А не запрячь ли нам тройку с бубенцами

О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели — в скульптуре. А сколько сложено песен о тройке — радостных, удалых и печальных! Русская тройка, знаменитая птица-тройка, была воспроизведена и на почтовых художественных открытках.

Автор статьи Геннадий ДЕМИДОВ — любитель лошадей, собрав три сотни старинных и современных открыток, провел самостоятельное исследование происхождения уникальной русской упряжки: одной-, двух- и трехконной. С незапамятных времен человек для перевозки грузов и езды в повозках применял упряжь. К упряжи относятся предметы, которыми лошадь присоединяют к повозке. Известны два вида упряжи: русская дуговая и постромочная. Нигде больше на нашей земле не встретишь деревянную дугу. Хомут, дуга и оглобли — главная часть упряжи. Дуга — это круто изогнутый ствол дерева, концы которого вдеваются в гужи для скрепления оглобель с хомутом. Русская упряжь отлично приспособлена для езды по плохим проселочным дорогам и летом, и зимой. Упряжь весьма практична, в ней нет ни одного лишнего предмета. Гужи и дуга смягчают динамические толчки, так что хомут не смещается и удобно облегчает конские плечи. Умение запрягать, умение управлять лошадью при езде в запряжке требует определенных знаний, усилий, терпения и практических навыков. Помните поговорку: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». А еще говорят: «Русский мужик долго запрягает, зато быстро ездит». В давние времена в старом Ярославле состоятельные и знатные при деньгах люди пешком не ходили. Они имели собственный выезд или нанимали экипаж с кучером. По улицам города перевозили разные транспортные колесные и полозные экипажи: бричка, коляска, тарантас, фаэтон, русские сани-возки, сани легковые… Самые дорогие — щегольские экипажи с легкоупряжными лошадками рысистой породы. Их называли лихачами. Извозчика с бедным экипажем и плохой лошадкой в народе нарекли ванькой, ночным ванькой. У извозчиков в городе имелись свои места стоянок. Например, любого извозчика можно было нанять на стоянке у гостиницы Кокуева, у гостиницы «Царь-Град». Действовали экипажи и только для катания на тройках. Экипажи, перевозившие большие и тяжелые грузы, назывались ломовыми, лошадей использовали тяжеловозной породы. На Руси получила распространение дуговая парная упряжка. Возникла она сначала в крестьянском хозяйстве. Для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяга одной лошади оказалась недостаточной. Сбоку к оглобельной дуговой упряжке стали при помощи постромок припрягать вторую лошадь. Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая. Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь научили тянуть несколько в сторону — это облегчает напряжением привожжека. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз. Коренник должен идти размашистой рысью, а растяжная — правильным размеренным галопом. Такая несимметричная упряжка оказалась одновременно эффективной и резвой и получила широкое распространение как пара «наотлет». До XVIII века в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом. Когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. Русская тройка появилась в связи с потребностями почтовой службы. Ее достоинства — высокая скорость, хорошая проходимость, большая грузоподъемность. Лихая и быстрая езда позволяла употреблять тройку не только для перевозок почты и пассажиров, но и для катания на свадьбах, праздниках и народных гуляньях. Особенно популярными были катания на Масленицу. Настоящего рассвета тройка достигла в первой половине XIX столетия. Она превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. У русской тройки использовались два принципа тяги: оглобельный и постромочный. Запряжка представляет собой трех лошадей в ряд: одна лошадь (коренник) запрягается в оглобли, а две остальные на пристяжку, по одной с каждой стороны. Постромки пристяжных лошадей крепятся к двум валкам повозки. Скорость развития лошади зависит от аллюра: шаг, рысь, галоп, карьер. В тройке коренник бежит рысью, а пристяжные галопом. Подобрать, подготовить тройку и управлять ею — большое искусство. Кони должны быть одинаковой масти — серые, гнедые, каурые, пегие, рыжие, вороные… Лошадь понимает хорошее к ней отношение, быстро усваивает уроки, точно выполняет задания кучера. Троечная сбруя обычно украшалась: использовались металлические детали разной формы и с насечкой, к шлеям и узде прикреплялись кости, свисавшие по бокам и с шеи лошади. Дугу богато украшали художественной росписью. Но самым интересным и любимым в народе был причал: крепление на дуге в качестве сигнала бронзового колокольчика. Количество колокольчиков — от одного до трех. Их еще называли поддужными. При быстрой езде они издавали весьма сильный звон, слышный за несколько верст. Он веселил, не давал дремать ямщику и предупреждал встречных о приближении возка с почтой или курьером. Практиковалось и применение кожаных арканов (ошейников) с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов, которые надевались на шею лошадей. Бубенцы издавали негромкий мелодичный звук. Ладно и прочно сработанная с украшениями упряжь ценилась высоко. Поэтому мастера-шорники издавна на Руси были в особой чести. Автомобиль, железная дорога потеснили упряжки, конные обозы, ямщицкие тройки. В Центральной России тройка полностью исчезла. Умолк и колокольчик. Но в 50-х годах ХХ века по образцам с репродукций картин энтузиасты восстановили троечную упряжь. В нынешнее время любовь к лошадям не угасла. Она вернулась к нам от дедов и прадедов. «Благороднейшее и красивое, гордое и отважное животное», — написано о лошадях в одной старинной книге. Теперь мы можем видеть, как катятся одноконные дуговые упряжки на проселочных дорогах, особенно в лесных краях, как в парках катают детишек. Успешно используют одно- и двухконные упряжки фермеры. Несмотря на то что иметь конюшню накладно, интерес к коновладению растет. Тройка вернулась к нам в качестве красивого вида спорта и атрибута праздника. С гордостью отмечаем успех энтузиастов-конников из Ярославской, Московской, Владимирской, Костромской и других областей в возрождении славы тройки, которые практически поддерживают развитие коневодства и совершенствование русской тройки. Каждый год проводятся конно-спортивные соревнования троек на скорость, на резвость и красоту. И диво дивное: птица-тройка была и остается символом удали русского народа.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям