Чужие среди своих

Встречаю недавно знакомую Валентину Павловну Ильященко из поселка бывшего кирпичного завода, что в Рыбинском районе. Спрашиваю, не исполнилась ли их давняя мечта о переводе поселка из Песоченской администрации в какуюто из ближайших, ведь с разделения РМО на городской округ и сельское поселение прошло больше года.

Нет, все попрежнему, и так же заброшен поселок, и все так же нет транспорта и работы, и попрежнему инвалид Саша Копейкин, едва сойдет лед на Волге, перевозит их по надобности на другой берег Волги, чтобы могли они попасть в администрацию за какой­нибудь справкой.

БЛЕСК И НИЩЕТА КИРПИЧНОГО ЗАВОДА

Старожилов в поселке Кирпичный почти не осталось. Умерли, разъехались, не веря в лучшую долю своей малой родины. За воспоминаниями о былой славе Кирпичного пришлось идти в Шашково, где в Шашковской средней школе знакомлюсь с пожилым преподавателем ОБЖ Николаем Петровичем Моченковым. Он прожил в Шашкове всю жизнь, сорок пять лет преподавал в школе и о Кирпичном знает достаточно. На заводе, от которого теперь остались лишь стены, делали когда­то красный кирпич замечательного качества, и был он таким дефицитным, что отпускался потребителям сверх разнарядок только по большому блату. Или в знак особого уважения. В шестидесятых годах прошлого века знаменитый директор Института биологии внутренних вод Академии наук СССР, что располагается в поселке Борок Некоузского района, известный полярник и Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин приезжал сюда на катере, который сопровождала баржа. Ему отпускали красный кирпич из особого почтения и в обход планам и разнарядкам… Говорят, почти весь поселок Борок построен из этого кирпича…

Как бы там ни было, но в поселке кипела жизнь, там проживало до четырехсот человек. И дети ходили в Шашковскую школу целой гурьбой. А теперь не набирается и десяти человек.

Еще Николай Петрович рассказал, что лет десять назад приезжали на кирпичный завод, уже разваливающийся к тому времени, какие­то коммерсанты, собирались восстанавливать предприятие, и даже на подходе к поселку с правой стороны от дороги, где располагается водозабор для водопровода села Шашкова, был возведен фундамент. Причина попыток, не увенчавшихся однако же успехом, была достаточно веской: рядом с поселком знаменитые карьеры с высококачественной глиной, что и явилось в свое время основанием для строительства здесь завода по изготовлению кирпича. Но фундамент остался фундаментом, а новую жизнь поселку так никто и не дал.

Это при советской власти денег не считали. Раз нашли хорошую глину, значит, надо строить завод. Но предприятие все равно было маломощным и тягаться с кирпичными гигантами не могло. Вот и стало потихоньку умирать на заре капитализма. Впрочем, этому помогли в какой­то степени бывшие руководители Рыбинского моторостроительного объединения. Лет двенадцать назад, когда нынешнее ОАО «НПО «Сатурн» еще и не акционировалось, один из бывших его директоров в поисках новых площадей вышел на погибающий кирпичный завод на территории Песоченской администрации Рыбинского района и решил сделать там цех по производству лопаток для авиадвигателей. Кирпичное производство, которое еще возможно было тогда реанимировать, было уничтожено, завезено оборудование, и началась новая жизнь. Однако продлилась она недолго. При такой отдаленности и на столь малых площадях, да еще и при отсутствии нормальных кадров, производство оказалось нерентабельным, и новые руководители, подсчитав убытки, закрыли его.

СПАСАЕТ САША КОПЕЙКИН

Но проблема поселка даже не в том, что многочисленные новые хозяева старого завода так и не смогли найти ему применение, а в том, что каким­то образом сам поселок оказался на задворках мировой цивилизации. Географически он располагается на территории Шашковской сельской администрации, объединенной теперь с Назаровской, но административно почемуто относится к Песоченской. Наверное, потому, что в поселке Песочное находилось смежное производство фарфоровый завод. Вот и решено было сельские предприятия, выпускающие промышленную продукцию, объединить под одним крылом. А те, которые занимались сельским хозяйством, под другим крылом. При советской власти между поселком кирпичного завода и Песочным курсировал катер, и жители ездили на работу из Песочного в Кирпичный и наоборот. Теперь об этих славных днях остались одни воспоминания.

… Первой в поселке я встретила Людмилу Георгиевну Яковлеву. Она бросила овцам капустные листья и сказала:

Вы ведь сами видите, как здесь красиво! Высокие берега, Волга, лес, а жить невозможно одни дачники остались да пенсионеры. Когда прекратил существование кирпичный завод, а потом и цех по производству лопаток для «Рыбинских моторов», жизнь в поселке остановилась. Мы никому не нужны, к нам не приезжают представители власти. Давно прошли и разделение на город и район, и выборы, а наша судьба так и не решилась.

Оказывается, вопрос о том, куда отнести Кирпичный поселок, вставал давно. Ведь для того чтобы получить какуюнибудь справку для похорон, например, или для получения пенсии, нужно ехать в свою администрацию. И если жители окрестных деревень, находящихся в двух километрах от Кирпичного, садятся на пригородный автобус и через пятнадцатьдвадцать минут, ну максимум через сорок, достигают своей администрации, то жителям Кирпичного приходится на это потратить целый день. Сначала нужно добраться до Рыбинска, в Рыбинске до автовокзала, там дождаться автобуса на Песочное, который ходит довольно редко, потому что проходящих автобусов нет, ведь от главной трассы до Песочного три километра, и только тогда уже можно добраться до администрации за своей справкой.

Правда, сейчас местные жители летом как­то умудряются решить эту проблему. Благодаря местному инвалиду Саше Копейкину, которого за доброту все зовут Сашенькой. У него большая лодка, и он никогда никому не отказывает в перевозке. В любую погоду и в проливной ливень, и даже в начинающийся по осени снегопад везет он односельчан через Волгу в местную администрацию. И берет за эти «пригородные перевозки» сущие копейки.

А КАТЕРА НИКТО НЕ ВИДЕЛ

Но когда Волга покрывается льдом, жизнь в Кирпичном снова замирает. Оказывается, чтобы поселок передать другой администрации, нужно проводить референдум опрос мнений жителей поселка.

А в чем, собственно, проблема? Опросить полтора десятка оставшихся прописанными здесь кирпиченцев миллионы рублей нужны, что ли? Или организация этого непосильный труд? Тем более что итог известен заранее. Ведь и дети из Кирпичного ходят в Шашковскую школу, и почтой местные жители пользуются шашковской, и пенсию получают у шашковских почтальонов. И даже к ветеринару вынуждены обращаться к шашковскому, хотя приписаны к песоченскому, но он слишком далеко корову же на лодке не повезешь.

Когда проходили выборы, сюда не ступила нога ни одного кандидата на пост главы Рыбинского района. Они все больше окучивали крупные населенные пункты Назарово, Шашково, Октябрьский, Судоверфь и им подобные. Минуло уже более полтора года с выборов, но попрежнему здесь не видят высших чиновников.

А меж тем, несмотря на ненужность и неприкаянность жителей Кирпичного, здесь тоже кипят нешуточные страсти. Такие, какие возможны только в изолированном от внешнего мира уголке, когда люди варятся в собственном соку и им негде искать справедливости и защиты. На сегодняшний день в Кирпичном работают только коопторговский магазин, баня да контора ЖКХ, расположенная в одном из заброшенных зданий все того же бывшего кирпичного завода. Когда эту контору создавали, то начальником ее поставили местного жителя Владимира Владимировича Кана, бывшего работника цеха по производству лопаток. Но местным бабушкам он не нравился, и они вступили с ним в бой, а заодно и с его женой. Особенно доставалось Канам от местной активистки Валентины Павловны Ильященко. Она периодически уличала Канов в чем­нибудь, и в конце концов ее побила супруга начальника Татьяна Кан. Но Валентина Павловна женщина не промах, хоть и пенсионерка, вызвала милицию, и Татьяна Кан после расследования уголовного дела по факту нанесения побоев предстала перед судом, где и получила полгода условного срока.

Потом Владимира Кана уволили, на его место заступила Александра Александровна Смирнова. Контора местного ЖКХ собирает квартплату с жильцов муниципального фонда, отапливает дома и топит баню. На остальное нет средств.

Еще при бывшей главе Песоченской администрации Лидии Кругловой жители Кирпичного обращались к губернатору с просьбой выделить из областного бюджета средства на приобретение катера для перевозок в Песочное и обратно. Это решило бы многие проблемы, и первым делом проблему безработицы в Кирпичном. Пришел ответ, что средства выделены, катер куплен. Лидия Круглова говорила, что вот­вот он будет спущен на воду и наступит, наконец, райская жизнь…

Но катера так никто и не увидел. Уже и выборы прошли, и в Назаровско­Шашковской, и в Песоченской администрациях новые главы, да и глава района теперь собственный появился. Но жители Кирпичного живут попрежнему, чужие и ненужные на своей родной земле.

/>

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page