У полномочий есть границы, безграничен лишь поиск средств

Сколько денег в кармане Ярославля в этом году, откуда они там взялись и куда будут потрачены? Пенсионеры и льготники, ветераны и трудящиеся — сколько приходится на каждого и хватит ли на всех? На эти и другие вопросы нашей газете ответил Андрей ДАНЦ, заместитель мэра, директор департамента финансов мэрии города Ярославля.

— Андрей Аркадьевич, денег всегда не хватает. Как проходит наполнение бюджета и выполнение социально значимых статей в этом году? — Здесь следует выделить позиции. Во-первых, сам ход исполнения по первому кварталу 2005 года. Сразу напоминаю, что мы сейчас исполняем бюджет в измененном законодательстве. Иными стали межбюджетные отношения — между муниципальным образованием и субъектом Федерации. То есть претерпела изменения сама основа построения бюджетов, определение расходных полномочий за каждым уровнем власти. Заявлено более четкое разграничение этих полномочий. Новым законом о местном самоуправлении оговорены вопросы, которыми непосредственно занимается муниципальное образование. И в рамках этого законодательства сегодня сформирован бюджет. Основной удельный вес связан с содержанием бюджетной сферы. Причем сюда входит не только своевременная выдача заработной платы — она может быть из других бюджетов, а именно само содержание. Вот, допустим, есть школа. Бюджет города решает вопрос содержания ее помещения: в нем определены расходы на коммунальные услуги, связь, охрану, текущий и капитальный ремонт. При этом расходы на заработную плату и учебный процесс выделяются из средств областного бюджета. Также бюджет города определяет финансовое обеспечение городского жилищно-коммунального хозяйства в части благоустройства территории муниципального образования. Вот такие основные вопросы, с чем сегодня мы связаны. Такова первая часть. И еще хочу сказать, что первый квартал 2005 года такой же проблемный, как и во все предшествующие годы. Потому что это период новогодних праздников, коротких месяцев, промышленность только начинает выполнять свои производственные планы. Поэтому бюджет мы выполнили (в сопоставимых условиях с прошлым годом, не беря в расчет средства от продажи муниципального имущества) на 18 процентов от плана года. При условии равного деления должна быть одна четвертая часть от года, 25 процентов. Это говорит о том, что присутствует кассовый разрыв. Тот самый недостаток средств на обеспечение социально значимых расходов. В связи с этим мэрией города были приняты дополнительные усилия и меры, с тем чтобы этот кассовый разрыв закрыть. Он закрывается двумя путями: либо кредитами в банках, либо ускоренной продажей муниципального имущества. По второму пути мы и пошли. План приватизации муниципальной собственности по году утвержден. Ряд объектов намечено было реализовать в третьем и четвертом кварталах. Мы форсировали этот процесс и получили 191 миллион рублей от средств приватизации. Это 65 процентов от того, что спланировано на год. Для сравнения скажу, что год назад, в 2003 году… — Почему в 2003-м, а не в 2004-м, как обычно сравнивают в таких случаях? — Просто цифра значимая. Тогда на 163 миллиона рублей продали. Так это за год. А здесь 191 за первый квартал — цифры говорят сами за себя. Между тем это ведь не постоянный источник доходов. Продали — и все. Никакой арендной платы. Отныне имущество в частной собственности, а в городе уменьшается база для пополнения бюджета арендной платой. Вот что касается собственности, по которой в первом квартале мы вынуждены были принять все эти меры, чтобы закрыть кассовый разрыв. И получилось, что те 18 процентов плюс доля приватизации — и мы вышли на 22 процента. Более или менее выровняли ситуацию, и в том числе это нам позволило наполовину уменьшить долги в банках с начала года. Они были 140 млн. рублей — на 1 апреля осталось 70. Все за счет приватизации. Это такая особенность нынешнего периода. Город лишился значительной части налоговых платежей. Нет норматива отчислений от налога на имущество, следовательно, нет интереса заниматься инвесторами, инвестициями. Все 100 процентов этого налога поступает в областной бюджет. И как бы мы ни просили утвердить городу какой-нибудь процент от этих полномочий, чтобы можно было заниматься недоимкой и привлекать инвесторов, тем не менее нам отказали. Нет налога на прибыль. Он тоже практически полностью аккумулируется в областном бюджете. Поэтому