Я — из массовки

Народным артистом массовки в шутку и всерьез называет себя 49-летний ярославец Владимир Неклюдов. Причем ничуть не обижается, когда ему предлагают кинороли на уровне «кушать подано». Наоборот, считает их за счастье и радуется каждому маленькому эпизодику, сыгранному в каком-нибудь фильме.

АРТИСТ БЕЗ ДИПЛОМА Киношная жизнь Владимира Неклюдова началась не так, как у всех. Не заканчивал театрального или киноинститута. Никогда не занимался творчеством и даже ни разу в жизни не выходил на сцену. По образованию он летчик гражданской авиации. Владимир Васильевич окончил Кременчугское летное училище, с детства мечтал только о небе. — Еще в средней школе я решил, что буду летать. Закрывал глаза и представлял, что парю в небе, как птица. И это ощущение полета осталось на всю жизнь, — рассказывает Владимир Васильевич. По окончании летного училища, в 1977 году, ярославца ждала Тюмень. Об этом эпизоде своей жизни он может рассказывать часами. Как жил в таежном городке с типичным названием Советский. Как, будучи командиром вертолета МИ-8, в любое время суток был готов подняться по тревоге и отправиться на помощь попавшим в беду нефтяникам, газовикам или лесникам. Как доставлял в разные точки Ханты-Мансийского автономного округа людей, а также военные и гражданские грузы, оборудование, продукты. Но… Странная штука жизнь. Порой она преподносит сюрпризы, о которых даже помыслить не можешь. Отдав семнадцать лет Тюмени и двадцать лет гражданской авиации, Неклюдов вернулся в Ярославль. Женился, родил сына, вышел на пенсию. А потом случилось событие, о котором Владимир Васильевич рассказывает одновременно с улыбкой и со слезами на глазах. Шесть лет назад у Неклюдова умер очень близкий друг, тоже летчик, Сергей Борков. На его похоронах Владимир Васильевич случайно разговорился с каким-то человеком из толпы сочувствующих. Это был актер Ярославского театра юного зрителя Сергей Артемьев. Как выяснилось, Сергей Алексеевич тоже знал Боркова и пришел проститься со своим приятелем. Слово за слово, беседа Неклюдова и Артемьева переросла в хорошее знакомство. А уже через несколько дней актер пригласил летчика в святая святых своей работы — за кулисы театра. — С тех пор мы с Артемьевым крепко дружим. И я благодарен судьбе за нашу встречу. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, — говорит Владимир Васильевич. Да, встреча оказалась не случайной. Как будто небеса, куда с детства устремлял взор Володя Неклюдов, решили наградить его за годы безупречной и трудной службы в авиации. А парашютик судьбы вынес летчика на новый жизненный уровень. Спустя несколько месяцев знакомства Артемьев позвонил Неклюдову и неожиданно предложил: — Володя, хочешь сняться в кино? — А я сумею? — засомневался Владимир Васильевич. — Ты — да! — твердо ответил актер. Конечно, больших ролей человеку с улицы, без диплома какого-либо творческого вуза, коим явился для профессиональных кинорежиссеров и актеров Неклюдов, ему никто не предлагал. Но участие в массовке стало для Владимира Васильевича делом новым и настолько интересным, что он втянулся. НУ, ЗА ГУБЕРНАТОРА! Первым киногероем Неклюдова оказался губернатор некой области, где якобы идет упорная борьба правоохранительных органов с преступными группировками. Десятисерийный фильм режиссера Александра Бородянского с рабочим названием «Захват» (на телеэкраны картина вышла под названием «Ребята из нашего города») снимался в районе Диева-Городища, в аэропорту Туношна, на Советской площади и в мэрии Ярославля. Кинокомпания «Мосфильм» работала практически круглосуточно. Несколько напряженных трудодней выпали и на долю Неклюдова. — Первый эпизод с моим участием, то есть с так называемым губернатором, снимали в районе Диева-Городища. Сцена была веселая: за большим столом пировали городские власти и милицейское начальство, — вспоминает Владимир Васильевич. — В центре в стильном костюме и галстуке сам глава области, рядом с ним — генерал УВД, роль которого исполнял известный актер Сергей Никоненко. А по краям — их приближенные. В общем, двенадцать часов, дубль за дублем, пили. Воду, разумеется. Чтобы к концу съемок не упасть пьяной мордой в тарелку. Правда, по сценарию ни одного слова губернатору произнести так и не довелось. А еще он почему-то оказался человеком без роду-племени: за все время съемок никто не назвал чиновника по имени, отчеству или фамилии. Так что узнать, как величали сыгранного им героя Неклюдову не удалось. А потом были эпизоды в аэропорту Туношна, ярославской мэрии и на Советской площади. — Когда киногруппа работала на площади, мне посчастливилось находиться рядом с двумя популярными артистами — Сергеем Никоненко и Сергеем Баталовым, — говорит Неклюдов. — Снималась сцена, когда в городке чествуют русского милиционера, пострадавшего во время криминальных разборок в Штутгарте. По случаю торжества в город N приезжает немецкая делегация и дарит городу-побратиму новенький «Мерседес». Так вот, во время празднования губернатор области, то есть я, находился на трибуне в центре площади, а по бокам — генерал УВД, Никоненко, и исполняющий обязанности начальника ГИБДД Баталов. И плечо к плечу мы, как оловянные солдатики, простояли несколько часов. То оператор снимал всех с разных точек, то требовался крупный план кого-то одного или общий вид площади. Кстати, единственный, кого я тогда так толком и не разглядел, был тот самый «скромный русский милиционер» — победитель преступников. По замыслу режиссера покалеченного в кровопролитном бою с бандитами мента забинтовали с ног до головы. Видимо, дабы показать, как он, бедняжка, пострадал. Поэтому узнать, что это был за актер, не получилось. Хотя в народе поговаривали, будто и в этой роли снялся кто-то из известных… Что интересно, на этом «губернаторство» Неклюдова не закончилось. Спустя два года, в нынешнем июне, в Ярославле проходили съемки боевика «Искушения Титаника». И надо же, Владимиру Васильевичу вдруг предложили роль кандидата в губернаторы области. И снова, несмотря на кажущуюся значимость героя, в массовке. На этот раз герою Владимира Васильевича доверили произнести несколько слов. — Мой эпизод опять оказался праздничным, с застольем и всеобщей веселухой, — смеется Неклюдов. — В губернаторском саду, что на территории художественного музея, рабочие «Мосфильма» расставили длинные столы, накрыли их по всем правилам этикета, созвали гостей и представителей властных структур. И началось… По словам Владимира Васильевича, киношная пьянка-гулянка продолжалась целый день. Праздновали, как значилось в сценарии, состоявшиеся в городе выборы губернатора. Правда, особо улыбаться и радоваться герою Неклюдова не разрешили. Ведь сей кандидат в губернаторы от коммунистической партии выборы проиграл. Зато ликовал его конкурент — сидевший рядом за столом вновь избранный губернатор, который выдвигался от криминальных кругов. Эту роль исполнял знаменитый Портос из фильма «Три мушкетера» Валентин Смирнитский. — Надо было видеть, сколько сарказма, презрения и крутизны было во взоре Смирнитского, когда он в образе действующего главы области смотрел на меня, неудачника! — со смехом рассказывает Владимир Васильевич. — Будь все это взаправду, так и стукнул бы его чем-нибудь тяжеленьким, чтоб не выпендривался. Однако просто гневного и саркастического взгляда Смирнитского режиссеру кинокартины Сергею Виноградову показалось недостаточно. Чтобы накалить страсти до предела и обострить конфликт между двумя бывшими соперниками, Виноградов придумал забавный диалог: — Ну что, дружок, проиграл? — с усмешкой спрашивал экс-конкурента Смирнитский. — Так вы же все взяли в свои руки! Как тут выиграешь? — парировал Неклюдов… Но не только встречей со знаменитым актером запомнился Владимиру Васильевичу фильм «Искушения Титаника». На его съемках Неклюдова еще заставили и танцевать сиртаки. — Это было так забавно! Я ведь вообще-то не умею танцевать: плохо двигаюсь и не чувствую музыкальный ритм. А тут пришлось! Да не под какую-нибудь дискотечную попсу, где движения могут быть любыми, а сразу национальный греческий танец, — говорит Неклюдов. Что интересно, сиртаки актеры разучили очень быстро. Специально приглашенная по такому случаю хореограф из Москвы показала движения, а потом заставила массовку и кинозвезд повторить их несколько раз. И уже минут через пятнадцать-двадцать все лихо отплясывали танец. — Чтобы отснять несколько дублей, пришлось танцевать несколько часов подряд. Было очень утомительно, но так необычно и интересно! — с восторгом делится впечатлениями народный артист массовки. КИПЯТОК НА ВСЕ ВРЕМЕНА Однако вернемся к событиям прошлого. После сериала «Ребята из нашего города» Неклюдова, привыкшего в любом деле выкладываться на сто процентов, заметили. Мало того, он попал в так называемый актерский каталог, который хранится у ярославских представителей «Мосфильма». По этому каталогу дирекция какой-либо киногруппы, приезжающей в Ярославль для работы над картиной, может отобрать для съемок артистов местных театров и массовку. Присмотрели для очередного фильма и Неклюдова. В феврале 2004 года в Ярославль прибыл Георгий Шенгелия. Известному российскому режиссеру захотелось снять в здешних реалиях криминальную мелодраму «Неуправляемый занос». А фактурный, как выражаются театралы и киношники, Владимир Неклюдов как раз подошел на роль одного из бойцов милицейской опергруппы. — Роль мента мне показалась забавной и очень ответственной, — говорит Владимир Васильевич. — Хотя ни одного слова мой герой опять не произнес. Снималась сцена, когда дочь прокурора попадает в какую-то бандитскую передрягу и для ее спасения вызывают опергруппу. Дело происходило с вечера до утра. По замыслу режиссера я вместе с другими артистами, изображающими милицейскую команду, должен был прибыть на машине к месту происшествия и разобраться, что к чему. В общем, до рассвета подъезжали и уезжали, пока не услышали вожделенную команду: «Стоп! Снято!» Но запомнились Неклюдову не только многочисленные дубли. В память врезались античеловеческие условия, в которых приходилось работать. Зимняя ночь. Тридцатиградусный мороз. Природа расщедрилась: хлопьями валит снег, воет жуткий ветер. Одним словом, неуправляемый занос… Зуб на зуб не попадает. А на актерах — только легонькие кожаные курточки и осенние пальто. Поэтому руки-ноги сводит от холода и хочется забежать в теплый подъезд расположенного неподалеку дома и не выходить оттуда ни под каким предлогом. Но до окончания съемок улизнуть с площадки нельзя — сорвешь творческий процесс. А согреться или сходить, пардон, в туалет в перерывах между дублями негде: специализированные теплые автофургончики предназначены только для знаменитостей. А коль ты артист массовки, то и мерзни, как волчий хвост, на улице! Кстати, трудновыносимые погодные условия доставали Неклюдова и во время съемок в «Ребятах из нашего города» и телесериале «Сергей Есенин». — Когда в нынешнем июле москвичи работали в Ярославле над фильмом о Есенине, была жара, — говорит Владимир Васильевич. — Под палящим солнцем массовку, изображающую прохожих, двенадцать часов подряд туда-сюда гоняли по улице Андропова. Причем людей опять одели не по сезону. На улице лето, а граждане — в демисезонных пальто и шляпах. Утешало только одно: наравне с тобой, в таких же условиях снимаются звезды театра и кино — Сергей Безруков и американская актриса Шон Янг. Но для русского человека, привыкшего к жизненным неурядицам и всяческим катаклизмам, тупиковых ситуаций не бывает! Нашли выход из положения и актеры массовки. От замерзания и солнечного удара их спасла… обычная кипяченая водичка. Зимой — горячая, чтобы согреться, летом — холодная, дабы остудиться. Короче говоря, кипяток на все времена! Ну и, конечно, чай и кофе, которые в долгие и утомительные часы работы над фильмом бесплатно предлагают всем желающим. — Чего-чего, а уж чайников с кипятком на съемочных площадках не жалеют. Дирекция киногруппы, заботясь об актерах, обычно дает указания рабочим, чтобы