Щедрая натура

Таких людей, как Бусырев, остались единицы. И не только в Данилове.

Далеко не каждому из нас дано увидеть в извиве обыкновенного, казалось бы, корня или в хитросплетении сучьев фигурку петуха, лисицы или другого зверька. У Николая Михайловича взгляд наметан: во время своих походов на Горушку он находит то, что после небольшой доработки дома становится такой занимательной вещицей, что глаз не оторвать!

Это соавторство с природой началось для Бусырева в далеком детстве. Коля-пастушок уже в восемь лет семью кормил, где кроме него еще пятеро детей было. Матери помогал, и когда настало время поступать в школу, Коля тоже пришел на торжественную линейку. Постоял с ребятами, получил гостинчик — яйцо, ватрушку да кусочек сахара.

После линейки детки направились в классы, а Коля — к стаду в поле. Ходил за козами босиком до самого снега. А когда сосед выбросил на помойку обгоревшие на печи старые валенки, смышленый малец подобрал их и соорудил себе с помощью шила и дратвы вполне сносную обувку. Рукастым парнишка оказался. Да у него на родине — в вологодской глубинке — в послевоенное время таких было немало. Иначе бы не выжили.

Козы — а в стаде у Коли их было до семидесяти голов — животные норовистые, за ними глаз да глаз нужен. Вот и вострил его парнишка, подмечая повадки рогатых бестий, а заодно и все интересное, что его окружало. Самодельным ножичком немного дорабатывал то, что создавала природа, и получались занятные поделки. Ими Коля щедро одаривал сестренок и других ребят. Целых десять лет ходил Бусырев за стадом, это стало для него отличной школой познания природы.

После переезда в Данилов — а случилось это после службы в армии и женитьбы — Николай Михайлович долгие годы отработал на местном промкомбинате наладчиком деревообрабатывающих станков. Как только выдавалась свободная минутка, он доставал свои заготовки и творил замечательные вещи, которые потом дарил заезжему писателю из Москвы да и просто всем, кому они приглянулись. Не жадничал, а радовался за тех, кого одаривал, — пусть люди любуются красотой, которую беспрерывно творит мать-природа. Было время, Бусырев вел кружок в одной из школ города, учил ребят тому, что сам постиг в голодном детстве. Нынешние школьники, кроме как на экскурсиях, почти совсем не соприкасаются с природой.

После развала промкомбината пришлось Бусыреву поработать на газокомпрессорной станции. Здесь он тоже находил время для любимого занятия. Благо и лес рядом. Сейчас Николай Михайлович на пенсии — ему уже за 70, реже стали походы на Горушку, где он собирает материал для своих поделок. Однако многие их сотни, что увезли с собой друзья и знакомые Бусырева в разные концы России, до сих пор согревают им душу и напоминают о щедрой натуре этого человека.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page