у нас основной источник пополнения городского бюджета — это налог на доходы физических лиц. Он поступает в объеме 50 на 50 процентов. Часть идет к нам, часть — в область. Для справки: в 2004 году в бюджет города зачислялось 68 процентов. — Интересная картина получается. Собственность мы в конце концов продадим, налогооблагаемая база с каждым годом уменьшается — на что жить-то будем? Планы какие-то есть? — Мы начинаем разговор о расходных полномочиях. Закон говорит так: вот полномочия — вот сумма, требуемая для этого. В конце года, если помните, мы полтора месяца говорили о том, что городу не хватает денег на выполнение расходных полномочий. Кассовый разрыв составляет порядка 900 миллионов рублей. Мы просили отрегулировать это межбюджетными отношениями в виде постоянных нормативов отчислений от основных налогов. Но поддержки не получили. Сегодня Бюджетный кодекс запрещает выделять средства на полномочия, которые муниципальному образованию не определены. Это значит, что если полномочия утверждены федеральным бюджетом или вменены в обязанности областной администрации, то мы уже не имеем права потратить на данные статьи ни рубля. Это будет считаться нецелевым расходованием средств. Так определил законодатель для каждого уровня бюджетов: вот твои задачи и, соответственно, финансовые ресурсы. — Возможно, это не в вашей компетенции отвечать на следующий вопрос, но «законодатель определил», затем чтобы город обращался в область. Та, соответственно, в Федерацию. Чтобы закрепить вертикаль власти. — Наверное, и это преследовалось. Подразумевалось, вероятно, и соизмерение ответственности за принятые решения, в том числе и финансовые. Чтобы они были подконтрольны и сопряжены с государственной политикой. Все равно же есть Федерация, есть определенные федеральные задачи. А на местах законодатель определил заниматься обеспечением населения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, содержанием и благоустройством дорог, организацией транспортного обслуживания, организацией дошкольного и общего образования и др. Туда же он отнес содержание муниципальных помещений, дорог. В том числе городу предписано содействовать жилищному строительству, содержать в надлежащем состоянии коммуникации. Вот целый комплекс, не буду его весь перечислять. Вот, сказано, ваша задача, вот ваши бюджетные средства. Все остальное если есть, например, высшее образование, то вы сюда не касайтесь, пусть им занимается Федерация. Происходит четкое разграничение. Наверное, это правильно. Хотя живой пример с повышением с 1 марта заработной платы милиции в виде ежемесячного денежного довольствия в размере оклада. То есть решение принято на федеральном уровне, а средств на это не выделено. Сотрудники УВД, содержащиеся за счет городского бюджета, уже два месяца должны получать денежное довольствие в своих подразделениях в районных отделах внутренних дел. Надо обеспечить в целом выплаты на миллион в месяц. Сегодня эти деньги мы вынуждены отвлекать из городского бюджета, с других отраслей городского хозяйства. — Но ведь это же не ваши полномочия? — Полномочия до 2006 года наши, но решение о повышении заработной платы принято не на местном уровне, поэтому данные расходы должны быть компенсированы как городскому, так и областному бюджетам из бюджета федерального. Люди-то здесь. Почему мы это и делаем. Мы понимаем ситуацию, согласовываем позицию. И область делает то же самое. Но порядка в возмещении средств до сих пор нет. — Почти все льготники, по данным соцопросов, считают себя пострадавшими в результате монетизации. Есть ли для них деньги в ярославском бюджете? — Я поясню: есть три уровня власти, и у каждой свои полномочия в определении этих льгот. Если Федерация направляет деньги инвалидам, участникам войны, чернобыльцам — это категории, которые относятся к уровню федерального бюджета. Они принимают решения о введении этих льгот и перенаправляют средства на их возмещение. Дальше законом определены категории, по которым ответственность за их обеспечение возложена на областные и районные администрации. Права субъекта — это ветераны труда, труженики тыла, репрессированные. То есть вы приняли, вы должны обеспечить. Разграничение полномочий привело к тому, что городской бюджет разделился на следующие части: 33 процента — это средства вышестоящих бюджетов, которые проходят через городской бюджет с соответствующей ответственностью их