они установили столы с питьем — чаем, кофе или просто водой и едой — баранками, печеньем, пряниками, — смеется Неклюдов. — Так что, несмотря на ненавязчивый киношный сервис, отсутствие удобств для массовки, с голодухи уж точно не помрешь. ПОДРУЖИЛСЯ С НИКОНЕНКО Что больше всего поражает Неклюдова на съемках, так это доброжелательное отношение звездных актеров к массовке. — Раньше я думал, что все знаменитости — зазнайки. Что пообщаться с ними — нереальная мечта. А оказалось, это вовсе не так, — говорит Владимир Васильевич. Да, во время работы над фильмами ему повезло. К примеру, снимаясь в «Хироманте», Неклюдов познакомился с Петром Зайченко. После картины «Искушения Титаника» — с Валентином Смирнитским, Львом Прыгуновым, Игорем Гузуном. Когда работал в «Сергее Есенине», пообщался и сфотографировался на память с Сергеем Безруковым. А участие в массовке недавно снимавшегося в Ярославле «Доктора Живаго» подарило незабываемые встречи с Олегом Меньшиковым и Олегом Янковским. — Но ближе всех я познакомился с Сергеем Никоненко, — делится впечатлениями Неклюдов. — Этот актер оказался настолько доброжелательным и общительным, что запросто болтал и шутил с массовкой и во время съемок, и в перерывах между съемками. С Никоненко у Владимира Васильевича вышла еще одна памятная встреча. Спустя год после работы в сериале «Ребята из нашего города» знаменитый актер приехал в провинцию с гастрольным спектаклем под названием «Все проходит». — Антрепризу, в которой кроме Никоненко участвовали Александр Абдулов и Елена Проклова, показывали в ДК имени Добрынина, — вспоминает Неклюдов. — Еще до начала спектакля я прошел за кулисы и стал ждать, когда Никоненко выйдет из гримерки. И он вышел! Посмотрел в мою сторону, узнал и… кинулся обниматься, как с родным человеком. От неожиданности я опешил и чуть не потерял дар речи. А потом, чувствуя добродушное настроение звезды, успокоился. Сергей сам лично пригласил меня посмотреть постановку, а я в ответ предложил после спектакля посидеть в каком-нибудь уютном кафе, поболтать и выпить. К удивлению Владимира Васильевича, Никоненко от предложения не отказался. И человек из массовки уже готов был увести прославленного актера из дворца культуры. Но тут вмешался Александр Абдулов, который по совместительству являлся еще и режиссером антрепризного спектакля. Показывая на часы, дескать, пора ехать, он волевым решением буквально разлучил Никоненко и Неклюдова. — Немного обидно, что все так произошло, — говорит Владимир Васильевич. — Конечно, я бы мог написать Никоненко письмо. Но как-то неудобно навязываться. До меня ли вечно занятой звезде… ПАПА, МАМА, Я — КИНОШНАЯ СЕМЬЯ А вообще в кино, кроме Неклюдова, засветилась вся его семья. В массовке, разумеется. К примеру, жена Владимира Васильевича Ольга по образованию хоть и медик, но с удовольствием сыграла небольшую роль в фильме «Искушения Титаника». А сын Неклюдова Андрей, который сейчас служит в трудных условиях на острове Новая Земля, с увлечением работал вместе с отцом в «Хироманте». — Так уж получилось, что нас опять пригласили участвовать в застольной сцене, — смеется Владимир Васильевич. — Это был эпизод, когда мы сидели в сквере на улице Трефолева и большой компанией поминали погибшего в Чечне парня… Сейчас артиста из народа Владимира Васильевича Неклюдова знают и уважают многие артисты ярославских театров. За шесть лет работы в кино он подружился с Юрием Ваксманом, Владимиром Гусевым, Сергеем Артемьевым, Александром Чмелевым. И даже, на зависть многим, стал завсегдатаем закулисья. Неклюдову все рады на актерских посиделках и во время капустников, его приглашают в гримерки и общаются только на равных. — Конечно, работа в массовке не столь заметна, как звездные роли именитых артистов. Но мне она по душе, — говорит Владимир Васильевич. — Я и дальше всегда готов сниматься в кино, если пригласят. Но, поверьте, не ради славы и денег. Только ради удовольствия.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям