Не счесть хождений в коридорах власти

Мэр Ярославля Виктор Волончунас встретился с журналистами, чтобы выразить свое отношение к проекту закона Яроcлавской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области — городе Ярославле», который вносится на рассмотрение областной думы.

МЭР Виктор Волончунас посчитал необходимым официально высказать точку зрения по поводу готовящегося законопроекта. Есть опасения, что принятие его повлечет усложнение, затягивание процесса строительства, замедление инвестиционного развития, а в перспективе — спад темпов жилищного строительства в городе.

Сейчас потенциальный застройщик обращается в один орган — мэрию города. Принятие закона создаст ситуацию, когда заявитель должен обращаться в орган исполнительной власти Ярославской области, в администрацию области, за предоставлением земельного участка. Однако согласно законодательству РФ выбор земельного участка все равно будет осуществлять мэрия города по заявлению органа исполнительной власти области. Далее мэрия либо отказывает в выборе, либо оформляет акт о выборе с приложением правового акта, утверждающего проект границ, и затем направляет эти документы в администрацию области. Затем администрация области принимает правовой акт о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающий акт о выборе земельного участка. На основании этого решения заявитель проводит формирование земельного участка, кадастровый учет. После получения кадастрового плана администрация области принимает постановление о предоставлении земельного участка для строительства.

Получается, что документы, согласования будут проходить по дополнительному кругу, количество бюрократических препон значительно увеличится. Очевидно, что сроки предоставления земельных участков возрастут. Как показывает опыт других городов, в три-четыре раза.

Однако в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он разработан в целях сокращения сроков и упрощения процедуры предоставления земельных участков в городе Ярославле, а также для обеспечения охраны исторического центра Ярославля и реализации масштабных градостроительных, инвестиционных и иных проектов, в том числе в рамках подготовки к тысячелетию города.

Непонятно, каким образом законопроект будет отвечать целям охраны исторического центра. Охраной исторического центра города органы исполнительной власти Ярославской области занимаются уже много десятков лет. Механизм охраны центра давно сформировался — утверждаются проекты зон охраны памятников города, и согласовываются выбор каждого участка для строительства в центре города и проекты строительства каждого объекта.

Принятие предложенного законопроекта повлечет за собой снижение темпов строительства в городе. Это один из главных его недостатков.

Как известно, законодатель заинтересовал органы местного самоуправления интенсивнее готовить участки под жилищное строительство. Статьей 62 Бюджетного кодекса установлено, что до разграничения государственной собственности на землю доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, расположенных в черте города и предназначенных под строительство, в полном объеме поступают в бюджеты городских округов. В Ярославле эти средства идут в целевой бюджетный фонд жилищного строительства, образованный в составе бюджета города. Из этих источников в том числе финансируется развитие городской инфраструктуры, осуществляется подготовка земельных участков для проведения аукционов.

Мэр подчеркнул, что темпы строительства жилья в ближайшее время сохранятся благодаря многолетним наработкам органов городского самоуправления в этой сфере, но заминки в предоставлении земельных участков все равно приведут к снижению темпов ввода жилья.

Инициаторы закона считают, что областной бюджет не понесет дополнительных затрат. Однако понадобится новый, значительно выросший аппарат, а уж каковы аппетиты чиновников, мы знаем. Необходимо будет заключать контракты на конкурсной основе с оценщиками, подрядными организациями, осуществляющими инвентаризацию земли, инженерные изыскания. Безусловно, понадобится вкладывать в подготовку земельного участка для жилищного строительства бюджетные средства.

По сути, предлагаемый проект означает изменение условий строительства в городе, своеобразную градо-строительную революцию. И это на фоне значительных результатов в градостроительстве, достигнутых муниципалитетом и мэрией города. Если в 2005 году введено 128 тысяч кв. метров жилья, то в 2006 году 184 тысячи кв. метров. Для сравнения: в Рыбинске в прошлом году введено всего лишь 6 тысяч кв. метров жилья. Вот поле деятельности для областных властей — увеличение темпов жилищного строительства в тех городах области, где оно находится на очень низком уровне. В Ярославле, как видим, картина иная.

В 2006 году в городе предоставлено 125 земельных участков для строительства объектов соцкультбыта. А торговых площадей в городе введено в эксплуатацию в два раза больше, чем в 2005 году. Если в 2004-м мэр подписал 323 постановления, связанных с процедурой выбора и предоставления земельных участков, то в 2005 году таких постановлений подписано 702, в 2006 году — 939, а в I квартале 2007 года — 279.

Органы городского самоуправления провели значительные мероприятия по совершенствованию процесса градостроительства: принят новый генеральный план, завершается разработка документов градостроительного зонирования, принята программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, реорганизованы комитет по управлению муниципальным имуществом и управление архитектуры и градостроительства — выделено управление земельных ресурсов, создано управление развития территорий города, агентство по продаже земельных участков, налажена работа по проведению аукционов.

Законопроект, который вносится на рассмотрение государственной думы области, изменяет весь порядок работы в градостроительной сфере. Однако правовые последствия принятия законопроекта не прорабатывались. Мэр Виктор Волончунас предлагает изучить перед подготовкой такого важного решения опыт других городов России, где подобные решения были приняты. Интересно, что в нескольких российских городах после принятия аналогичных законов за год не проведено ни одного аукциона по жилищному строительству.

По мнению Виктора Волончунаса, вариантом возможных путей решения проблемы было бы закрепление за одним из заместителей губернатора области функций по сопровождению приоритетных инвестиционных проектов и взаимодействию с органами местного самоуправления в вопросах принятия конкретных градостроительных решений.

В мэрии предлагают решать проблемы, в том числе и градостроительные, мирным, конструктивным путем, ведь все уровни власти заинтересованы в том, чтобы город интенсивно развивался, чтобы сюда охотно шли инвесторы, а на пути реализации проектов не было дополнительных бюрократических препон.

Мэр Ярославля убежден, что предлагаемый законопроект не послужит интересам жителей города и региона и в целом является ошибкой. И просит депутатов учесть это при голосовании по предлагаемому закону.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям