Дороги, как яичко, гладкие

Застать Ометова в рабочем кабинете уже само по себе везение. Большую часть своего рабочего, а подчас и личного времени он проводит на дорогах. Правда, поговорить с ним толком мешали то и дело раздававшиеся телефонные звонки.

— Вот, пожалуйста, готова кразовская коробка передач. Плати, говорят, приезжай и забирай. А чем платить-то? Я горючее в долг вынужден брать, чтобы не останавливать работу, — с досадой, но мягко положил телефонную трубку Вячеслав Александрович. — Всю жизнь в долг приходится работать. Вот и теперь оплата за выполненные объемы идет с двухмесячным опозданием. Как ни крути, работаем вопреки всем законам. И не только экономическим, но и физическим. Нарушаем второй закон Ньютона. В момент разговора, дабы не отходить от темы, я не стал спрашивать, что имеет в виду директор Пошехонского ГУП «Автодор» Вячеслав Ометов, говоря об этом законе. Но дома уточнил: сила равна произведению массы тела на ускорение. Как популярно объясняет действие этого закона сатирик Михаил Жванецкий — многим из нас, чтобы сделать шаг вперед, надо получить пинком в зад, то бишь получить некое ускорение. Но это ли подразумевал Ометов? Его коллектив как раз работает без понуканий, второй год подряд завоевывая первое место в области среди родственных предприятий за содержание дорог. А их, включая город, 375 километров. Не отказывает Ометов и соседям. Лесозаготовители из Вологодской области в прошлом году из-за плохих дорог не смогли вывезти напиленный лес. Посчитали они и сочли за благо построить твердую дорогу в 1,5 километра, чтобы совсем не прогореть. В основание ее пошел невывезенный и потерявший кондицию лес. Около пяти миллионов рублей заработали нынче пошехонские дорожники в Брейтовском муниципальном округе. — В этом году мы выйдем где-то на 60 миллионов рублей по строительству и содержанию дорог. Маловато, конечно, для организации в 163 человека. По крайней мере, могли бы работать вдвое интенсивнее, — продолжал в перерыве между телефонными разговорами Ометов. — Моя мечта несбыточная, наверное, дали бы мне года два и необходимые средства, и наши дорожники сделали бы из Пошехонья картинку: улицы, как яичко, гладкие! А там, глядишь, и другие объекты появились бы. Вот Люксембург, к примеру. Население 80 тысяч человек, а стадион там отгрохали на 85 тысяч! Да что тут мечтать, поехали на дорогу. Сразу поехать не получилось. В кабинет Ометова, так и не снявшего с себя кожаной куртки с самого начала нашего разговора, пришли старушка и сопровождавший ее парень. Просьба грустная, житейская — помочь в похоронах умершего мужчины, когда-то недолго работавшего в дорожной организации. Звонок бухгалтеру, распоряжение выдать по заявлению деньги ходатаям. — Своим, ушедшим от нас на пенсию работникам мы помогаем куда весомее, — уже спускаясь по лестнице, пояснил Вячеслав Александрович. — А так люди приходят часто с разными проблемами. Приходится разбираться, если необходимо, помогать. В Пошехонье Ометов живет и работает с 1979 года. Прикипел, что называется, душой к этому краю. Знает, кто чем живет, да и его чуть ли не все в городе знают. Поэтому и избрали пошехонцы Вячеслава Александровича своим депутатом в областную госдуму. Однако, усаживаясь в свою «Шкоду», Ометов заговорил не о депутатских делах, а о машинах. А о чем еще могут разговаривать мужчины? Если не о женщинах и политике, так, конечно же, о машинах. По всему выходило, что по качеству легковых авто мы безнадежно отстали от Запада и Японии. В салоне летящей по шоссе со скоростью 110 километров в час «Шкоды», почти не ощущая неровности дороги, трудно было в этом сомневаться. — В космос первыми вышли, теперь вот туристов туда отправляем, а сделать хорошую и доступную по цене машину для наших граждан не можем. А все потому, что