Детей выпирают по-тихому

Над общеобразовательной школой-интернатом N 7 в Переславле зазвучали первые траурные аккорды. Принятый 10 февраля городской бюджет денег на финансирование этого детского заведения не нашел. Что, впрочем, и следовало ожидать.

ПО СЛУХАМ, первую попытку прикрыть шко- лу-интернат, разместившуюся в трехэтажном добротном корпусе на улице Свободы, еще до начала учебного года городская власть прохлопала. Попыталась потом это сделать с 1 января. Тоже ничего не вышло. По городу пошел страшный шум. Учителя вместе с детьми вышли на улицу и встали с плакатами возле здания мэрии: «Интернат — наш дом родной! Руки прочь от нашей школы!» В Москву, Ярославль, депутатам всех рангов, и даже знаменитому детскому доктору, профессору Леониду Рошалю, полетели страстные письма протеста. Глас интернатовцев был услышан. Область выделила деньги на финансирование учебного и воспитательного процесса до конца учебного года. Мэр города публично заявил, что слухи об угрозе закрытия школы-интерната явно преувеличены. Да только странные вещи стали происходить в этом учебном заведении. В декабре до 400 рублей там повысилась плата за содержание детей. Родители, по одежке протягивающие ножки, охнули и пачками начали оставлять на столе директора заявления о снятии детей с питания. В интернате впервые за сорок с лишним лет появились голодные дети. Как следствие, пошел отток детей. Особенно сельских. Начали проваливаться попытки родителей-горожан получить льготы на содержание детей. К примеру, молодая работница фабрики «Залесье» Жанна Сорокина, у которой двое детишек учатся в интернате, бросилась на днях в администрацию за облегчением финансовой удавки, да так и ушла, залив две свои нищенские справки о доходах горючими слезами. «Вы не бюджетница, вам льготы не полагаются», — объяснили ей чиновники. Какие-то чудеса происходят с набором. За полгода в стенах интерната не появилось ни одного новенького ребенка. И это при том, что поток детей в интернат в течение всего учебного года никогда раньше не прекращался. Интернат даже сам набирал детей. А нынче нафталиновое «Положение о школах-интернатах» заставило родителей ходить за разрешением в управление образования. И там порой происходят интересные вещи. — Полтора месяца назад пришла в интернат одна из жительниц города, — рассказывает педагог интерната Лариса Борисова. — Решила дочь свою из девятой школы к нам перевести. А у нас в девятом классе есть свободные места. Мы ее и отправили в управление образования. И что же она услышала? «Детей в интернат не берем. Интернат закрывается. Идите в восьмую школу». Так что же происходит? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, совершенно необязательно мчаться к гадалке. Просто в мэрии все рассчитали правильно — необходимо свести количество учащихся к минимуму. И тогда все пойдет как по маслу. К концу учебного года уйдут из интерната одиннадцатиклассники. Десятиклассников нет. Их уже в прошлом учебном году не набирали. Нищие селяне разбегутся сами. А это ни много ни мало 65 человек. Что касается городских детей, их никто не собирается обижать. Кого в хулиганскую спецшколу N 8, кого в слабоумный коррекционный интернат в поселке Молодежный, а остальных — назад, в массовую школу. И экономия бюджета будет налицо. И строптивым педагогам и родителям крыть будет нечем. И разве в состоянии понять чиновники, что та же ткачиха Жанна Сорокина совсем не от хорошей жизни отдала своих детишек в школу-интернат. Как их оставить одних, когда ни свет ни заря надо бежать к своим станкам? Или до поздней ночи ткать полотно во вторую смену? И разве не хотела бы она отдать их в обычную десятилетку, да ведь как на мизерную зарплату и алиментные крохи собрать дочку-первоклассницу и сына-второклассника в школу? Нет у нее и той тысячи, которую она могла бы потратить на покупку учебников. И в чем вина ее малышей, что сын заикается, а у дочки глаза всегда на мокром месте и массовая школа, по мнению психологов, не для них. А в интернате рядом с детьми психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог. Здесь же и воспитатель, который за ними присмотрит, и повар, который три раза в день накормит. А рады ли родители семиклассника Жени по полмесяца гнуть спину на ростовских карьерах, и возвращаясь домой, делать для себя приятное открытие — сын напрочь забросил учебу в шестой школе? А сколько еще родителей, непьющих и работящих по своей природе людей, оказались в такой жизненной ситуации, что вынуждены приводить детей в интернат. Чтобы выжили, чтобы не сбились с пути, чтобы получили нормальное образование. И уж особый разговор — дети, которым, мягко скажем, не совсем повезло в этой жизни с родителями. Для них школа-интернат — это тот спасательный круг, который не дает им в нашей жизни пойти на дно. — В моем классе учится Саша, — говорит педагог начальных классов Лариса Борисова. — Мама у нее алкоголичка, нигде не работает. Отца нет. В квартире — ужас. На окнах вместо стекол тряпки, дверь выбита. В доме ни куска хлеба. Лишь пустые бутылки и не просыхающий от пьяных застолий мамин кавалер. Мы нашли этого ребенка на улице. В пятилетнем возрасте она просила у магазина милостыню. На хлеб. У ее одноклассницы Вики та же история. Мать спилась. Отец забрал дочь, но своего угла у него нет. Живет у сожительницы. Но нужен ли ей чужой ребенок? Оттого и приходят порой дети в интернат голодные, грязные, в обносках. И на этот случай у нас всегда есть возможность их вымыть, переодеть, покормить. Многим из этих детей без нашего заведения погибель. И прекрасно понимая это, школа-интернат вновь начинает борьбу за свое спасение. И первым делом в конце января учителя отправили письмо мэру города. Они хотят четко и ясно знать, что происходит с интернатом. Вот лишь краткие фрагменты из него: «Уважаемый Евгений Алексеевич! Обращаемся к вам с просьбой разъяснить дальнейшие перспективы нашего учреждения. Учебный и воспитательный процесс профинансирован лишь до конца учебного года. Педагоги обеспокоены судьбой своих воспитанников, своей судьбой. Закрытие школы-интерната приведет к разрушению системы обучения и воспитания детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, детей с проблемами школьной и социальной дезадаптации. В результате большинство детей окажутся выброшенными за борт, без работы останутся 80 сотрудников. Наше глубокое убеждение, что закрытие школы-интерната — огромная ошибка, которую не должны допустить городские власти. В случае невозможности финансирования учреждения из городского бюджета просим рассмотреть вопрос о передаче школы на областной баланс». Две недели школа-интернат честно ждала ответ из мэрии. Потом учителя набрали номер телефона администрации: «Когда будет ответ на наше письмо?» «Ответа не будет», — ответила трубка.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page