Отчего у нас в деревне вдруг большой переполох

Каждый ребенок должен жить в семье. Эти правильные, в общем, прозвучавшие на самом верху слова дали толчок очередной набирающей обороты кампании. И вот уже районы области включились в негласное соревнование — у кого больше приемных семей. Даниловский — в числе лидеров.

ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ

Дальше — больше. Добрались и до специальных коррекционных школ-интернатов, учащиеся которых, по мнению исполнителей директив свыше, тоже непременно должны жить дома. С такой вестью приехали недавно в Середу три ответственные дамы из областного департамента образования, чем переполошили все местное население. Середская коррекционная специальная общеобразовательная школа-интернат существует уже 67 лет. За эти годы сотни больных и с задержкой психического развития детей обрели здесь тепло и заботу со стороны педагогов-профессионалов — то, чего они никогда бы не смогли получить в своих неблагополучных семьях.

Такие семьи появились не сами по себе. Десятилетиями социалистическое государство, обещавшее всеобщее благоденствие советским людям, формировало слой социальных иждивенцев. И с этой задачей в отличие от многих других оно довольно успешно справилось. Открывались детские дома и спецшколы, где при живых и неплохо здравствующих родителях содержались тысячи ребят. Повзрослев, но так и не обретя опыта создания нормальных семейных отношений, они опять же старались поместить своих детей в такие учреждения. И так поколениями у определенной части населения страны взращивалось безответственное отношение не только к своей жизни, но и к жизни своих детей.

И теперь крутой поворот, государство решило: родители должны отвечать за воспитание детей. Вот только родители-то разные бывают. Закрепленный поколениями у части наших граждан на уровне подсознания «кукушачий» инстинкт не так-то легко преодолеть. К тому же обострились социальные факторы: обнищание людей и чуть ли не поголовная безработица на селе со всеми вытекающими из этого последствиями. И вот по наименее защищенным селянам и готовится удар. Почему решили закрывать коррекционные школы, начав это делать не где-то в городе, а в Середе? Почему именно здесь хотят бросить пробный камень?

СКАЧОК ОТЧЕТНОСТИ

Коллектив школы долго держали в неведении о грядущих переменах, хотя какие-то слухи до Середы все же долетали. Прошлым летом из коррекционной школы вывезли в Переславль 30 детей-сирот, а в сентябре запретили проводить дополнительный прием проблемных детей. Хотя в той же Середе в средней школе учатся сейчас девять так называемых детей со справками. Корифеи педагогики и психологии так до конца и не договорились о том, где же лучше таким детям — в специнтернатах или дома, с организацией их обучения в коррекционных классах обычных школ. К сожалению, наше общество еще не доросло до той степени толерантности, какая существует в более развитых и цивилизованных странах. Там дети с задержкой психического развития (ЗПР) обучаются в обычных классах, окружены заботой педагогов и сверстников. Наверное, и у нас есть подобные примеры, но их единицы. И надо немало времени, чтобы в обществе сложились подходящие для таких перемен условия. В том числе и материальные.

Сейчас воспитанники интерната в Середе получают пятиразовое питание. И надо видеть, как они набрасываются на еду после выходных, проведенных в своих семьях. К тому же по возвращении в школу их сразу приходится переодевать в чистую одежду. Неизвестно также, возможно ли будет собрать таких детей на занятия в обычной школе и не разбегутся ли они по сторонам, как затравленные зверьки. Вопросов много. И ответить на них однозначно не берутся даже профессионалы, проработавшие с такими детьми десятки лет.

Зато у исполнителей спущенных сверху директив, видимо, нет никаких сомнений. Они заявили в Середе: коррекционную школу-интернат закроют, и дороги назад нет. После закрытия нескольких таких школ наверняка произойдет заметный скачок в милой сердцу чиновника отчетности, можно будет рапортовать наверх об успешно проделанной работе. И даже рассчитывать на премию и прочие награды.

Глядя со стороны, сложно постичь логику таких исполнителей, вдохновленных важностью порученного дела и готовых ради этого расшибить лбы и себе, и людям. С одной стороны, они заявляют: у школы заканчивается лицензия, и продлить ее вряд ли удастся. С другой — не далее как в декабре минувшего года коррекционной школе выделили деньги на приобретение легкового автомобиля, который и был куплен. Перед этим благодаря помощи председателя обкома профсоюза работников образования и науки Алексея Соколова школе подарили автомобиль РАФ, что облегчило жизнь ее коллектива. Директор коррекционной школы Евгения Данилова немало сил потратила на подготовку сметной документации на ремонт помещений.

НЕСТЫКОВКА

Конечно, обе машины можно безболезненно передать другому учреждению. Смета? А наплевать на нее! Мало ли казенных денег тратится порой впустую. Часть детей передадут, как уже оговорено, в школу N 1 Данилова, часть — в Середскую среднюю школу, в коррекционный класс.

Но что будет с тремя десятками педагогов и других работников школы-интерната? У каждого семья, дети. Два педагога участвуют в программе по предоставлению жилья молодым специалистам. Как они будут выплачивать ссуды, потеряв работу? И вообще, где смогут трудоустроиться более двух десятков педагогов со специальной подготовкой? Об этом уже сегодня с тревогой думает глава Середского сельского поселения Алла Холоднова.

— Нас обрадовали, обещая нынче летом начать строительство газопровода к Середе, — говорит Алла Львовна. — Наши люди смогут наконец обустраивать свою жизнь на современный лад. С другой стороны, если закроют коррекционную школу-интернат, это повлечет за собой немало серьезных проблем. В том числе и по наполнению тощего бюджета сельского поселения и трудоустройству педагогов. А что будет с детьми?

Тревоги Холодновой понятны. Из действующих предприятий в Середе остался лишь небольшой льнозавод, коллектив которого в марте-апреле пойдет в вынужденный отпуск и встанет на учет в центре занятости: заканчивается сырье, и работа на заводе замирает.

На вопрос, как относится ко всей этой затее с закрытием школы заместитель главы по социальным вопросам Екатерина Фофанова, она ответила, что Середская коррекционная школа-интернат находится в ведении областного департамента образования. И хотя она не сторонница закрытия школы, ее мнение вряд ли повлияет на принятие окончательного решения.

Осенью прошлого года детей Даниловского детского дома перевели в Спас. Это дало возможность трудоустроиться нескольким жителям села, о чем с гордостью говорят теперь на информационных встречах с населением районные чиновники. Лучше ли от этого переезда стало детям, надо спросить у них самих. В Середе намечен обратный процесс — закрыть школу-интернат и разместить часть детей в городской школе. Вот и получается, что при обилии разных программ прослеживается явная их нестыковка. Впрочем, это уже перестает удивлять, поскольку постоянные реформы и перетряхивания — национальная забава наших чиновников.

А пока в Середе десятки людей и их семьи с замиранием сердца ожидают наступления «дня икс» — намеченной уже даты, когда школу закроют окончательно и бесповоротно. По иронии судьбы она выпадает на 1 июня — День защиты детей.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page