никогда о людях государство наше не заботилось как надо. А для хорошей машины что требуется? Правильно, хорошая дорога. Вот и потянулась цепочка, а за ней и вся экономика страны, — рассуждал Вячеслав Александрович. — Эх, кабы мне два года в городе поработать дали, да мы бы всех туристов к нам переманили. Красотища-то вокруг какая! А что, и переманят. Сколько ни бываю в Пошехонье, не перестаю восхищаться какой-то особой открытостью и добросердечием здешних жителей. Это, наверное, и есть тот основной пошехонский капитал, что со временем обязательно даст хорошие дивиденды. Да что там, едут уже сюда столичные толстосумы, чтобы хоть на время ощутить истинно человеческие отношения, без налета голого расчета и разного рода подстав. За разговорами незаметно проскочили село Холм, а вскоре «Шкода» медленно поехала по только что отсыпанной, пока еще лишь песком и щебнем, дороге. Здесь, у деревни Печниково, пройдет четвертая нитка газопровода, которую будет строить «Ямалгазинвест». А чтобы делать это без помех и качественно, газовики попросили дорожников постараться, чтобы тяжелая техника могла беспрепятственно доставлять в здешние заболоченные места трубы и необходимое оборудование. Это как раз тот случай, когда интересы газовиков и руководства муниципального округа совпали как нельзя лучше. Дорожники получили солидный подряд на строительство 3-километрового участка дороги с щебеночным покрытием и одного километра с асфальтовым — в перспективе где-то на 20 миллионов рублей. То-то радость будет ребятишкам деревни Печниково, когда их на желтом автобусе станут возить в школу в село Холм! А пока на этот участок МАЗы возят из карьеров песок, по которому неспешно ползает автогрейдер, тщательно разравнивая все неровности полотна. Его водитель, мощный, под стать агрегату, Александр Холманов 8 лет трудится в дорожной организации. Однако настоящим асом своего дела он считает экскаваторщика Сергея Тихомирова. — Не поверите, он зубом ковша закрывает спичечный коробок, не смяв его! — гордый мастерством своего приятеля говорит, улыбаясь, Александр. Что это именно так, подтверждает и главный на этом участке — дорожный мастер Виктор Лебедев. Вот уже 34 года, без побега, что называется, работает он в одной организации. Ометов может быть спокоен: учет работ и их качество у Виктора Ивановича в строгом соответствии со всеми правилами и ГОСТами. А что до Сергея Тихомирова, то ему свое искусство владения техникой чаще приходится демонстрировать не на спичечном коробке, а вытаскивая экскаватор и самого себя из болотины или из глубоких кюветов, которые он роет вдоль дороги. — Вот ведь могут делать, когда захотят, — показывая на недавно купленный экскаватор, проговорил Ометов. — Даром что «Ивановец». Правда, двигатель у него немецкий, гидравлика итальянская, а ковш шведский. Да нам без разницы. Побольше бы такой техники в организацию, тогда и жить увереннее можно. На недавнем совещании дорожников губернатор нас обнадежил. Не тужите, мужики, сказал Анатолий Иванович, со временем все встанет на свои места. Вот с надеждой на это и работаем. Сколько успеем до дождей. А заканчивать этот участок, видно, придется весной. Вот такой он, Вячеслав Ометов, немного мечтатель и романтик и в то же время прагматик и крепкий хозяин, знающий цену слову и стоящему за ним делу. Создайте в стране более или менее нормальные условия работы таким, как он, не обманывайте и не подводите их. Хотя бы вовремя рассчитывайтесь за сделанное, чтобы не роптали рабочие, что задерживается зарплата. Тогда не то что в Пошехонье, во всей России такие, как Ометов, построят дороги что твое пасхальное яичко. И заживем, братцы!.. На снимке: Вячеслав Александрович Ометов (слева) и Виктор Иванович Лебедев.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page