часа. И на волжском берегу стихийно возникло необычное для этих мест состязание — художественное ваяние разнообразных фигур: цветов, летающих тарелок, русалок и черепах, сказочных замков из прибрежного песочка. Когда малыши лепят пирожки в песочнице — это игра, а когда 16 — 17-летних подростков, без пяти минут взрослых людей, невозможно в течение трех часов уташить с берега — это уже искусство! Пока краеведы творили песочные замки, экологи тоже не сидели сложа руки. Одиннадцатиклассница Анна Каштанова вылавливала сачком из холодной речной воды планктон. «Всякую гадость!»- как выразилась одна из туристок. По результатам анализов потом будет сделано важное для юных ученых открытие — в Угличском водохранилище питаться рыбе нечем. Причина тому — все та же пресловутая деятельность человека. Дело в том, что, открывая и закрывая шлюзы, он создает постоянные перепады температуры воды в этом водоеме, губительные для всего живого. Рабочие-реставраторы сельского храма, правда, рыбешку здесь все-таки ловят, но мелкую. Так, забавы ради. УЛИЦЫ ВЕДУТ В НИКУДА Когда-то прилукинский храм находился, как и положено, в центре села. И от него, словно лучики, разбегались улочки, но впоследствии часть данного населенного пункта была затоплена, и церковь оказалась на его обочине, на волжском бережку. Из затопленных и заброшенных деревень жители перебирались в Прилуки и расселялись кто где. Поэтому село, хоть и большое, но слеплено странно и кособоко. Планировку его краеведы так и не разгадали, а может, и нет ее вообще. Создается впечатление, что некоторые улочки ведут в никуда… А дом богатого купца Якова Блинова, построившего в Прилуках колокольню, местного благодетеля, несмотря на то что сохранился, являет собой вид унылый и нежилой. В каменном двухэтажном здании устроена только небольшая забегаловка: то ли магазинчик, то ли закусочная. ДЕВЯНОСТОЛЕТНЯЯ СКАЗИТЕЛЬНИЦА Зато люди в Прилуках золотые. Запомнилась ярославцам встреча с супругами Золотовыми — Зоей Александровной и Василием Александровичем. Причем 91-летняя прилукчанка, еле-еле вышедшая на крыльцо, узнав о том, зачем к ним гости пожаловали, вдруг ожила. Превратилась в настоящую сказительницу. Помните, которая резное окошечко открывала в фильмах-сказках Роу? Зоя Александровна и приплясывала, и притопывала, и песни пела, рассказывая о старинных свадебных обрядах. А еще о том, какие раньше в Прилуках гулянья бывали. На Масленицу в селе был большой праздник, стояли торговые лавки в два ряда, а любимым занятием гуляющих было катание на тройках. Молодежь торопилась на беседы, на посиделки — «наборные», названные так потому, что собирались стихийно у какой-то подружки и тащили что у кого есть. Плясали под балалайку и пели без гармошки. Девушек и парней было много, так как в семьях росли по 7 — 8 детей. Жили богато, и прямой признак этого — лошадь, она имелась в каждом прилукинском доме. ДОБРЫЙ БАРИН На четвертый день пребывания в Угличском районе экспедиция отправилась пешком за пять километров на берег реки Пукши в деревню Шишкино. Почему названа деревенька Шишкино, местные жители не знают. Высказывали некоторые предположения, мол, дворянин Тучков выиграл ее вместе с деревней Нестерово в карты. И в честь проигравшего соперника и наименовал эту деревню. Но это опять-таки только легенда, а им не всегда можно верить. К слову сказать, жители деревни Плоски, где, как вы помните, находился лагерь ярославцев, также не знают происхождения названия их населенного пункта… 72-летняя Лидия Александровна Белоусова рассказала о доброте местного барина Николая Николаевича Тучкова, слава о котором жива в народе. И школу-то он для крестьянских ребятишек построил, кстати, здание ее сохранилось, и на лечение больным селянам деньги давал, и если какая нужда в хозяйстве, к примеру, рига сгорит, можно было к нему обратиться. Дед Лидии Александровны вспоминал, что после уборки барского урожая закатывал добрый барин пир для крестьян, и село пело и гуляло несколько дней подряд. Правда, шишкинцы жили всегда трудно, чуть вздохнули лишь при Брежневе, когда стали получать стабильные оклады. А сейчас им и работать-то негде, кроме психоневрологического интерната, размещенного в имении Тучковых. Молодые мужички трудиться не хотят, спиваются постепенно, а женщины рады, что для них есть хоть какая-то работа — нянечек, уборщиц, поварих и судомоек. ОНА ВАМ НИЧЕГО НЕ РАССКАЖЕТ Соседство с подобным заведением, естественно, накладывает свой отпечаток и на местное население. Впечатление от посещения бывшей помещичьей усадьбы самое удручающее. Кажется, время здесь течет неторопливо, и люди какие-то заторможенные. Будто перед вами крутят кино, снятое замедленной киносъемкой… Пациенты интерната свободно гуляют по деревенским улицам. Мало того, нянчат малышей, пока их мамочки трудятся в интернате. Можно себе представить, какой прок от такого воспитания — в школу ребятишки из Шишкина обычно поступают с задержкой психического развития. А с краеведами здесь произошел трагикомический случай. Незнакомая старушка, встретившаяся им на пути, вдруг обратилась к одной из учительниц со словами: «Ой, привет! Как Нина?» Когда же ребята попытались выяснить, что за Нина и что эта бабушка знает об истории своей деревни, их прервала другая женщина, проходившая мимо, заявив: «Она ничего вам не расскажет!»- и многозначительно посмотрела в сторону бывшей барской усадьбы. ЖЕСТОКИЙ ПОМЕЩИК Из местных преданий: в деревне Желтово Воздвиженской волости Угличского района в прежние времена жил жестокий помещик, настолько противный человек, что даже имени его никто не помнит. Как-то самодур захотел насильно женить своего управляющего, а тот возьми и откажись наотрез волю хозяйскую исполнить, да еще и прилюдно. А барин-злодей непокорному отомстил потом: когда управляющий однажды садился на лошадь, взял и стеганул ее плетью. Та понесла, а непослушный холоп разбился насмерть. Село Воздвиженское большое, многолюдное, там юные туристы увидели много новой техники: тракторы, комбайны — следовательно, процветает, но ярославцам оно не понравилось — никто из старожилов не мог им ничего путного поведать. Красивый храм в селе, единственный сохранившийся, разрушен и не восстанавливается. Чувствуется равнодушное отношение воздвиженцев, среди которых много молодежи, к своей истории и традициям. Определенной планировки застройки села тоже не видно — так, накиданы дома кое-как. И ярославские краеведы пришли к выводу: чем дальше идем по Угличскому району — в этот день они протопали 16 километров — тем меньше информации. ПОТОМСТВЕННЫЙ ПАСЕЧНИК Но на обратном пути им, обиженным судьбой, повезло. Они решили зайти в деревню Поярки, в которой всего-то пять домов. Зато в ней они выяснили фамилию злого барина — Тимановский или Тумановский. Он после революции удрал за границу, и сейчас в Желтове живут всего две семьи. У дома с удивительными по своей красоте резными воротами с настоящими башенками краеведы остановились и познакомились с его радушным хозяином, потомственным пасечником Юрием Васильевичем Яковлевым. Был он когда-то первым парнем на деревне, потому что лихо играл на гармошке. А еще он замечательный резчик по дереву. Юрий Васильевич мастерски развернул тальянку и запел: «У церкви стояла карета…» А гости дружно подхватили. И от того, что ребята знают слова старинной песни, хозяин так растрогался, что прослезился и предложил: «Девчонки, оставайтесь у меня ночевать!» И напоил всех молоком с медом. От усадьбы же жестокого барина не осталось ничего, кроме заросшего мрачного парка… РАНЕНЫЙ СОЛДАТ В Плосках рядом со школой, где квартировали ярославцы, находится памятник погибшим селянам. На мраморных стелах в алфавитном порядке расположены имена героев, а в центре фигура солдата с автоматом в руках, на груди которого, словно рана, зияет непонятно откуда взявшаяся пробоина. Чья это хулиганская выходка? Неизвестно. И вроде могила братская ухожена — кругом клумбы с цветами… И люди мирно прохаживаются. А мне кажется, этот раненый солдат-памятник — своеобразный символ нашего с вами отношения к прошлому. Вроде и навели внешний лоск в усадьбах, но разместили в них либо умалишенных, либо каких-то кришнаитов, отчего они навеки утратили свое первозданное предназначение — хранить дух русской культуры и неповторимость. И таких выбоин в нашей памяти становится все больше день ото дня. А залатать эти раны порой уже невозможно совсем.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page