Со смешинкою во рту

Есть на свете люди, которые идут по жизни со смешинкой во рту, да еще заряжают своей энергией окружающих. Художник-карикатурист Борис Холмовский один из них.

В свое время Борис Васильевич был на «ты» с мольбертом, окончил Ярославское художественное училище. А вскоре сменил холст и палитру на четвертушку бумаги и обточенный клинышком кончик кисточки. Макая кисточку в тушь, он выводил дружеские шаржи. Техника, которой пользуется Борис, довольно редкая. Чаще карикатуристы работают пером, фломастером, а то и шариковой ручкой обходятся. Карикатура — сложное искусство. Борис Васильевич признается, что в училище из всего курса только 2 — 3 человека владели им. Он и до сих пор остается чуть ли не единственным шаржистом в городе. ЭЗОПОВ ЯЗЫК В карикатуре Бориса Васильевича всегда привлекал эзопов язык. Раньше, в застойные времена, вспоминает художник, в карикатуре существовало множество запретов. Пресекались любые посягательства на власть, эксперименты с партией. Не проходили и рисунки с трибунами, с которых говорит вождь. А также эротика. Нельзя было рисовать милиционеров. Да и тему тюрьмы обходили стороной. В 70-х в карикатуре началось то, что называется кризисом жанра. И Борису пришлось переквалифицироваться в художники-оформители. Он долгое время работал в военном зенитном ракетном училище, потом в «Сувенирторге» и наконец осел в совхозе «Дубки». Работы хватало: писал лозунги, соцобязательства, молнии, оформлял доски почета, красные уголки… Зато после перестройки художники ожили и дружно стали рисовать то, что раньше запрещалось. Борис Васильевич оторвался на ГИБДД и ЖКХ. Холмовский — очень работоспособный и плодовитый художник. За месяц может создать 500 рисунков. Более половины из них лежит в папочке мертвым грузом и ждет своего часа. Остальное по достоинству оценено. Борис Холмовский печатается во многих периодических изданиях. Выпустил несколько альбомов карикатур. Становился дважды дипломантом международного Габровского фестиваля сатиры и юмора. Одна из его карикатур «За милых дам» была отмечена на очень престижном международном форуме визуального юмора «Карикатурон», который проходил в Тюмени. В нем принимали участие 244 художника из 44 стран мира. ОДОБРЕНО ПЕТРОСЯНОМ А год назад в одном из ярославских издательств у Холмовского вышла книга «Я так вижу», сборник карикатур на рейтинговых людей — ведущих телеканалов, эстрадных звезд и сатириков. Каждый шарж сопровождается эпиграммой-двустрочием. По словам художника, стихи — это своего рода рамка из букв. Так появились в шаржах неотразимый Валерий Леонтьев, «знающий уж много лет перпетум мобиле секрет», звезда Игорь Николаев в привычном обличье — «волос долгий для красы и чернобурые усы». С нестандартной двухметровой звездой Филиппом Киркоровым пришлось помучиться. Как такого верзилу на крохотном листочке уместишь! Находчивый Борис прикрыл Филино туловище девочками с зонтиками и приписал: «Он на эстраде всех длинней. Филипп большой — ему видней». Особое внимание Борис Васильевич уделил своему кумиру Евгению Петросяну. У звездного сатирика, как было подмечено, двойная роль — он хоть и шут, но все ж король. Шарж был сделан по личной просьбе директора Петросяна. Тому сильно запала в душу карикатура Холмовского на ярославского писателя-сатирика Александра Костюшина, который писал монологи самому Петросяну. Маститый юморист шарж на себя одобрил. Особенно ему понравилось, как Борис изобразил его дражайшую супружницу Елену Степаненко. Но не только столичные звезды привлекают художника. В его книге нашлось место и для двух местных градоначальников — Анатолия Ивановича Лисицына и Виктора Владимировича Волончунаса. Так появились «и мыслитель, и оратор, и хозяин-губернатор» и «мэр — пример, который не любит полумер». Существует расхожее мнение, что карикатуристы видят в людях одни недостатки, по крайней мере, пытаются их подчеркнуть. Еще Шаляпин говорил: «Увидеть себя в шарже — это все равно что услышать свой голос на грампластинке». То есть ожидаешь лучшего. У Холмовского все происходит иначе. Он подчеркивает достоинства. Его шаржи, что называется, со знаком «плюс». Он просто любуется человеческими лицами. Его карикатуры просты и узнаваемы. Новомодное веяние — раскрашивать карикатуры — его не коснулось. Он считает, что цвет удешевляет, опрощает рисунки. Кроме того, Борис — неисправимый романтик. Считает, что мир прекрасен. Он даже вывел формулу счастья: «Никому никогда ни при каких обстоятельствах не предъявлять никаких претензий». Во всех неудачах следует прежде всего обвинять самого себя. А задача художника — приносить людям радость. И Борис Васильевич приносит. В УГЛУ С МОЛЬБЕРТОМ Вместе с ансамблем «Ярославские ребята» он ездит по городам и весям. Пока «Ребята» поют частушки, Холмовский развлекает народ номерами, фокусы показывает, изображая этакого коверного, мастера на все руки. К примеру, встает в углу с мольбертом, никем не замеченный, и рисует зрительный зал. Самое сложное — выбрать из общей массы сливающихся, хлопающих и улыбающихся лиц характерное лицо. Для этого нужно иметь наметанный глаз. А для модели шарж становится приятным сюрпризом. Узнавшие себя выходят и встают рядом с шаржем, тех же, кто показываться не хочет, выталкивают друзья. Пару раз Борис Васильевич пытался произносить со сцены монологи. Но сложность была в том, что он носил бороду, а пародист с бородой не впечатляет. Тогда он придумал статичные маски из глины и папье-маше, под которыми и прятал свое лицо. МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ Маски лепились с известных политиков: Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина, Путина. Холмовский ходил по рядам и, пародируя голоса сильных мира сего, беседовал с народом. Чаще всего шутил на любимую народом тему денег. К примеру, голосом Путина вещал: «С тех пор как я стал президентом, я стал много получать (пауза) ваших писем, телеграмм и записок». Доходило до курьезов. Люди забывали, что перед ними артист. Маске Горбачева задавали вопросы: «Как вы относитесь к алкоголю?», а на маску Ельцина вообще накидывались с криком: «Ты зачем, гад, страну развалил!» Самое удивительное, что и по жизни Борис Холмовский идет этаким коверным. Живет экспромтом. Обожает шутки и розыгрыши. Юмор, считает он, это путь к любви. Именно через него начинаются взаимоотношения людей. Мальчик, знакомясь с девочкой, первым делом пытается ее рассмешить. Рассмешивший сразу зарабатывает себе авторитет. Объектом для шуток Борис чаще всего избирает чад и домочадцев. КОВЕР ИЗ ДЕНЕГ Однажды отправились они с женой на пляж. Стало жарко, и Борис решил искупаться. И двинул вверх по Волге. Плывет тихонько: плюх-плюх-плюх, кайф ловит. Обычно он не оборачивался, а тут оглянулся и заметил рядом с женой какого-то мужичка. Пришлось вернуться. Плыл быстро, аж запыхался. Подплывает к жене, спрашивает: «Девушка, а какой это город? Ярославль? А до Костромы сколько будет? Километров 60?» И поплыл дальше. Надо было видеть лицо того мужика! А однажды решил пригласить в гости соседку. Вернулся быстро. Муж, говорит, приревновал. А видок у Бориса Васильевича еще тот. Под глазом фингал, рубаха разорвана. Мама в слезы. Оказалось — шутка. Синяк был сооружен с помощью глины. Все знают: Холмовский простого подарка в жизни не подарит. Однажды подарил племяннице мешок денег. Мешок был битком набит пятикопеечными монетками. А сестре из денег сделал ковер. Получилось произведение искусства — орнамент из скрученных в трубочку червонцев, десяток, пятерок. Еще у Бориса Васильевича есть одна замечательная способность — быстро вникать в любую работу, он умеет практически все. КАРИКАТУРОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ Его участие в международном анимационном фестивале в шведском городе Стокгольме, куда он возил мультик про инопланетян «Братья по разуму», взявший один из призов, еще можно объяснить. Как и написание сценариев для фильмов. И масляные портреты на заказ. Но недавно Борис занялся изготовлением плетеной мебели и даже принял участие в международном конкурсе, где занял одно из призовых мест. А еще стал пробовать делать срубы домов. Получается неплохо. Для завершения впечатления скажем, что в данный момент Борис работает в довольно мрачном заведении, отбивающем охоту шутить у всякого, кто к нему приблизится. Это одна из фирм ритуальных услуг. Он делает портреты на памятники, копии с фотографий переносит на гранит. Работа, говорит, сложная, ответственная — заказчик требует безупречного сходства. Об отошедших в мир иной Борис старается не думать и вообще воспринимает свою работу как средство к существованию. Разве что при виде детских лиц на надгробиях защемит сердце. Но что делать? Карикатурой сыт не будешь, приходится работать в ритуальном заведении.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page