целевого направления, а 67 процентов — это уже наши собственные обязательства, деньги, которые поступают в городской бюджет. Поэтому сегодня наполнение вышестоящей части, оно по кварталу, как я уже сказал, составляет 22 процента от года, технически выполняется нормально. В том числе выполняется и субъектом. Что добавить по льготам? В первом квартале мы были вынуждены заниматься проездом. Сделали. Выделили по 50 рублей на льготника, в том числе и на федеральных. Взялись обеспечить выдачу лекарств, и на это из бюджета ушло порядка двух с половиной миллионов. Приобрели оргтехнику, чтобы оснастить поликлиники и тем самым ускорить процесс выписки рецептов. — Бюджет в начале года мэр обозвал коммунальным, очевидно, посчитав, что никогда прежде столько денег на улицу не выбрасывали. Насколько это много и достаточно ли на большее, чем просто залатать дыры? — Ну «выбросить на улицу» означает, что идет нецелевое, бесконтрольное расходование средств. Такого быть не должно. Есть контрольные структуры, которые знают свое дело. Во-первых, мы, департамент финансов, контролируем целевое направление средств. Во-вторых, есть контрольно-ревизионное управление. В-третьих — Центральный банк, в-четвертых — казначейство. Имеется множество организаций, включая прокуратуру и УВД, разработана система, которая не первый год контролирует целевой характер расходования средств. На благоустройство улиц в бюджете заложены средства. Ведь можно подметать один раз в день, можно два или даже три раза. Это будет зависеть от количества средств. Соответственным будет качество уборки. Это касается и утилизации, и прочих коммунальных обязанностей. Так делается лицо города. По дворам в этом году предусмотрено выделить 110 миллионов рублей — в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. Скачок есть. Когда утверждали бюджет, говорили «коммунальный», потому что это наши полномочия сегодня. Поэтому муниципалитет поддержал предложение мэра и утвердил соответствующую программу, в том числе и за счет обеспечения ее привлечением банковских кредитов в этом году с расчетами в году следующем. Соответствующий контроль ведется теми, кому поручено, начиная со сметы, с акта выполненных работ, с приемки этой работы. Контроль этот не новый, он в любой сфере — в строительстве, в производстве, в финансах. Также существует система контроля и в коммунальной сфере, все должно быть документально подтверждено. Контроль осуществляет департамент городского хозяйства, в том числе и депутаты муниципалитета по своим округам. Вместе с жителями, старостами домов, председателями ТСЖ, руководителями ДЕЗов. Эта система отработана, это отдельный разговор. — По целевому бюджетному фонду что можно сказать в настоящее время, помимо того что это новая структура городского бюджета? — Во-первых, сегодня бюджетное законодательство предусматривает возможность создания отдельно целевого бюджетного фонда. Полностью он называется «целевой бюджетный фонд развития жилищного строительства и городской инфраструктуры». Мэрия сейчас вышла на муниципалитет с предложениями, чтобы утвердить правовую основу существования данного фонда. В доходной части бюджета целевой фонд должен быть выделен отдельной строкой, а в расходной части — заведен отдельно учет и контроль поступающих средств по отдельной смете. А само наполнение, ставки, размер средств, которые будут наполнять этот фонд, — это второй вопрос, который в течение двух месяцев мэрией будет подготовлен и утвержден мэром. В принципе просчитать несложно, исходя из той практики, которая в течение ряда лет ведется в городе по возмещению средств на работы по подготовке строительных площадок. То есть создание целевого бюджетного фонда связано с жилищным строительством и прочим строительством в том числе. Соответственно, с развитием города, с приходом инвесторов. — Можно дать оценку нынешнему ходу бюджетного процесса? — Он идет в соответствии с федеральным законодательством. В свою очередь, законы приводятся в порядок. Здесь и Бюджетный кодекс, разграничение расходных полномочий, это изменение межбюджетных отношений в части видов доходных источников, которые остаются, а часть их сокращается. Бюджет утвержден, сбалансирован, хотя дается тяжело. Сегодня всплывает другая проблема — обеспечить 100 миллионов рублей на повышение зарплаты. Опять надо искать дополнительные средства.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page